Методика подготовки лекции

В настоящее время актуальными остаются рекомендации, данные А. Дистервегом в его «Руководстве к образованию немецких учителей». Вот некоторые из них:

· распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;

· указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

· распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Подготовка лекции – глубоко творческий и самостоятельный труд преподавателя. Непосредственная подготовка лекционного курса начинается с отбора материала. Руководством здесь должна служить рабочая программа учебной дисциплины, учитывающая специфику содержания образования в конкретном образовательном учреждении. Рабочие программы динамичны, и каждый преподаватель имеет возможность внести в нее свои изменения. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего учебного плана конкретного лекционного курса. В рабочем учебном плане определяются все виды занятий, формы контроля текущей успеваемости и т. д.

Структура учебного процесса примерно такова:

· лекция – самостоятельная работа – практическое (лабораторное) занятие или семинар;

· лекция – самостоятельная работа – консультация – итоговое занятие (зачет, экзамен).

Как видно из структуры учебного процесса, лекция предшествует самостоятельной работе студентов и практическому (лабораторному) занятию или семинару. Это позволяет лектору давать материал, в котором он представляет обобщенную структуру изучаемого объекта или явления и направляет самостоятельную работу студентов при подготовке к практическому занятию или семинару.

Далее следует четко определить структуру лекционного курса, которая обычно включает в себя:

· вводную часть;

· учебные вопросы;

· заключительную часть [15].

Таблица 2

Календарно-тематический план по преподаваемой дисциплине

N п/п Наименование разделов и тем Вид занятия Время Дидактическое оснащение Форма контроля
Средства обучения Технические средства обучения
    Лекция   Слайды, презентация, текст. Проектор, компьютер Конспект
    Семинар   Вопросы семинара Проектор, компьютер Ответы на семинаре
    Практ. занятие   Кейсы, практ. задания, сценарий игры Проектор, компьютер Решение кейсов, практ. Заданий, выполнение роли в игре
    Лаб. работа     Проектор, компьютер Отчет по лаб. работе

Вводная часть лекции по возможности должна быть яркой и эмоциональной. Преподаватель напоминает студентам фрагменты предыдущей лекции, на которых будет базироваться настоящее изложение лекции. Нет необходимости излагать полностью весь лекционный материал, студент должен как можно чаще брать в руки книгу, а не конспект. Вступление должно быть кратким, его цель – подготовить обучающихся к восприятию существа учебных вопросов лекции.

Рассмотрение учебных вопросов составляет основную часть лекции. Вопросы излагаются с учетом требований передовой методологии и современных педагогических принципов обучения. Каждое теоретическое положение не навязывается обучаемым, а должно быть обосновано и доказано с применением наиболее целесообразных для данной аудитории методических приемов. Любой учебный вопрос заканчивается раскрытием перспектив развития его теории и практики, а также краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции.

Заключение завершает лекцию. В нем выражается основная мысль изложенного, а также логический переход от изложенного к будущей теме лекции, даются рекомендации по самостоятельной работе для углубления, расширения и практического применения знаний по данной теме.

После определения структуры лекционного курса можно приступать к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекциейпредполагает следующие этапы:

· отбор материала для лекции;

· определение объема лекции;

· выбор последовательности и логики изложения;

· набор иллюстрированного материала;

· выработка техники чтения лекции [15].

Отбор материала и формирование содержания лекции, прежде всего, начинается с определения ее темы. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием этой темы в учебнике, которым пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо и полно изложены, какие данные отсутствуют, устарели и требуют корректировки. Следует продумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные вопросы и четко сформулировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию лекционной модели, то есть расширенного плана лекции.

По всем читаемым темам нужно накапливать материал. Он складывается из разнообразного фактического материала, газетных вырезок и журнальных статей, названий книг и выписок из них, собственных разрозненных или более или менее систематизированных мыслей, интересных наблюдений, записанных афоризмов, народных поговорок и пословиц, старых конспектов, содержащих важный фактический материал, а также важные теоретические мысли. И все это день ото дня накапливается в тематических папках. Не все собранное обязательно будет использовано, зато преподаватель имеет под руками наиболее необходимое для успешной подготовки очередного публичного выступления. Он не будет действовать в «экстренном порядке», нервничая в поисках нужной информации, не в «один присест» продумает свою лекцию. Он готовится к ней спокойно, равномерно (ритмично), в настоящей творческой атмосфере. Такая атмосфера, то есть работа с желанием и радостью, с душевным подъемом, возникает не сама по себе. Ее нужно организовать, создать, настроить.

Определение объема содержания лекции – второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в определенное время. Лекцию можно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Этот материал наряду с лекционным должен выносится на экзамен. При этом, как показывает опыт, объем времени, отводимый на самостоятельную работу не должен превышать 30–40% от лекционного времени. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Текст лекции разрабатывается, как правило, на двухчасовое занятие и в зависимости от характера изучаемого материала может иметь объем 20–26 страниц машинописного текста (для конспекта – 10–15 страниц и менее). Студентам нужно предоставить возможность записать ту информацию, которую, по вашему мнению, они и должны обязательно усвоить.

Выбор последовательности и логики изложения материала – следующий важный этап работы над лекцией. При составлении плана лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из них сделать обобщение. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание аудитории.

Определяя логику построения лекции, следует четко знать каким методом изложения вы будете пользоваться: методом индукции (состоит в движении от частного к общему); дедукции (состоит в движении от общего к частному) или аналогии (основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями).

Большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляют в виде конспектов, более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.

Подбор иллюстрированного материала – последний этап подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы, графологические конструкции необходимо не только тщательно отобрать, но и определить последовательность их демонстрации при чтении лекции. На одну двухчасовую лекцию целесообразно иметь: до 3–5 схем и таблиц, или 5–8 слайдов, или 1–2 схемы и диафильмы на 4–6 кадров.

Выработка индивидуальной манеры чтения лекции – исключительно важный и длительный период в подготовке лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: