Особенности операторской деятельности

Современные системы управления производством, техникой, людьми можно услов­но разделить на два класса: организационные и технологические. В системах первого класса человек, используя технические средства для подготовки и выработки решений, управляет коллективами людей, т. е. занимается управленческой деятельностью. В тех­нологических же системах человек осуществляет операторскую деятельность, за­ключающуюся во взаимодействии человека с объектами, явлениями внешнего мира и управлении ими через информационные системы и средства управления.

Особенности трудового процесса человека-оператора определяются типом СЧМС и способом переработки информации. Способ переработки информации может быть дедуктивным, абдуктивным и индуктивным. При дедуктивном способе переработка информации заключается в образовании выходного сигнала по известному входному сигналу и правилам его преобразования. Абдуктивный способ имеет место в случае, когда по заданному следствию и известному решающему правилу необходимо найти причину, входное воздействие (например, деятельность операторов радиолокацион­ных станций). Индуктивный способ характерен для таких случаев, когда для ряда событий нужно найти решающие правила, определяющие эти события (деятельность авиадиспетчера).

В зависимости от преобладания того или иного психического процесса можно выделить сенсорно-перцептивный, моторный и интеллектуальный виды деятельно­сти. Основное содержание первого заключается в получении и первичной оценке информации (операторы-наблюдатели, контролеры), второго — в выполнении ис­полнительских действий (телеграфист, наборщик), третьего — в принятии решения, логической обработке информации, производстве вычислений (диспетчеры, опера­торы ЭВМ).

В зависимости от величины временного промежутка от получения оператором информации до выполнения им соответствующего управляющего действия можно различать деятельность с немедленным обслуживанием и деятельность с отсрочен­ным обслуживанием.

В зависимости от основных функций, выполняемых оператором, и удельным ве­сом образного, понятийного и сенсомоторного компонентов, включенных в деятель­ность, различают несколько типов операторской деятельности («Справочник по ин­женерной психологии»,1982):

- оператор-технолог — работает в основном в режиме немедленного обслужива­ния, совершает преимущественно исполнительские действия по предписанным про­граммам;- оператор-манипулятор — осуществляет функции сенсомоторной регуляции дея­тельности с элементами понятийного и образного мышления;

- оператор-наблюдатель — основное содержание деятельности связано с инфор­мационным поиском и контролем, использованием оперативных и эталонных обра­зов ситуаций;

- оператор-исследователь — деятельность характеризуется использованием ап­парата понятийного мышления и опыта, заложенных в концептуальных моделях, а также в процессах преобразования информации;

- оператор-руководитель — осуществляет как непосредственное управление людь­ми, так и опосредованное (через технические средства и каналы связи); наибольшую роль в обеспечении деятельности играет функция оперативного мышления.

При изучении операторской деятельности особое внимание уделяется выявлению и классификации факторов, влияющих на ее эффективность. Одна из возможных классификаций приведена на рис, 23-3. Все факторы делятся на индивидуальные (субъектные, личные) и групповые (объектные).

Индивидуальный (личный) фактор — это совокуп­ность особенностей конкретного человека (субъекта), которые могут оказывать влияние на уровень эффек­тивности и надежности его трудовой деятельности. Влияние «индивидуального фактора» на профессио­нальную эффективность и надежность наблюдается только в конкретных условиях взаимодействия опера­тора с объектом управления или другими специалистами при наличии, развитии, про­явлении индивидуальных особенностей, неблагоприятных для операторской деятель­ности. Причиной нарушения эффективности деятельности может быть проявление либо конкретной индивидуальной характеристики, либо определенной их совокуп­ности.

Групповым фактором называется совокупность особенностей и возможностей че­ловека, присущих всем операторам конкретного класса СЧМС и определяющих эр­гономические свойства системы. Эргономические свойства СЧМС и отдельных ее компонентов не сводятся к отдельным характеристикам человека, машины и среды — они проявляются во время взаимодействия человека и технической системы при ре­шении определенных задач. Эти свойства относят к виртуальной реальности с ее ха­рактеристиками порожденности (спроектированности), актуальности и интерактив­ности. Они отражают степень реализации в конкретной операторской деятельности (в ее средствах, содержании, условиях, организации и субъекте) требований к про­фессионально важным для операторской деятельности качествам человека (психо­логическим, физиологическим и др.), которые и определяют эффективность и надеж­ность этой деятельности (Бодров В. А„ Орлов В. Я., 1998).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: