Поршневые компрессоры холодильных машин классифицируют:
по виду сжимаемого хладагента — хладоновые, аммиачные, углекислотные и т.д., а также универсальные, рассчитанные на работу с рядом различных хладагентов, чаще всего с хладоном и аммиаком; у отечественных компрессоров унифицированного ряда вид хладагента отражает первая буква условного обозначения: Ф — хладоны, А —аммиак;
по числу ступеней повышения давления (ступеней сжатия) — одно- и многоступенчатые (обычно двухступенчатые); в многоступенчатых конструкциях цилиндры всех ступеней компонуют в общем блоке или на общей раме;
по схеме преобразования вращения вала в возвратно-поступательное движение поршня — бескрейцкопфные (с кинематической схемой коленчатый вал-шатун — поршень) и крейцкопфные, когда движение от шатуна к поршню передается через ползун (крейцкопф) и шток;
по характеру движения хладагента в цилиндре — непрямоточные, в которых хладагент в цилиндре меняет направление движения, а неподвижные клапаны размещают в головке цилиндра, и прямоточные с неизменяемым направлением движения хладагента, когда один из клапанов, установленный в днище поршня, движется вместе с ним;
|
|
по числу цилиндров — одно-, двух- и многоцилиндровые (обычно число цилиндров не превышает восьми);
по расположению цилиндров — вертикальные, угловые (V- и веерообразные), оппозитные; характер расположения и число цилиндров в угловых компрессорах унифицированного ряда отражают второй буквой условного обозначения соответственно для двух-, четырех- и восьмицилиндровых компрессоров В, У и УУ;
по степени герметизации — сальниковые, приводимые в действие выносным двигателем; бессальниковые с встроенным электродвигателем и герметичные, заключенные вместе с двигателем в герметичный кожух; в условное обозначение бессальниковых и герметичных компрессоров унифицированного ряда вводят буквенный индекс БС или Г;
по способу охлаждения цилиндров — с воздушным или водяным охлаждением;
по холодопроизводительности (холодильной мощности) поршневые компрессоры классифицируют так же, как и холодильные машины, — малой (менее 12 кВт), средней (от 12 до 120 кВт) и большой (свыше 120 кВт) мощности: величину холодопроизводительности компрессоров унифицированного ряда в Мкал/ч при стандартных температурах кипения и конденсации (-15. +30 °С) указывают в числовом индексе условного обозначения компрессора;
по числу полостей цилиндра — простого и двойного действия. В компрессорах простого действия сжатие паров происходит только с одной стороны движущегося поршня; в компрессорах двойного действия при каждом ходе поршня с одной его стороны происходит всасывание, с другой — нагнетание; по виду привода — с тепловым (от двигателя внутреннего сгорания), турбинным и электрическим приводом;
|
|
по типу привода — непосредственно от электродвигателя; с внешним приводом — через муфту (от электрических и тепловых двигателей); через клиноременную передачу;
по месту установки — стационарные и транспортные;
по частоте вращения вала— тихоходные (до 500 об/мин) и быстроходные (более 500 об/мин).
Для современных поршневых компрессоров характерны следующие особенности:
снижение габаритных размеров и массы благодаря повышению частоты вращения коленчатого вала до 1500—3000 об/мин;
плавное регулирование производительности;
применение непрямоточной схемы газораспределения для возможности использования встроенных устройств регулирования производительности и облегчения шатунно-поршневой группы;
повышение допустимой степени сжатия и разности давлений на поршень;
универсальность по отношению к хладагентам;
расширение номенклатуры устройств, обеспечивающих автоматическую работу.
Надежность компрессора — это вероятность его безотказной работы в течение заданного времени, а также моторесурс до ремонта. Отказ — это нарушение работоспособности узла (детали).
Для большинства компрессоров, работающих в стационарных условиях, моторесурс до среднего ремонта составляет 8—18 тыс. ч, а между капитальными ремонтами — 27—30 тыс. ч. При этом должна обеспечиваться наработка на отказ не менее 2—4 тыс. ч для бессальниковых фреоновых компрессоров и не менее 1—1,8 тыс. ч для сальниковых аммиачных. У транспортных холодильных установок эти показатели значительно ниже, что в основном объясняется спецификой работы (удары, вибрации, температурно-влажностные факторы и др.).
Компрессоры транспортных установок разработаны на базе существующих стационарных аналогов с учетом специфических условий эксплуатации, размещения на подвижном составе и особенностей технического обслуживания. Используются как одноступенчатые, так и многоступенчатые компрессоры.