Аналитическая психология Юнга

Карл Густав Юнг – психолог, психиатр и философ, изначально тесно сотрудничал с З. Фрейдом и первоначально разделял его взгляды на психику, как энергетическую и противоречивую систему – многоуровневую и многополюсную.

Однако, если З. Фрейд позиционировал либидо всего лишь сексуальную энергию, то К. Юнг рассматривал ее как творческую жизненную силу, которая может способствовать постоянному росту личности.

В дальнейшем К. Юнг изменил теории Фрейдизма и разработал персональную теорию, названную Аналитической психологией.

Ученый предположил, что структура личности имеет три составляющие:

- сознание – Эго;

- индивидуальное личное бессознательное – Оно;

- «коллективное бессознательное», состоящее из психических первообразов, или «архетипов».

Юнг сделал упор на бессознательном и его динамике, считая его творческим и разумным принципом, тесно связывающим человека со всем человечеством, с окружающей природой и даже с космосом.

К. Юнг предположил, что сознание состоит из ряда компонентов:

1. Восприятие (человек что-то видит, слышит и чего-то осязает);

2. Мышление (сбалансированная работа памяти и мышление, которая позволяет нам осознать, кто мы, что мы, где мы);

3. Эмоциональные оценки происходящего;

4. Интуиция – предвосхищение (предчувствие) потенциально возможных событий.

В зависимости от преобладания у конкретного человека того или иного компонента сознания, на который он преимущественно полагается при получении внешней информации, К. Юнг классифицировал типы людей:

- мыслительный или эмоциональный;

- ощущающий (опирается на реальные восприятия в данный момент) или интуитивный (опирается на предчувствие);

- волевой, рациональный или воспринимающий, иррациональный, стихийный.

Не малая роль отводилась сновидениям – специфическим компонентам сознания, когда в него вторгаются бессознательные процессы.

К. Юнг отметил, что любая работа, происходящая в сознании, может протекать и в бессознательном - включая интеллектуальную деятельность.

Например: «Великий химик Д. Менделеев открыл периодическую таблицу химических элементов именно во сне».

По утверждению Юнга, бессознательная часть психики человека представляет собой важнейшую информационную и творческую базу, которая содержит несоизмеримо больше информации, нежели активное сознание, поэтому служит важным связующим звеном с внешним миром, окружающей природой, космосом.

Изучая динамику бессознательного, К. Юнг открыл функциональные единицы, которые предложил назвать «комплексы» - совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующегося с определенными функциями.

Комплексы – следствие или первопричина конфликта, шокового состояния, потрясения, неловкости. Они состоят из воспоминаний, скрытых желаний, опасений, обязанностей, навязчивых мыслей, от которых невозможно отделаться, которые постоянно вредят, вмешиваясь в нашу жизнь.

К. Юнг связывает комплексы с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками - интроверсия и экстраверсия, которые характеризуют те или иные предрасположение реагирования психики индивида на события и в результате дают возможность спрогнозировать его вероятные действия.

Революционные идеи К. Юнга получили дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии.

К примеру, такое явление, как «синхронность» - наличие бессознательной взаимосвязи одного человека с другими людьми, с архетипами коллективного бессознательного, физическим миром и информационным полем человечества и космоса, с прошлым, настоящим и будущим.

Например: Вы непроизвольно подумали о человеке, которого давно не видели, и через мгновение он вам позвонил … или возникает ощущение немотивированного страха и вы становитесь участником аварии или избегаете несчастного случая «самым чудесным образом».

Структура психики по К. Юнгу:

Понимание личности Личность (душа человека) состоит из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Развитие личности - динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни как стремление различных компонентов личности к единству, обретению Самости.
Отношение к телу Тело не самостоятельное начало, а выражение психических переживаний, т.е. телесное и духовное находятся в единстве. Значимость телесных переживаний полностью соответствует тому, как они представлены в психике.
Социальные отношения Материал для заполнения архетипов. Социальные отношения не являются доминирующими. Развитие личности – это индивидуация (путь к Самости), но одновременно углубление в коллективное бессознательное.
Воля Проявление волевой энергии как приобщение к культуре. Воля может оказывать воздействие на бессознательное, хотя и не в прямую.
Эмоции Эмоции – проявление бессознательного, это посредник между психикой и телесной жизнью. Они выступают как энергетическая сила, позволяющая определить успешность процесса индивидуации. Сильные эмоции – источник развития личности.
Интеллект Сознательная функция, поэтому он имеет ограничения. Интеллектуальные объяснения никогда не могут быть подлинными. Интеллект дополняется интуицией (интуитивная функция основана на бессознательном материале)
Самость Центральное образование в психике человека, это динамическое равновесие взаимоисключающих сил: экстра- и интроверсии, сознательного и бессознательного; мужского и женского начал. Путь к Самости никогда не может быть завершен, т.к. личность неподвластна описанию, полному осознанию. Развитие Самости – главная цель жизни человека.

Таким образом, изучая представленные теории личности психологов зарубежной школы, можно отметить, что они не обладают желательным уровнем ясности, и в разрозненном состоянии не дают в полной мере исчерпывающего ответа в определении личности человека, но их сравнение по основным аспектам структуры психики человека делает возможным систематическое продвижение в этом направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: