Содержание, развитие, разновидности бенчмаркинга

Термином «бенчмаркинг», как известно, обозначается один из инструментов совершенствования деятельности. Название метода происходит от английских слов bench (уровень, высота) и mark (отметка). Это словосочетание трактуется по-раз­ному: «опорная отметка», «отметка высоты», «эталонное сравнение» и т. п.

Некоторые авторы определяют бенчмаркинг как непрерывный процесс со­поставления продукции, услуг и практического опыта по отношению к самым силь­ным конкурентам или фирмам, признанным в качестве промышленных лидеров.

Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга доктор Р. К. Кэмп считает: «Бенчмаркинг — это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серъезых конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях». Исполнительный директор компании Allied-Signal Л.Боссиди под бенчмаркингом понимает анализ конкретных приемов, заимствование выгод, полученных на основе анализа опыта других компаний, и использование в собственной компа­нии лучших приемов, привнесенных в нее извне.

Наиболее полное определение бенчмаркинга дал профессор Норнежского уни­верситета науки и технологии Б. Андерсен: «Бенчмаркинг— это постоянное из­мерение и сравнение отдельно взятого бизнес-процесса с эталонным процессом ведущей организации для сбора информации, которая поможет рассматриваемому предприятию определить цель своего совершенствования и провести меро­приятия по улучшению работы».

Большинство специалистов придерживаются мнения, что бенчмаркинг – это изучение и внедрение методов управления других, успешно работающих при их помощи организаций путем сравнения с ними после выявления слабых сторон своей организации [60].

Ключевыми словами в этих определениях являются «сравнение» и «эталон». Причем сравнение может и должно производиться не только с другими организа­циями, но и внутри данной организации с лучшими подразделениями, службами процессами и т. п., что позволяет считать бенчмаркинг методом непрерывного со­вершенствования деятельности любого вида и уровня путем эталонного сравнения. При этом эталон как условная планка не может оставаться постоянным, он должен соответствовать изменению внешних условий и возможностям предприятия.

Таким образом, бенчмаркинг — это не только передовая технология конкурент­ного анализа. Это, во-первых, концепция, предполагающая развитие у компании стремления к непрерывному совершенствованию, и во-вторых сам процесс со­вершенствования. Это непрерывный поиск новых идей, их адаптация и использо­вание на практике [61].

Бенчмаркинг может использоваться и как метод анализа затрат на качество.

Концепция бенчмаркинга зародилась в конце 1950-х годов, когда японские специалисты посещали ведущие компании США и Западной Европы с целью изуче­ния и последующего использования их опыта.

Термин «бенчмаркинг» появился в 1972 году в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).

Исследовательско-консалтинговая компания Pims установила, что для нахож­дения эффективного решения в условиях конкуренции необходимо изучать и ис­пользовать опыт других предприятий, которые имеют успех в родственных области В 1979 году американская компания Хегох приступила к проекту «Бенчмаркинг кон­курентоспособности» для анализа качества собственной продукции и затрат, связанных с производством, по сравнению с результатами японских производителей. С тех пор к бенчмаркингу стали относиться с доверием.

Эволюция бенчмаркинга идет по традиционному пути от простого к более слож­ному, от обобщения практического передового опыта в этой области к созданию научно-обоснованных методов и теорий.

Первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как ретроспективный ана­лиз товара.

Второе поколение — бенчмаркинг конкурентоспособности — развивается как наука в 1976-1986 годах благодаря деятельности фирмы Хегох.

Третье поколение бенчмаркингаприходится на 1982-1986 годы, когда пред­приятия — лидеры качества выясняют возможность поучиться у предприятий вне их сектора или отрасли, а не у своих конкурентов.

Четвертое поколение бенчмаркинга это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтерна­тив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производитель­ности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.

Пятое поколение — глобальный бенчмаркинг — рассматривается будущим инс­трументом организации международных обменов с учетом культуры и национальных особенностей процессов организации производства. Таким образом, появилось но­вое направление в менеджменте — кросскультурный менеджмент, заключающийся в сравнении методов и принципов управления, то есть менеджмент на стыке деловых культур [62].

Существует много разновидностей бенчмаркинга в зависимости от объекта изучения.

Эти объекты могут находиться вне и внутри организации. В зависимости от масштаба организации анализу могут быть подвергнуты в каждом из этих случа­ев эффективность экономики, социальной или государственной системы регио­на, сообщества, страны, экономические показатели отрасли, корпорации, фирмы, ее подразделений.

Внутренний бенчмаркинг предполагает сравнение однородных объектов внут­ри организации. Внешний бенчмаркинг в зависимости от того, «с кем сравнива­ют», подразделяют на бенчмаркинг конкурентоспособности, функциональный бенчмаркинг, стратегический и глобальный.

По характеру отношений с изучаемым внешним объектом бенчмаркинг может быть партнерским или индивидуальным. Партнерский бенчмаркинг осуществля­ется по взаимной договоренности. Его объектами являются обе стороны. Инди­видуальный бенчмаркинг осуществляется, как правило, негласно путем сбора от­крытой, а иногда и закрытой информации. Источником открытой информации может быть самооценка объекта изучения, выполненная им и опубликованная при его участии в конкурсах на соискание премий по качеству. Используется ин­формация, размещенная в Интернете. Эта информация может быть представлена как рекламная самой изучаемой организацией либо как результаты анализа сто­ронними исследовательскими или консалтинговыми структурами.

Внутри организации объектом изучения могут быть процессы, их характерис­тики, функции, затраты на разных стадиях процесса, продукция (услуги), а также характеристики организации в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: