Дополнение

Сегодня к государству предъявляются все более возрастающие требования провести фундаментальные реформы, направленные на повышение результативности его деятельности и улучшения качества и доступности государственных услуг. Необходимость реагировать на изменения в обществе и экономике порождает движение за модернизацию, которое «выходит за рамки бюрократической системы» с целью создания такой структуры государственного управления, которая была бы более ориентирована на потребности граждан и бизнеса, более направлена на снижение расходов путем повышения внутренней эффективности, более привержена идеалам грамотного управления и уделяла бы больше внимания развитию информационной экономики.

Реформа государственного управления, или «обновление государственного устройства» (reinventing government), стоит в повестке дня многих государств с начала 90-х годов прошлого века, однако в наши дни она обретает новую значимость. В немалой степени это вызвано тем, что современные веб-технологии могут стать инструментом для преобразования государственного управления и взаимоотношений государства со своими клиентами – гражданами и компаниями. Многие государственные деятели говорят о том, что в 2010 году будет трудно оправдать сохранение вертикальной структуры государственного управления и предоставление государственных услуг на базе обособленных вертикальных ведомств с узкими функциями.

Существующая в наши дни модель государственного управления складывалась в течение многих лет, и есть основания думать, что она достигла своей вершины в другую эпоху – в послевоенном индустриальном обществе, когда предполагалось, что у всех граждан существует потребность в одних и тех же элементарных услугах государства. Каждый человек получал определенного уровня медицинскую помощь, образование, жилье, социальное обеспечение и коммунальное обслуживание. Этим требованиям отвечали массовые, предназначенные для всех граждан однотипные государственные услуги, которые одинаковым образом предоставлялись соответствующими ведомствами с вертикальной структурой управления.

В условиях обособленной деятельности государственных структур различные учреждения не испытывали особой необходимости во взаимном сотрудничестве для выполнения своих задач. У каждой организации были собственные правила и процедуры, а также, возможно, собственная правовая основа деятельности, собственные методы работы и бизнес-процессы. Каждая организация сама заботилась о сборе и анализе собственных данных, планировании, обмене информацией, принятии решений и выполнении своих функций. Для своего времени эта система работала достаточно хорошо: она выглядела справедливой и сравнительно простой для понимания.

Однако за последние десятилетия общество сильно изменилось. Сегодня сообщества людей в разных регионах все чаще состоят из представителей различных культур и народов и уделяют больше внимания, чем когда бы то ни было, вопросам возраста, вероисповедания, пола, особых потребностей и субкультур. Социальные проблемы стали сложными и взаимосвязанными, и социальные нужды уже не укладываются в строго очерченные рамки отдельных ведомств.

Власти, как правило, пытались решать проблемы современности и заниматься новыми видами деятельности путем создания дополнительных процедур и новых государственных структур. Возникающее при этом дублирование и частичное совпадение обязанностей часто приводило к увеличению количества служащих и ухудшению качества услуг. В то же время каждый гражданин хочет, чтобы при разработке и предоставлении государственных услуг принимались в расчет его уникальные личные обстоятельства.

Темпы и характер модернизации государственного управления отличаются для разных стран, но при этом существует ряд общих побудительных мотивов, затрагивающих все органы власти. Среди них – потребность в эффективной и производительной работе государственного аппарата, оказание услуг с ориентацией на нужды клиента, грамотное управление и развитие экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: