double arrow

Предмет и система методики


Методы работы, определенные приемы есть в любой профессии. Но преподавательская деятельность – профессия особая. Давно замечено, что вовсе не всякий знаток своего дела, хороший специалист в какой-нибудь области может с успехом передавать свои знания другим, обучать их. Речь идёт о целесообразных методах систематического обучения, а это уже требует изучение методики преподавания, т.е. профессиональной подготовки специалиста именно как преподавателя.

Что же такое методика? Методику можно определить как совокупность способов и приёмов преподавания. Можно определить и точнее:методикаэто совокупность наиболее эффективных приёмов обучения, или совокупность наиболее эффективных способов последовательного и целесообразного изложения материала, проверки и оценки знаний обучающихся.

Область методики чрезвычайно обширна. Там где есть обучение, есть и методика. Классификация методики, поэтому довольно сложна.

Различают общую и частную методики. Ведь существуют правила, принципы, приёмы, характерные для всякого обучения: разъяснение материала, проверка подготовки, повторение и т.д. Общая методика – это и есть совокупность таких приёмов, которые применяются при любом обучении. Их немного, они слишком общи, и, вероятно, поэтому общая методика не получила достаточного развития и распространения.




Большее распространение получилачастная методика, или методика преподавания тех или иных дисциплин. В связи с дифференциацией наук и выделением отдельных отраслей знания дробилась и методика: ведь методы обучения неотделимы от того, чему учат, т.е. от содержания. Нельзя говорить о системе методики без классификации её по предметам, поскольку каждой науке соответствует своя методика.

Классификацию методики преподавания можно представить следующим образом:

1. Общая методика.

2. Методика преподавания групп родственных наук.

3. Методика преподавания отдельной науки.

4. Методика изложения отдельных тем и разделов данной науки.

Методика изложения отдельных тем требует конкретного подхода: учёта профиля вуза и ряда других обстоятельств.

Но можно провести классификацию и по видам учебного процесса. В этом случае мы будем различать методику чтения лекции, методику подготовки и проведения семинарского занятия, проведения консультации, приёма экзамена и зачёта, проверки курсовой и контрольной работы.

Методику можно также классифицировать по уровню и характеру учебного заведения: школьная методика, методика преподавания в вузе, методика подготовки аспирантов, методика преподавания заочного и вечернего обучения.

Методика преподавания философии не может быть поставлена в один ряд с методикой преподавания других дисциплин, например, физики, математики. Однако при всем отличии философских лекций, этот вид учебного процесса строится во многом на одинаковых методах, подчиняется одним и тем же принципам, т.е. это требование лекторского мастерства, умение понятно изложить сумму знаний большому количеству людей, выделить главное. Это относится и к семинарам и другим формам обучения.



Из приведенной выше классификации мы остановимся на методике преподавания гуманитарных дисциплин, в частности, философии. Что касается методики изложения отдельных тем и разделов, то это является областью методической работы философских кафедр.

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое «методика»?

2. Общая и частная методики.

3. Основания классификации методик.







Сейчас читают про: