В данном блоке необходимо создать текст (150 – 300 слов) аргументирующей устной публичной речи, используя предложенные тезисы.
Темы для составления аргументирующего текста:
1. Зачем я получаю высшее образование?
3. Должна ли молодежь участвовать в социальной и политической жизни страны?
4. Нужна ли России «суверенная» демократия?
5. Нужны ли семейные традиции?
6. Ранние браки.
7. Кто в доме хозяин?
8. Что важнее: семья или карьера?
9. Нужно ли бороться со сквернословием?
10. Я русский бы выучил только за то…
11. Есть ли в России свобода слова?
12. Легко ли быть молодым?
13. Что значит быть героем?
14. Нужны ли ограничения доступа к сети Интернет?
Тезис – утверждение, истинность которого требуется доказать. Требования к тезису: 1) тезис должен быть истинным;2)тезис должен быть четко и точно сформулированным.
Аргумент – система утверждений, которые используются для доказательства истинности или ложности тезиса. Требования к аргументам: 1) истинность; 2) достаточность для доказательства тезиса (мера достаточности аргумента зависит от слушателя); 3) непротиворечивость (аргументы не должны противоречить тезису и друг другу).
Типы аргументов – рациональные и нерациональные. Рациональные аргументы опираются на причинно-следственные связи, на данные, здравый смысл, воспроизводимость, вероятность. К рациональным относятся также аргументы к реальности (аргументы уникальности, верификации) и к норме (аргументы к авторитету, свидетельству, прецеденту). Нерациональные аргументы – аргументы к личности (аргументы к совести, к человеку), к благородным чувствам, лесть, «палочный аргумент» и др.
Способы аргументации: 1) восходящий и нисходящий; 2) индуктивный и дедуктивный; 3) односторонний и двусторонний; 4) опровергающий и поддерживающий.
Требования, которым должен отвечать текст:
1. Ясность и точность формулировки тезиса.
2. Ясность, точность формулировки аргументов (оптимальное количество аргументов – от 3 до 5).
3. Наличие ярких примеров, подтверждающих аргументы.
4. Эффективное композиционное построение текста (использование риторических приемов во вступительной и заключительной частях).
5. Наличие таких коммуникативных качеств, как правильность, точность, доступность, логичность, уместность, богатство, выразительность (текст должен быть создан в публицистическом стиле).
Образец аргументирующей речи:






