Порядок принятия, введения в действие, изменения, дополнения и отмены Конституции

В статье 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано определение Основного закона. Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Исходя из данного определения, можно выделить характерные черты Конституции Республики Беларусь. Главной, как видится, является её высшая юридическая сила. Конституция – это нормативный правовой акт, которому должны соответствовать все остальные акты законодательства. Наличие данного признака неоднократно прослеживается в различных статьях самого текста Конституции. Особый порядок принятия и изменения – это специально усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений, дополнений в Конституцию. До внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь 1994 года вопрос о её пересмотре мог решаться двумя способами: путём рассмотрения Верховным Советом инициативы 150 тысяч граждан или не менее 40 депутатов Верховного Совета, Президента, Конституционного Суда и через референдум (статьи 147, 149).

Согласно действующей редакции Конституции вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум. В соответствии с Конституцией разделы I, II, IV и VIII могут быть изменены только путём референдума.

Таким образом, согласно действующей редакции Конституции Республики Беларусь правом на предложение о внесении изменений и дополнений в Основной Закон обладают две группы субъектов: 1) Президент, Национальное собрание и избирательный корпус в количестве не менее 450 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при изменении путем референдума); 2) Президент и не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом (при внесении законопроекта в Парламент). Данный вариант пересмотра Конституции, предусматривающий усложнённую процедуру принятия закона, является более сложным. Во-первых, определены периоды, в течение которых названный закон приниматься не может: в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей. Во-вторых, установлена необходимость двух его обсуждений с промежутком в три месяца и принятие его квалифицированным большинством в 2/3 голосов от полного состава каждой из палат Парламента. В-третьих, разделы I, II, IV, VIII могут быть изменены только путём референдума. Конституция считается принятой, если за неё проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Какие-либо иные особенности процедуры принятия Парламентом новой Конституции на сегодняшний день не установлены. Можно предположить, что в отношении принятия новой Конституции должны выполняться требования статей 138 и 139 действующего Основного Закона, регулирующие порядок внесения в Конституцию изменений и дополнений. Т. обр., Конституция РБ – жесткая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: