Глоссарий. Гуманитаризация образования -система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ -система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых.

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – вид технологии, связанный с созданием коммуникативной среды на уровне «студент – студент», «студент преподаватель», «преподаватель – студент» в ходе постановки и решения концептуально-познавательных задач

ДИДАКТИКА – часть педагогики, в которой обосновываются содержание, методы и формы обучения.

ДИСКУССИЯ – (от лат. – рассмотрение, расследование) обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, с целью их решения.

ЗАЧЁТ -форма проверки знаний и навыков, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике.

КОМПЕТЕНЦИЯ – способность выполнять определенную деятельность в соответствии с предопределенными стандартами.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, в узком смысле - применение компьютера как средства обучения, в широком - многоцелевое использование компьютера в учебном процессе. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуализированное обучение. Существуют следующие типы обучающих систем: тренировочные; наставнические, проблемного обучения; имитационные и моделирующие; игровые программы.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются в рамках системы «преподаватель – компьютер – студент» с помощью обучающих программ различного вида (информационных, тренинговых, контролирующих).

КОНСУЛЬТАЦИЯ –а) помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета, а также занятие, на котором оказывается эта помощь; б)совет специалиста по какому-либо вопросу.

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств обуче­ния - традиционных и новых - последовательно моделируется предметное и соци­альное содержание будущей профессио­нальной деятельности

КУЛЬТУРА РЕЧИ – правильность, богатство, эмоциональность, использование ораторских приемов.

ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio - чтение), систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.

МЕТОД – способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни.

МЕТОДИКА – а) совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо; б) учение о методах преподавания определенного учебного предмета (частная дидактика).

МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету методика разрабатывает и предлагает преподавателю определённые системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, раскрываемом в программах и учебниках; реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и студентов, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержат сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания).

НАУКОЕМКИЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ – это реализация в обучении следующих аспектов: использование последних достижений науки, применение последних достижений психологии и педагогики, создание информационно насыщенной среды (компьютерные информационные технологии).

ОБУЧЕНИЕ – совокупность действий (внешних и внутренних), позволяющих людям узнавать природу, общество, культуру, принимать участие в их формировании и одновременно обеспечивающих многостороннее развитие навыков, способностей и талантов, интересов, убеждений, жизненных установок, а также приобретение профессиональной квалификации.

ОЦЕНКА – процесс установления уровня соответствия полученных результатов процесса обучения критериям деятельности.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению учебного процесса.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ – усвоенные знания, умения и освоенные компетенции.

РЕЙТИНГ – индивидуальный числовой показатель оценки какой-либо деятельности студента, группы, выводимый на основе итогов контрольных проц6дур.

РЕЙТИНГОВЫЙ БАЛЛ – мера выражения трудоемкости отдельной учебной дисциплины, пропорционально представляющая сумму отведенных для общей оценки связанных с ее изучением трудозатрат зачетных единиц;

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА - индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. Самостоятельная работа может быть фронтальной, групповой индивидуальной.

СЕМИНАР – один из видов практических учебных,способствующий углублённому изучению темы. Специфика семинара - коллективное обсуждение сообщений, докладов, рефератов, выполненных учащимися самостоятельно, или под руководством преподавателя.

СИСТЕМА (от греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство.

СИСТЕМНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ – развитие способности охватить явление многоаспектно, выделить комплексы взаимосвязанных компонентов в подсистемах, получить объемное знание для решения задач.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД к обучению – требование единства реализации таких принципов, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития. Системность как характеристика обучающей технологии предполагает: структурность, функции, интегративность

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закреплённые в особых нормативных документах. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. С.о. также являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

ТЕСТ – задания стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о знаниях, умениях, навыках испытуемого

ТЕХНИКА РЕЧИ – дикция, интонация, темп, ритм.

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. «техне» - искусство, мастерство и «логос» - учение) определяется как совокупность методов обработки, изменения свойств, формы сырья, материала в процессе производства.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – конструирование систем обучения и профессиональной подготовки. Технология обучения призвана организационно упорядочить процесс обучения, выстроить его этапы, условия его реализации соотнести с возможностями обучающихся. Цель технологизации процесса – получение продукта заданного, спроектированного образца. Признаки технологии обучения: концептуальность, системность, эффективность (оптимальность затрат и результатов), управляемость, воспроизводимость.

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – отработка определенных алгоритмов и способов решения типовых вопросов в ходе обучения (тесты, практические упражнения).

ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ – познавательная, развивающая, воспитательная, организационная.

ЭКЗАМЕН – проверка, испытание по какому-либо учебному предмету.

Литература

.

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных обра­зовательных стандартов высшего профес­сионального образования (методологи­ческие и методические вопросы): Метод. Пособие. – М., 2005.

2. Вергасов B.M. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. – К., 1985.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в выс­шей школе: контекстный подход. – М., 1991.

4. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе//Высшее образование а России. М., 2006, № 11.

5. Гегель Г.В.Ф. О преподавании философии в университетах // Работы разных лет: в 2-х т. М., 1972, Т. 1.

6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М., 1998.

7. Давидович В.Е. Методика преподавания философии. – Ростов-на-Дону, 1971.

8. Емельянов В.В., Никитин П.С. Философская культура молодого специалиста. М., 1987.

9. Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М., 2000.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности – но­вая парадигма результата образования / / Высшее образование сегодня. – 2003. - №5.

11. Ильина Т.А. Педагогичесукая технология// Буржуазная педагогика на современном этапе./ Под ред. З.А.Мальковой, Б.Л. Вульфсона. – М., 1984;

12. Интенсификация творческой деятельности студентов / Науч. Ред.: В.И.Андреев, Г.Мельхорн. Казань, 1990.

13. Ишкова Л.В. Структурно-интегративная методология образования. Новокузнецк, 2000.

14. Кант И. Логика: Пособие к лекциям. Понятие философии вообще// Трактаты и письма. М., 1980.

15. Кант И. Спор факультетов // Сочинения: В 8-т. М., 1994, т.7.

16. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -- М.: Знание, 1989.

17. Кочергин А.Н., Плесский Б.В., Уемов А.И. Философский лабиринт: задачи и упражнения по философии. – М., 1992.

18. Кравченко В.В. Тесты по философии. – М., 2003.

19. Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие. – М.: Изд-во МИИГАиК, 2006.

20. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии // Социс. 1993 № 11.

21. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: задания и упражнения. – Минск, 2000.

22. МахмутовМ.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М., 1975.

23. Михайлов Ф.Т. Об образовании. Образование философа // Избранное. М.: Индрик, 2001.

24. Моисеева Н.А., Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб., 2004.

25. Научно-методические основы проблемного обучения в ВУЗе. – Ростов-на-Дону, 1988.

26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

27. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

28. Основы философии в вопросах и ответах. (Отв. Редактор Несмеянов Е.Е.) – Ростов-на-Дону, 2002.

29. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 1999.

30. Простоволосова Л.Н., Фельдман Д.М. Гуманитарное образование // Вопросы философии. 2000. № 7.

31. Разин В.И. Общая методика преподавания философии в вузах: Метод. Пособие для преподавателей. М.: Высш. Шк., 1977.

32. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе), М., 1993.

33. Романов И.Н., Костяев А.И. Философия. Исследования, тексты, схемы, таблицы, упражнения, тесты. – М., 2003.

34. Рубцов А., Юдин Б. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995. № 2 – 4.

35. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения. – Ростов-на-Дону, 1991.

36. Силбер Джон Р. Философия и будущее образования // Вестник РФО. 2001. № 2.

37. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. Пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.

38. Социально-философские проблемы образования: Сб.статей. М., 1992.

39. Университеты на пороге третьего тысячелетия: По материалам Международного конгресса «Ломоносов – 94»/ Кол. авт. А.Барблан, Н.Моисеев, Т.Хейердал и др. М., 1995.

40. Философия в высшей школе // Вестник РФО. 1999. № 4.

41. Философия в образовательном пространстве классического университета / Под. Ред. Проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2001.

42. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я.Ляудис. М., 1989.

43. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. Разд.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: