Своей собственной основе

Стране не была навязана чуждая модель реформ в чужих интересах. Задачи реформирования подчинены национальным интересам и долгосрочным целям социально-экономического развития без «зацикленности» на воплощении в жизнь каких-либо экономических теорий. Руководство государства не стремилось просто копировать те или иные

хозяйственные и управленческие схемы, не вникая в первопричину их появления, а проводило экономические и социальные реформы с максимально полным учетом исторического прошлого, менталитета общества, его способности адаптироваться к происходящим кардинальным изменениям. То есть, исходило и исходит из того, что государственное управление является отражением общей политической и управленческой культуры народа. Энергия людей была направлена в русло творческого созидания, а не в болото бесплодных споров о либерализации, демократическом, гуманном социализме и т.д. Одновременно и с учетом зарубежного опыта формируется и растет производственная и управленческая культура, достаточно социализированные слои населения приобщаются постепенно к цивилизованному рыночному поведению.

3. В основу методологии реформ были положены принципы постепенности и учета национальных условий. Скорость реформ согласовывается со способностью людей адаптироваться к ним. Руководство страны понимало, что, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, необходимо иметь пищу, жилище, одежду (то есть в реформах все происходило в соответствие с классикой менеджмента). mПотому реформы в Беларуси начались не с экономики, а с преодоления бедности. Принимались во внимание и неподготовленность основной массы населения к рынку, и энергетическая и товарная зависимость, и недостаток рыночнограмотных кадров. Символами реформ в Беларуси являются понятия «социальной защиты» и развитие экспорта.

4. Корпоратизация управления - базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства. Принцип наименьшего действия собственника в рыночной экономике является ведущим. Государство же должно организовывать синергетические эффекты, используя национальные ресурсы в интересах развития всего общества, формируя материальные условия для перехода экономики к полноценному рынку. Создать эти условия можно только пройдя длительный этап корпоратизации госуправления, когда базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства. Экономика дореформенной Беларуси, как и всех стран бывшего СССР, была построена по отраслевому принципу и, по сути, представляла собой единый "завод", административно управляемый с помощью Госплана и других вышестоящих организаций. Быстро перевести такую систему в рыночные условия, как показывает опыт, практически невозможно. Этому должен был предшествовать, как это неоднократно зафиксировано мировой практикой, процесс внутренней конвергенции (корпоратизации), целенаправленно проводимый сверху (наиболее яркий пример – реформирование экономики Японии после войны). Беларусь не спешит либерализовывать и свою финансовую систему, твердо придерживаясь мнения, что государство должно полностью контролировать ситуацию до тех пор, пока в стране не сформируется рыночная инфраструктура, а национальные банки не окрепнут. Государство удерживает в своих руках абсолютный контроль над госбанками, чтобы гарантировать стабильность финансового сектора страны и безопасное развитие экономики.

5. Успех реформ обеспечило руководство страны, и, прежде всего, Президент А.Г. Лукашенко, не на словах, а на деле заинтересованные в процветании страны. Жизненная стратегия Главы государства совпала с характером, масштабами и направлениями преобразования страны. Ничто само по себе работать не будет. Никакая даже самая совершенная модель. Нужна побудительная позитивная сила. В этом и состоит суть управления. В Беларуси в государственном управлении сохранено главное - организованность процесса. Для эффективного государства должна существовать политика всех видов производственной и социальной деятельности, увязанных между собой. И место отраслей в этой

системе, и их прибыль должно регулировать все-таки государство. Достичь этой синергии возможно только при условии наличия твердой управленческой воли первого лица государства, способного верно оценивать истинный масштаб политических и экономических событий в исторической перспективе, и целенаправленных, последовательных и согласованных действий всего руководства страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: