Бихевиоризм

Бихевиоризм определил облик и направление развития американской психологии ХХ века. Основатель этой теории Джон Уотсон считал, что: «Предметом психологии является поведение человека». Отсюда появилось и само название: Behavior (англ.) – поведение. Поэтому «бихевиоризм» трактуется, как «поведенческая психология». Behavior (англ.) – поведение. Поэтому «бихевиоризм» трактуется, как «поведенческая психология».

Главное условие - анализ поведения конкретного человека должен носить исключительно объективный характер и ограничиваться лишь наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации и визуальной фиксации, не подлежит изучению. Следовательно, мысли и сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерить.

Так как процессы внутри человека изучить невозможно, то личность выступает, как невскрываемый «черный ящик». В соответствии с концепцией представителя американской школы психологии В. Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна производиться опираясь на первоочередные цели, текущие потребности, конкретные ситуации.

Потребность это переживаемое и осознанное состояние нужды человека в чем-то (пища, одежда, безопасность, любовь и т.д.).

Цель показывает к чему стремится личность, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может поставлена исходя из разных потребностей.

Поступок человека является ответной реакцией на некое внешнее воздействие (реактивное поведение), или проявлением какого-либо внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка может являться - сохранение привычного состояния (стабильность), или приобретение нового качества (развитие). Действие закончится, если человек достигнет желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение), либо ожидаемого внешнего эффекта (достижение согласия, понимания, предполагаемого результата и т.д.)

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения:

1. Перцептивное поведение – желание справится с информационной перегрузкой, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести к более ясному пониманию оцениваемого, как прочем и к потере части важных данных;

2. Защитное поведение – всевозможные реальные или воображаемые действия психологической защиты (отрицание, замещение, проекция, регрессия), которые позволят создать и сохранить позитивны образ Я, позитивное мнение человека о самом себе;

3. Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя, основанные на интерпретации значения собственных действий;

4. Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность того, что знакомые варианты поведения будут воспроизведены в соответствующих ситуациях;

5. Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением;

6. Ролевое поведение – нетипичное поведение человека в соответствие с обстоятельствами, которое вынуждает прибегать к действиям, несвойственным личностным устремлениям;

7. Сценарное поведение – человек исполняет множество правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, в данном обществе, в данный момент;

8. Моделирующее поведение – поведение людей в малых и больших группах (восприимчивость, подражание, внушение);

9. Уравновешенное поведение – когда человек имеет противоречащие друг другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать, изменив свои оценки, притязания, воспоминания;

10. Освобождающее поведение – человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся негативных условий существования (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, проявить уступчивость);

11. Атрибутивное поведение – активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию;

12. Экспрессивное поведение – в тех сферах, где человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения;

13. Автономное поведение – когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля над своими поступками) готовит человека к преодолению любых барьеров на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном деятеле, а не исполнителе чужой воли);

14. Утверждающее поведение – переживание своих действий как совершение планов при максимальном задействовании внутренних ресурсов;

15. Исследовательское поведение – стремление к новизне физического и социального окружения, готовность терпеть информационную неопределенность;

16. Эмпатическое поведение – учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способность чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.

Концепция бихевиоризма по В. Макгвайру

Понимание человека Некий биоробот, поведением которого можно успешно манипулировать, формулируя и закрепляя определенные реакции (без учета сознания и мнения самого человека) благодаря исключительно внешним воздействиям: комбинируя стимулы, изменяя подкрепления, вероятность последствий, давая внешние образы для подражания.
Личность Наблюдаемый действующий субъект, совокупность приобретенных реакций, которые могут формулироваться и без участия сознания.
Отношение к телу Безусловные и условные рефлексы, двигательные реакции тела, физиологические реакции организма – главный объективный критерий поведения и психики человека.
Социальные отношения Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды. Социальное поведение-один из видов поведения человека, но вместе с речью. Вербальное социальное поведение так же поддается управлению, программированию, изменению.
Воля Фикция, которой не существует, непознанный фактор поведения.
Эмоции Предрасположенность к действию, придающая энергию поведению, мобилизующие его.
Интеллект Репертуар возможных реакций, способов реагирования. Интеллект отвечает за выбор способов поведения человека.
Самость Для бихевиористов понятие «самость» излишне.
Свобода человека Свободы нет, люди абсолютно зависимы от прошлого опыта, от внешней среды, от стимулов и подкреплений. Никто не имеет свободы выбора собственного поведения, т.к. оно формируется внешним подкреплением, опытом прошлого научения.
Наследст- венность Люди отличаются друг от друга не из-за уникальных генетических особенностей, а в основном из-за окружения. Различие среди является основной причиной индивидуальных отличий.
Изменчи-вость поведения Поведение конкретного человека может изменяться в течение жизни под воздействием меняющегося окружения. Жизненные кризисы возникают, когда окружение трансформируется и привычные реакции человека становятся неадекватными, не получают положительного подкрепления.
Познавае-мость психики человека Внутренний мир человека (мысли, чувства) недоступны объективному познанию, да они и неважны при объяснении поведения человека. Деятельность можно объяснить только с позиций объективных отношений S-R (стимул-реакция). Все поведение (природа, психика) человека познаваемо научными методами, хотя и трудно. Психоанализ

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа, применил топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:

- сознание;

- предсознание;

- бессознательное.

По утверждению З. Фрейда, уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает лишь малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Область предсознания еще называют доступной памятью, которая включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия.

Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики – бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно неосознанный материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но определяют их действия.

На основе многолетних клинических наблюдений З. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней:

- Оно;

- Я;

- Сверх-Я.

Где, Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система и количество этой энергии в нем постоянно. Будучи бессознательным, Оно починяется принципу удовольствия, которое как и счастье – главная цель в жизни человека.

Уровень Я (Эго)-сознания-находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под воздействием общества. На Я действуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, эта часть личности выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно Эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.

Сверх-Я (Супер-Эго) содержит систему ценностей норм, совместимых с теми, что приняты в обществе, окружающем человека и позволяют ему отличать «хорошо» от «плохо».

Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы – совесть и Эго-идеал.

Первая означает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновения чувства вины. Эго-идеал формируется из того, что одобряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет личность к установлению для себя высоких стандартов.

Супер-Эго полностью сформировано когда родительский контроль сменяется самоконтролем.

Сверх-Я не пускает инстинкты в Я и тогда их энергия сублимируется и трансформируется в иных формах действия (творчество, искусство, в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах и т.д.). Таким образом, Сублимация – это преобразование энергии подавленных запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия либидо не находит выхода, то у человека возникают психологические заболевания, неврозы, истерические состояния, тоска.

Для спасения от конфликтов межу Я и Оно применяются разные средства. З.Фрейд выделил следующие защитные механизмы:

1. Вытеснение желаний – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных в тех или иных ситуациях желаний, мыслей, чувств, переживаний из сознания в область бессознательного. Выделяют полное подавление – когда человек забывает и не помнит неприятные события и частичное подавление – когда человек сдерживает переживания, старается о них не думать, хотя полностью забыть их не может и они прорываются в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и т.д.

2. Отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды», при этом человек безразличен к логике и не замечает противоречий в своих суждениях.

3. Рационализм – бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное поведение, построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для того, чтобы объяснить и оправдать неприемлемые формы поведения, мыслей, поступков, желаний. Как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного поступка, которая может человеком даже не осознаваться.

4. Инверсия, или противодействие – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на противоположные. (пример: нравится девочка в классе, а ее бьют портфелем по голове).

5. Проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивой идеи или желания, приписав ее (его) другому человеку. (отдаление от себя).

6. Замещение – проявление эмоционального импульса переадресовывается более беззащитному (получив наказание, ребенок, ломает игрушку, бьет домашнего питомца, обижает младшего).

7. Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может привести к раздвоению личности.

8. Регрессия – применение более «раннего» способа реагирования – вести себя как ребенок (дуться, обижаться, бухтеть, грызть ногти)

Организация защитного процесса по З. Фрейду – важная и необходимая составная часть развития Я. Таким образом, человек с позиции психоанализа – противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания.

Структура личности по З. Фрейду:

Понима- ние человека Противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между бессознательными сексуальными желаниями, сознанием и совестью, в результате чего он сам не знает, как поступит в следующий момент и почему совершит тот или иной поступок.
Личность Целостная структура соотношения Оно, Я, Сверх-Я.
Отноше-ние к телу Тело и психика взаимообусловлены. Тело – источник основной жизненной энергии, мотивов, инстинктов, влечений и соответственно проблем, личностных конфликтов, связанных с их удовлетворением. Телесные заболевания имеют психологическую природу.
Социаль-ные отноше-ния Семья как модель общества, где закладываются отношения между индивидами (ребенок-мать, ребенок-отец, ребенок-др.ребенок), которые являются формообразующими для будущих социальных отношений. Выбор друзей, супруга, образа жизни – все это задается семейными отношениями.
Воля Один из возможных источников защитных механизмов, то есть волевое усилие направлено на работу с нежелательным симптомом для его подавления.
Эмоции Основной источник для понимания подлинной мотивации. Сами эмоции являются: - способами изменения напряжения, связанного с инстинктами; - способами оценки удовольствия(неудовольствия); - формой защиты
Интеллект Орудие Я, орудие сознательной борьбы. Развитие интеллекта – средство усиления Я, сознания, развития личности.
Самость (подлин-ное Я) Самость – равновесное целое, единство всех структур личности. Отдельной субстанции самости нет. Подлинное Я всегда связано с телом.
Свобода человека Это иллюзия, т.к. поведение человека больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам, сути которых человек полностью не знает.
Наследст-венность Врожденная наследственная структура, бессознательное Оно составляет основу личностной структуры и развития. Хотя Сверх-Я – продукт социального окружения, значение среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.
Изменчи-вость поведения Личность взрослого сформирована опытом раннего детства, характеризуется тем, какого уровня он достиг и зафиксировался и практически остается неизменной в зрелые годы. Под влиянием психотерапии могут происходить модификация поведения, но не коренное изменение структуры личности.
Познавае-мость психики Люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, смыслов, которые являются причиной других явлений – действий, реакций, травм и т.д. Человек не выстраивает свое поведение осознанно, больше влияют неосознанные факторы, поэтому познаваемость психики достигается с трудом – благодаря научным методам. Развитие психоанализа

Вильгельм Райх начинал свою карьеру первым клиническим ассистентом Фрейда, но вскоре на фоне теоритических расхождений, он проработал свое видение на структуру личности, по которой характер человека содержит постоянный состав (паттерн) защит.

