Лекция № 9
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНТАКТНЫХ ПОДВЕСОК И ТОКОПРИЕМНИКОВ.
( лекция –1 час)
Эластичность контактных подвесок
Контактные подвески являются эластичными конструкциями, поэтому при движении токоприемника контактный провод отжимается вверх. Значение этого отжатия в различных точках пролета зависит от эластичности контактной подвески.
Эластичность контактной подвески в рассматриваемой точке пролета характеризуется значением отжатия контактного провода под действием приложенной к нему вертикальной силы, равной 1 Н. Эту величину называют коэффициентом эластичности, или просто эластичностью, контактной подвески э; например, э = 0,5 мм/Н. Это значит, что при приложении к контактному проводу цепной подвески вертикальной силы в 1 Н он будет отжат вверх на 0,5 мм.
Обратной величиной эластичности контактной подвески является ее жесткость; ж = Мэ. Жесткость контактной подвески в рассматриваемой точке пролета характеризуется силой, которую нужно приложить к контактному проводу, чтобы отжать его вверх на 1 мм. Например, ж = 2 Н/мм, т. е. чтобы отжать контактный провод на 1 мм, к нему надо приложить силу, равную 2 Н.
|
|
Рассмотрим эластичность простой контактной подвески (свободно подвешенного провода) с жесткими опорными точками. Вертикальная сила Р, приложенная на расстоянии х от опоры, вызывает подъем (отжатие) провода на высоту Δ h и разгрузку опор (рис. 9.1).
Рис. 9.1 Схема для определения отжатия провода простой контактной подвески с жесткими опорными точками
Так как после приложения силы Р провод в рассматриваемом пролете находится в равновесии, то сумма изменений моментов действующих сил относительно точки приложения силы Р должна равняться нулю, т. е.
где Р(l-х)/l — уменьшение левой опорной реакции, вызванное приложением силы Р;
К — натяжение провода.
Решая уравнение относительно Δ h, получим
Согласно определению эластичности имеем
Тогда значение эластичности простой контактной подвески (свободно подвешенного провода) в точке, расположенной на расстоянии х от левой опоры, найдем по формуле
В случае приложения силы Р в середине пролета (при х = 0,5l) получим
Рассмотрим эластичность контактного провода, подвешенного на часто расположенных струнах к какой-либо неэластичной конструкции (рис. 9.2, а). Подъем провода в точке приложения силы Р может быть представлен выражением:
где gK — нагрузка от веса 1 м провода.
Сила Р уравновешивается весом поднятого на длине s контактного провода. Подставляя = P в это выражение, найдем
Эластичность провода в этом случае не остается постоянной, а изменяется пропорционально силе Р:
|
|
Рассмотрим эластичность контактного провода в струновом пролете, т. е. когда он подвешен к какой-либо эластичной конструкции только на нескольких струнах, расположенных друг от друга на расстоянии с (рис. 9.2, б). В этом случае эластичность провода зависит от значения и расположения силы Р в струновом пролете
а эластичность
где х0 — расстояние от левой нагруженной струны до точки контактного провода, в
которой к нему приложена сила Р;
с — длина струнового пролета.
При расположении силы Р в середине струнового пролета (хо= 0,5 с)
При расположении силы Р под струной (х0 = 0) отжатие контактного провода произойдет только в том случае, если сила Р будет больше нагрузки на струну от веса провода gK с (P>gKc). Следовательно, до момента разгрузки струны (при Р < gKc) эластичность провода будет равна нулю.
Отжатие контактного провода после разгрузки струны
Эластичность контактного провода после разгрузки струны
Эластичность цепной одинарной подвески складывается из эластичности системы «несущий трос — контактный провод» и эластичности контактного провода в струновом пролете (рис. 9.3).
Рис. 9.2. Схема для определения отжатия контактного провода, подвешенного к жесткой конструкции на часто расположенных струнах (а) и на нескольких струнах (б)
В общем виде расчетная формула для определения эластичности цепной подвески в любой точке пролета может быть представлена выражением
где Δ hx — суммарное отжатие контактного провода в точке приложения к нему
силы Р на расстоянии х от левой опоры;
Δ hx, — подъем контактного провода под ближайшей слева к силе Р нагруженной
струной, расположенной на расстоянии х' от левой стороны;
Δ hx„ — подъем контактного провода под ближайшей справа к силе Р нагруженной
струной, расположенной на расстоянии х" от правой опоры;
Δ hx0 — отжатие контактного провода в струновом пролете (между двумя
нагруженными струнами);
с — длина струнового пролета (в случае разгрузки струны или струн — расстояние между двумя ближайшими к силе Р нагруженными струнами);
х0 — расстояние от левой нагруженной струны до силы Р.
Значение Δ hXo легко находят по формуле. Для определения же Δ hx и Δ hx„ в различных точках пролета рессорных цепных подвесок имеются три группы расчетных формул: для зоны расположения провода рессорных струн (А), для зоны установки первой от опоры простой струны Б и для средней части пролета В (рис. 9.3).
Для вывода расчетных формул отжатий контактного провода и эластичности в средней части пролета (В) одинарных цепных рессорных и с простыми опорными струнами подвесок, как показали экспериментальные исследования, можно воспользоваться расчетной схемой (см. рис. 9.4).
Рис. 9.3. Расчетная схема для определения эластичной цепной одинарной подвески в средней части пролета
Рис. 9.4. Схема одинарной рессорной подвески с условными зонами для расчета эластичности в различных точках пролета
Подъемы контактного провода (несущего троса) Δ hx и Δ hx„ согласно рис. 9.4 определяются выражениями:
где l — длина пролета;
Т — натяжение несущего троса;
К — натяжение контактного провода.
После необходимых преобразований получим общую формулу для определения эластичности цепной подвески в средней части пролета
Если сила Р расположена под струной (х0 = 0), то
Эластичность цепной подвески в середине пролета при расположении силы Р между струнами (х = 0,5 l; х0 = 0,5 с)
При расположении силы Р также в середине пролета, но под струной (х= 0,5 /; х0= 0)
Для простых опорных струн (а=0) коэффициент р = 0 и формула примет вид
|
|