В процессе контроля качества продукции на всех этапах ее изготовления может быть выявлена продукция, не соответствующая требованиям нормативно-технической документации (НТД). Стандарт ISO 9001:2000 рекомендует, чтобы такая продукция «была идентифицирована и управлялась с целью предотвращения непреднамеренного использования или поставки. Средства управления, соответствующая ответственность и полномочия для работы с несоответствующей продукцией должны быть определены в документированной процедуре». Рекомендации по управлению несоответствующей продукцией и содержанию документированной процедуры, регламентирующей эти вопросы, приведены в [10].
Основными действиями по управлению несоответствующей продукцией (НП) являются:
• выявление НП;
• отделение, идентификация и регистрация;
• оценка и анализ несоответствий, принятие решений о действиях с несоответствующей продукцией;
• проведение возможных действий с несоответствующей продукцией:
- коррекция (доработка) или ремонт несоответствующей продукции и ее повторный контроль и испытания;
|
|
- оформление возможных разрешений на отклонения и/или отступления, снижение градации, замену и согласование их с потребителем;
- утилизация или использование не по прямому назначению продукции, имеющей неустранимые несоответствия;
- возврат НП поставщику (для покупной продукции, предназначенной для использования в качестве заготовок или комплектующих);
• управление НП, поставленной покупателю;
• сбор и анализ данных о НП и выявленных несоответствиях.
Деятельность по управлению несоответствующей продукцией должна быть описана в документированной процедуре, которая является одной из 6 процедур, подлежащих обязательному документированию в соответствии с требованиями МС 1 ISO 9001:2000.
Документированная процедура должна регламентировать организацию и порядок действий с несоответствующей продукцией, порядок ведения, обработки, использования и хранения записей о характере несоответствий и последующих предпринятых действиях, методику и порядок сбора и анализа данных о несоответствующей продукции и выявленных несоответствиях, а также ответственность и полномочия персонала организации при действиях с несоответствующей продукцией.