Характеристика конституционного строя РБ. Законодательство, закрепляющее и регулирующее основы конституционного строя

Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. В Конституции Республики Беларусь есть раздел «Основы конституционного строя», факт текста которого свидетельствует о его фундаментальном значении. Надо отметить, что зарубежная правовая мысль в этом вопросе неоднородна: как правило, в странах, в которых действуют старые конституционные акты (США), об основах общественного строя не упоминается. Чаще всего дело ограничивается словами «справедливость», «демократия», «права человека» и т.д. Исключения, однако, в этом вопросе также есть. Например, в Конституции ФРГ (1949 г.) специальный раздел об основах общественного строя отсутствует, имеются лишь положения о собственности.

Конституционный строй определяется всем законодательством страны, которое может иметь и отдельные недостатки. Конституци Конституционный строй – это определенная форма (способ) организации государства, закрепленная в Конституции. Положения Конституции, посвященные основам конституционного строя, обладают большой юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции.

В Конституции Республики Беларусь содержится отдельный 1-й раздел, посвященный этому вопросу. В частности, подчеркивается, что Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством, признающим приоритеты принципов международного права (ст. 1). Республика Беларусь является суверенным государством, в котором единственным источником государственной власти является народ. Он же является носителем суверенитета и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Территория республики едина и неотчуждаема. Она делится на области, районы, города, иные административные единицы.

Важность значения основ конституционного строя закреплена в ст. 2 Конституции Республики Беларусь; это принцип о человеке, его правах и свободах, гарантиях их реализации как высшей ценности и цели функционирования общества и государства.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (ст.7). Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отметим, что вопрос о разделении властей за рубежом принят как аксиома, и основное количество публикаций посвящено не столько разделению, сколько уравновешиванию властей. Основой конституционного строя Республики Беларусь является регулирование отношений между социальными, национальными и иными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Все другие положения, связанные с темой «Основы общественного строя», условно можно разделить на 4 группы: экономические основы; политические основы; социальные основы; духовные основы. В целом конституционный строй утверждается народом, что таким образом обуславливает юридическую силу конституционных норм, их верховенство и обязательность для органов государства и граждан.

30. Суверенитет и демократия. Суверенитет и верховенство власти. Формы проявления государственного суверенитета. Важнейшим признаком государства, оказывающим существенное влияние на содержание государственной власти, ее устройство и устройство территории, является суверенитет. В соответствии с Конституцией Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Государство может быть полноценным, когда оно суверенно. Суверенитет – это свойство государства самостоятельно, независимо от власти других государств осуществлять свои полномочия (функции) на его территории и за пределами, а также в международных отношениях. Суверенитет проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти означает, что она сама и только она вправе принимать нормативные акты и она ограничена лишь правом. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих высшую государственную власть: это Парламент, Президент, Верховный Суд, Правительство и т.д. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами, а также проявляется в самостоятельности при осуществлении внутригосударственных функций. Государственный суверенитет – основное условие международной правосубъектности. Надо отметить, что народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета. Народный суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, и он являетсяединственным источником государственной власти. Таким образом, суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах.Как суверенное государство Беларусь в XX в. функционировала с 1918 г. по 1922 г.; в составе Союза ССР как субъект международного права не выступала и от своего имени не заключала международных договоров. Суверенитет Республики Беларусь как самостоятельного государства впервые был провозглашен 27 июля 1990 г. Верховным Советом Беларуси в «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь». Особенно остры проблемы по вопросам суверенитета в федеративных государствах. В Конституции Российской Федерации записано, что суверенная власть признается исключительно за Российской Федерацией. Суверенитет является главной составляющей компетенции государства 8 декабря 1991 г. Беларусь, Россия и Украина подписали соглашение о содружестве независимых государств. 21 декабря 1991 г. к СНГ присоединились еще 9 государств. Учредительными документами являются: соглашение о создании СНГ, Алма–Атинская декларация и другие документы.Координирующими высшими органами являются Совет Глав государств, Совет Глав Правительств, межпарламентская ассамблея, исполнительный секретариат (находится в Минске – столице СНГ) и другие органы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: