double arrow

Виды игр


Игры животных

Локомотивные Манипуляционные

Компенсаторные Некомпенсаторные

Локомоционные.Это игры, "ни с чем и ни с кем" с самим собой. Это подвижные игры, при которых животное постоянно меняет свое местонахождение: бесцельная беготня, кувыркание, подскоки, прыжки, барахтанье на суше, в воде и т. п. Их так называют, потому что они сводятся к перемещению животного в пространстве. К этой категории следует отнести и такие "гимнастические упражнения" раскачивание из стороны в сторону, различные движения конечностей.

Примеры. Локомоционные игры копытных. Для них характерны стремительные пробежки, часто по кругу, скачки, резкое подбрасывание передней и задней части туловища, удары копытами, притоптывание.

1. У горного сибирского козла локомоционные игры детенышей происходят часто на крутых склонах, и рискованные прыжки козлят приводят иногда к несчастным случаям.

2. Детеныши газелей, внезапно, без внешнего повода бросаются вскачь по широкому кругу, то резко тормозя, то без видимых причин, стремительно наращивая бег, то отскакивая в сторону. У взрослых газелей такие прыжки разом перемещают их на большое расстояние, поэтому, спасаясь от хищников, газели используют такие прыжки. Такие прыжки встречаются и в брачных стычках и церемониях.




3. Молодые выдры оживленно катаются по полу (в неволе), извиваются, лежа на боку. Часто прячутся, то выскакивают из укрытия и снова быстро скрываются, то высоко подбрасывают зад и подскакивают. (Похожее поведение у молодых морских свинок).

4.Детеныши росомахи охотно катаются со снежных горок (как медвежата), скатывает или лежа, или кувырком, затем вновь поднимается на гору и вновь скатывается, образуя настоящие ледяные горки. Кувыркание - вообще постоянный компонент игр детенышей росомах, а попытки лазать появляются лишь в 8-недельном возрасте, и только к 11 - 12 неделям они начинают регулярно влезать на деревья. Только к 4-5 месяцам они овладевают этим умением.

5.Детеныши домовой мыши начинают после прозрения (12-15 день жизни) без видимых причин совершать странные, блошиные прыжки вверх или в сторону. Они напоминают те резкие прыжки, с помощью которых эти животные спасаются при внезапной опасности.

6. Самые разнообразные интенсивные локомационные игры встречаются у обезьян. У их детенышей они начинаются очень рано и выражаются в буйной возне, при которой производится сложные телодвижения. Они бегают с высокой скоростью, прыгают куда попало, летают с ветки на ветку, кувыркаются, вращаются вокруг себя, Они встают на голову, побежать на двух ногах, повиснуть вниз головой на ветке, держась за нее одной ногой.

Как видно, локомационные игры способствуют общему физическому развитию молодого животного, прежде всего его способов передвижения и глазомера. Кроме того игры этой категории имеют и познавательное значение: молодые животные усваивают пространственные отношения, познают расстояния и тем самым развивают способность к ориентации.



Манипуляционные.Различают компенсаторные и некомпенсаторные манипуляционные игры.

Некомпенсаторные. Это игры, в кот объектами, то есть «игрушками» являются или предметы, с которыми животные встречаются в природе (камни, веточки и т.п.) или органы тела, например, хвост.

Компенсаторные. Это игры с «суррогатными» предметами (игры с клубком ниток, тряпками и т.п.). То есть естественное поведение взрослого животного, кот. молодое животное еще не может (и не должно) выполнять, компенсируется в его играх сходными действиями с предметами заместителями.

Пример. Бурый медведь бросал в реку большие камни и внимательно следил за тем, как вода булькала и расходилась широкими кругами и т .п. Казалось бы действия медведя лишены смысла, но польза состоит в том , что молодое животное, забавляясь, распространяет свою активность на новые объекты, знакомится с их свойствами, устанавливают все новые отношения со средой и в результате накапливает ценный опыт впрок. Такой опыт существенно расширяет общую базу поведения, делает его значительно более лабильным, гибким, страхует животное в необычных, особенно экстремальных условиях и позволяет делать ему открытия, изобретения, кот. могут оказаться чрезвычайно полезными и важными не только для особи, но даже и для прогрессивной эволюции всего вида.



Совместные игры.Локомоционные движения животных являются врожденными и животное в ходе игры только совершенствует эти движения и учится наиболее эффективно ориентировать их в окружающей среде. С манипуляционными движениями сложнее, еще больше усложняется двигательная активность животного, когда локомоционно-манипулятивные действия направляются не на пассивные физические тела, а на игровых партнеров. В результате между животными возникает взаимодействие в условиях общения. В этом заключается качественно отличие совместных игр от одиночных.

Существует несколько форм совместных игр животных .

Для молодых млекопитающих, особенно копытных, весьма характерны прежде всего совместные локомоционные игры. Животные бегают с огромной скоростью вместе или наперегонки то сюда, то туда.

Другая распространенная форма – преследование детенышами друг друга. Это игра в «охоту», в преследовании жертвы или врага. Нередко одновременно играют в «прятки» с внезапным нападением на партнера из укрытия.

Следующая форма – игровая игра. Это так называемые «антагонистические» или «агрессивные» игры. Особое место такие игры занимают в поведении детенышей животных-охотников.

У молодых мартышек гусар выделены следующие типы совместных игр: приглашение к игре, бегство-преследование, игровая борьба (в обнимку), «бокс» (удары, шлепки), прыжки (на бегу в сторону).

Итак, совместные, особенно общеподвижные игры, как и игры других категорий, способствуют прежде всего физическому развитию, тренировке, упражнению двигательных способностей молодого животного. При игровой борьбе и других, связанных с ней игровых действиях отрабатываются соответствующие формы поведения взрослых животных (подкарауливание, нападение, преследование, оборона, ловля и умерщвление добычи и т.п.). Кроме того, в совместных играх, особенно «борьбе», партнеры меряются силами, происходит своего рода проба сил, в результате которой часто устанавливаются иерархические отношения между сородичами (типа «господство-подчинение»). Но установление подлинных внутригрупповых отношений между животными совершается чаще всего у взрослых животных, а молодые, играя, только упражняются в этом.

Совместные игры содействуют формированию и собственно коммуникативных способностей животных, умению понимать друг друга. В ходе совместных игр животные упражняются в умении эффективно пользоваться типичным для вида языком звуков, движений, поз, запахов, прикосновений, с помощью которого у них передается информация от одной особи к другой. Сами коммуникативные системы подачи сигналов, так и понимание их значения происходят у животных на врожденной основе – в основном детенышам этому учиться не надо. Однако в совместных играх молодых животных, в условиях их игрового общения друг с другом происходит отработка этих систем, а иногда и их обогащение.







Сейчас читают про: