Характеристика современной системы органов государственного управления

Государственное управление является социальной системой со всеми присущими ей свойствами. Причем социальные системы создаются людьми, основным структурным элементом являются люди и в силу этого проявляется как творческий характер социального управления, его сила, так и уязвимость. Признаки:

- иерархичность статусов элементов;

-наличие в системе механизмов самоуправления;

-самосознание субъектов и объектов управления;

-формальные и неформальные отношения;

-организация (социальная система и обеспечивающая ее подсистема государственного управления – это всегда организованная целостность).

На входе в систему, окруженную социальной средой, постоянно поступают импульсы в виде требований и поддержки, на выходе (рецепторе) – управленческие решения и действия.

Система государственного управления, адекватно реагирующая на происходящие в обществе изменения, является рациональной.

Требования к системе формируются исходя из общественных потребностей и интересов и по своему содержанию они могут касаться распределительных процессов, регулирования, коммуникативных процессов.

Если на входе накапливается слишком много требований, то это свидетельствует о невнимании государственных управленческих структур к потребностям общества, что характерно для закрытых систем.

Главным результатом функционирования управляющей подсистемы государственного управления являются управленческие решения и действия.

Система государственного управления формируется под влиянием различных факторов: уровня развития данного общества, состояния политической культуры, политических традиций, господствующих форм религии, конкретной исторической ситуации и даже территориально-географических условий страны, что обусловливает различие между системами государственного управления в различных странах.

Система государственного управления – это сложное образование, состоящее из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой социальными системами. Она включает:

-систему управляющую (субъект);

-систему управляемую (объект);

-коммуникативную систему, т. е. систему взаимодействий между элементами управляющей и управляемой системы: прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т. д.

Вертикальный срез управляющей системы можно представить в виде двух подсистем:

- подсистемы А, осуществляющей публичное управление обществом и реализующую власть в масштабах всего государства тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества;

- подсистемы Б – государственно-административной, выполняющей функции управления повседневными делами в конкретных областях общественной жизни.

Горизонтальный срез системы государственного управления выделяет:

•институциональную подсистему;

•нормативно-правовую подсистему;

•функционально-структурную подсистему;

•коммуникативную подсистему;

•профессионально-кадровую подсистему;

•профессионально-культурную подсистему;

•научно-технологическую подсистему.

Каждый структурный элемент подсистемы также является сложным образованием, имеющим свою структуру, свои задачи и функции.

Важнейшей является институциональная подсистема, так как невозможно оказывать управляющее воздействие, не определив, кто конкретно имеет право и может это делать.

Нормативно-правовая подсистема – основа функционирования системы государственного управления. Она включает совокупность правовых законов, правил и норм как на «входе» в систему, так и на «выходе».

Коммуникативная подсистема представляет собой комплекс управленческих отношений, официальных и неофициальных связей субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, а также их взаимодействие с общественными объединениями, гражданами. Иными словами, это система взаимодействий в управлении.

Функционально-структурная подсистема определяет роль и место каждого структурного элемента системы, его предназначение и выполняемые им специфические функции.

Она отражает форму государственного устройства, уровень централизации и децентрализации, развитость местного самоуправления.

Управленческие функции органов государственного управления многообразны и зависят от объекта, содержания, способа, объема управляющего воздействия. Функциональная система позволяет не только очертить функции, но и обеспечить их распределение по горизонтали и вертикали управления, обнаружить и исключить дублирование в различных органах, устранить несоответствие организационно-структурного строения государственного органа его функциям.

Профессионально-кадровая подсистема предопределяет качество и эффективность государственного управления.

Неотъемлемой составляющей профессионально-кадровой подсистемы является профессионально-культурная подсистема, которую можно представить как совокупность и характер профессиональных знаний управленцев, образцов административной этики, политических, социальных, правовых ценностей и норм, исторических традиций и современных достижений науки.

Культура управленческих кадров как субъективный фактор системы государственного управления во многом определяет ее зрелость, качество, целостность. От уровня профессиональной культуры во многом зависит устойчивость системы.

Необходимо также выделить научно-технологическую подсистему как необходимый компонент, обеспечивающий ее целостность и организованность, и одновременно как важнейшее условие повышения эффективности функционирования системы государственного управления.

Управляемая система (объект) государственного управления включает все компоненты общества, подверженные государственному воздействию и выступающие как объекты управления. Каждый объект имеет свои, разноуровневые субъекты управления, в том числе и в управляемой системе.

Управляемая система отличается от управляющей системы по ряду признаков. Если для управляющей системы характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то для объекта управления характерны многообразные, многослойные горизонтальные, невластные, диспозитивные связи. Это – отношения, связанные с жизнеобеспечением общества (язык, семья, мораль, рынок, нация и др.), социокультурные и политические отношения, связанные с предпочтениями, ценностными ориентациями, выражающимися в поддержке того или иного общественно-политического института и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: