В системе «человек—машина—среда» человек является центральным звеном системы управления, и его деятельность может быть представлена в виде последовательности четырех основных этапов: прием информации, оценка и переработка информации, принятие решения и реализация принятого решения (табл. 1). Первые два этапа иногда называют получением и преобразованием информации, а последние два — обслуживанием (реализацией).
Одной из главных характеристик СЧМС являются особенности взаимодействия человека с ее техническими компонентами. Разнообразные управляющие функции системы в одних случаях наиболее успешно может реализовывать человек, а в других — техническое устройство. Знание функциональных возможностей человека и машины, их преимуществ и недостатков необходимо при проектировании СЧМС и, в частности, при решении задачи распределения между ними функций по управлению системой. Сравнительные характеристики функциональных особенностей этих двух компонентов СЧМС представлены в табл. 2.
|
|
Из табл. 2 видно, что человек по своим возможностям превосходит машину в творческих компонентах деятельности, в задачах с неопределенным содержанием иисходом, в адаптации к изменяющимся условиям труда и т. д. Машина имеет неоспоримые преимущества в быстродействии и точности при выполнении математических расчетов, в хранении в памяти большого объема информации и оперативности ее воспроизведения, в скорости выполнения операций по заданному алгоритму и т. д. При сравнении машины и человека следует учитывать способность человека объединять отдельные сигналы в целостную структуру, что позволяет находить наиболее экономичные способы их приема и переработки. Способы приема информации машиной ограничены, а методы переработки информации фиксированы, — разнообразие этих методов значительно уступает тем, которые использует человек. При всех прочих равных условиях надежность аппаратуры с высоким уровнем автоматизации быстро ухудшается в сложных эксплуатационных условиях.
Таблица 1