Игры животных
Локомотивные Манипуляционные
Компенсаторные Некомпенсаторные
Локомоционные. Это игры, "ни с чем и ни с кем" с самим собой. Это подвижные игры, при которых животное постоянно меняет свое местонахождение: бесцельная беготня, кувыркание, подскоки, прыжки, барахтанье на суше, в воде и т. п. Их так называют, потому что они сводятся к перемещению животного в пространстве. К этой категории следует отнести и такие "гимнастические упражнения" раскачивание из стороны в сторону, различные движения конечностей.
Примеры. Локомоционные игры копытных. Для них характерны стремительные пробежки, часто по кругу, скачки, резкое подбрасывание передней и задней части туловища, удары копытами, притоптывание.
1. У горного сибирского козла локомоционные игры детенышей происходят часто на крутых склонах, и рискованные прыжки козлят приводят иногда к несчастным случаям.
2. Детеныши газелей, внезапно, без внешнего повода бросаются вскачь по широкому кругу, то резко тормозя, то без видимых причин, стремительно наращивая бег, то отскакивая в сторону. У взрослых газелей такие прыжки разом перемещают их на большое расстояние, поэтому, спасаясь от хищников, газели используют такие прыжки. Такие прыжки встречаются и в брачных стычках и церемониях.
|
|
3. Молодые выдры оживленно катаются по полу (в неволе), извиваются, лежа на боку. Часто прячутся, то выскакивают из укрытия и снова быстро скрываются, то высоко подбрасывают зад и подскакивают. (Похожее поведение у молодых морских свинок).
4.Детеныши росомахи охотно катаются со снежных горок (как медвежата), скатывает или лежа, или кувырком, затем вновь поднимается на гору и вновь скатывается, образуя настоящие ледяные горки. Кувыркание - вообще постоянный компонент игр детенышей росомах, а попытки лазать появляются лишь в 8-недельном возрасте, и только к 11 - 12 неделям они начинают регулярно влезать на деревья. Только к 4-5 месяцам они овладевают этим умением.
5.Детеныши домовой мыши начинают после прозрения (12-15 день жизни) без видимых причин совершать странные, блошиные прыжки вверх или в сторону. Они напоминают те резкие прыжки, с помощью которых эти животные спасаются при внезапной опасности.
6. Самые разнообразные интенсивные локомационные игры встречаются у обезьян. У их детенышей они начинаются очень рано и выражаются в буйной возне, при которой производится сложные телодвижения. Они бегают с высокой скоростью, прыгают куда попало, летают с ветки на ветку, кувыркаются, вращаются вокруг себя, Они встают на голову, побежать на двух ногах, повиснуть вниз головой на ветке, держась за нее одной ногой.
|
|
Как видно, локомационные игры способствуют общему физическому развитию молодого животного, прежде всего его способов передвижения и глазомера. Кроме того игры этой категории имеют и познавательное значение: молодые животные усваивают пространственные отношения, познают расстояния и тем самым развивают способность к ориентации.
Манипуляционные. Различают компенсаторные и некомпенсаторные манипуляционные игры.
Некомпенсаторны е. Это игры, в кот объектами, то есть «игрушками» являются или предметы, с которыми животные встречаются в природе (камни, веточки и т.п.) или органы тела, например, хвост.
Компенсаторны е. Это игры с «суррогатными» предметами (игры с клубком ниток, тряпками и т.п.). То есть естественное поведение взрослого животного, кот. молодое животное еще не может (и не должно) выполнять, компенсируется в его играх сходными действиями с предметами заместителями.
Пример. Бурый медведь бросал в реку большие камни и внимательно следил за тем, как вода булькала и расходилась широкими кругами и т.п. Казалось бы действия медведя лишены смысла, но польза состоит в том, что молодое животное, забавляясь, распространяет свою активность на новые объекты, знакомится с их свойствами, устанавливают все новые отношения со средой и в результате накапливает ценный опыт впрок. Такой опыт существенно расширяет общую базу поведения, делает его значительно более лабильным, гибким, страхует животное в необычных, особенно экстремальных условиях и позволяет делать ему открытия, изобретения, кот. могут оказаться чрезвычайно полезными и важными не только для особи, но даже и для прогрессивной эволюции всего вида.
Совместные игры. Локомоционные движения животных являются врожденными и животное в ходе игры только совершенствует эти движения и учится наиболее эффективно ориентировать их в окружающей среде. С манипуляционными движениями сложнее, еще больше усложняется двигательная активность животного, когда локомоционно-манипулятивные действия направляются не на пассивные физические тела, а на игровых партнеров. В результате между животными возникает взаимодействие в условиях общения. В этом заключается качественно отличие совместных игр от одиночных.
Существует несколько форм совместных игр животных.
Для молодых млекопитающих, особенно копытных, весьма характерны прежде всего совместные локомоционные игры. Животные бегают с огромной скоростью вместе или наперегонки то сюда, то туда.
Другая распространенная форма – преследование детенышами друг друга. Это игра в «охоту», в преследовании жертвы или врага. Нередко одновременно играют в «прятки» с внезапным нападением на партнера из укрытия.
Следующая форма – игровая игра. Это так называемые «антагонистические» или «агрессивные» игры. Особое место такие игры занимают в поведении детенышей животных-охотников.
У молодых мартышек гусар выделены следующие типы совместных игр: приглашение к игре, бегство-преследование, игровая борьба (в обнимку), «бокс» (удары, шлепки), прыжки (на бегу в сторону).
Итак, совместные, особенно общеподвижные игры, как и игры других категорий, способствуют прежде всего физическому развитию, тренировке, упражнению двигательных способностей молодого животного. При игровой борьбе и других, связанных с ней игровых действиях отрабатываются соответствующие формы поведения взрослых животных (подкарауливание, нападение, преследование, оборона, ловля и умерщвление добычи и т.п.). Кроме того, в совместных играх, особенно «борьбе», партнеры меряются силами, происходит своего рода проба сил, в результате которой часто устанавливаются иерархические отношения между сородичами (типа «господство-подчинение»). Но установление подлинных внутригрупповых отношений между животными совершается чаще всего у взрослых животных, а молодые, играя, только упражняются в этом.
|
|
Совместные игры содействуют формированию и собственно коммуникативных способностей животных, умению понимать друг друга. В ходе совместных игр животные упражняются в умении эффективно пользоваться типичным для вида языком звуков, движений, поз, запахов, прикосновений, с помощью которого у них передается информация от одной особи к другой. Сами коммуникативные системы подачи сигналов, так и понимание их значения происходят у животных на врожденной основе – в основном детенышам этому учиться не надо. Однако в совместных играх молодых животных, в условиях их игрового общения друг с другом происходит отработка этих систем, а иногда и их обогащение.