Райх утверждал: «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.д.), физические позы, привычки держаться и двигаться и прочее.»

В. Райх предполагал, что характер человека создает защитные механизмы против беспокойства, которое вызывается интенсивными сексуальными чувствами, связанными со страхом наказания.

Основная защита – подавление желаний, временно контролирующее сексуальные импульсы. Со временем Эго-защиты становятся постоянными, действующими автоматически, в последствии они переходят в черты характера (броневой панцирь). Однако эти черты не являются невротическими симптомами. Их отличие, по мнению Райха, заключается в том, что невротические симптомы - иррациональные страхи и фобии, переживаются в душе человека, как чуждые элементы. В тоже время, такие черты характера, как - гипертрофированная любовь к чистоте и порядку или тревожная стеснительность человека – это уже составные части его личности.

Любой черте, из которых состоит характер, соответствует определенная физическая поза, поэтому характер конкретного человека выражается в особенностях мышечной ригидности (напряженности).

В. Райх подчеркивал: «Ригидность мускулатуры – соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования».

Райх выявил, что хронические мышечные напряженности блокируют основные три вида побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение.

Ученый пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь едины. Также он отмечал: «Функция любого панциря – защита от неудовольствия. Однако организм человека лишается значительной части возможного удовольствия в счет оплаты за имеющуюся защиту».

Результатом мышечных зажимов (напряженности) является искажение и разрушение естественных чувств, потеря части жизненной энергии и радости в жизни, подавление сексуальных чувств. А в свою очередь, отсутствие сексуального удовлетворения, застой сексуальной энергии - это основная причина неврозов.

Исследуя природу мышечного панциря, В. Райх выяснил, что расслабление хронически зажатых мышц, как правило, вызывает приятные ощущения – тепло или холод, зуд, покалывание или эмоциональный подъем. Ученый предположил, что подобные ощущения возникают при освобождении биологической энергии, которую Райх назвал оргон.

Существующие зажимы мышц препятствуют как свободному течению жизненной энергии, так и свободному выражению эмоций. Броневой панцирь, первоначально возникший как необходимая защита от перехлестывающих чувств напряжения и перевозбужденности, со временем становится физической и эмоциональной «смирительной рубашкой».

Психологическое развитие, рост личности, процесс самосовершенствование человека, Вильгельм Райх определил, как результат рассасывания мышечного и психологического панциря, как обязательную основу для становления более свободного, раскованного, искреннего и открытого человека – энергичного и счастливого, получившего возможность наслаждаться полноценным оргазмом, приносящим истинное удовлетворение.

Научиться своевременно освобождаться от зажимов, блокирующих те или иные чувства – это одно из условий психологического роста личности.

Самоконтроль человека и его целеустремленное поведение – второй весомый фактор, позволяющий сбалансировать разумный самоконтроль и свободу самовыражения.

В. Райхом проанализированы семь защитных сегментов, когда различные области тела сдерживают соответствующие реакции, и предложены приемы для расслабления «мышечного панциря»:

- глаза – плач;

- рот (слишком сжатая или неестественно расслабленная нижняя челюсть) – плач, крик, гнев;

- шея – гнев, крик, плач;

- грудь, плечи, руки – смех, гнев, печаль и страстность;

- диафрагма – сильный гнев (зажим в этом сегменте проявляется в том, что когда человек лежит на спине, то между спиной и кушеткой остается значительный промежуток);

- мышцы спины – страх нападения;

- мышцы живота – злость и неприязнь;

- таз (напряженность и болезненность ягодичных мышц) – ощущение сексуального возбуждения и удовлетворения, а также гнев.

С точки зрения Райха, невозможно пережить положительные чувства, пока не произошла разрядка накопленных отрицательных эмоций.

Структура личности по В. Райху:

Отношение к телу Главный источник психической оргональной энергии. Поза тела, его физические привычки, мышечные зажимы (напряжения) аккумулируют подавляемые эмоции, переживания, проблемы человека. Противоречия между оргональной энергией и защитным панцирем мышечных зажимов – движущая сила развития личности. Расслабляя зажимы тела, можно способствовать разрядке подавляемых переживаний, снятию невротических симптомов, оздоровлению тела, гармонизации энергетического потока оргона, личностному росту.
Социальные отношения Способны провоцировать формирование защитного панциря мышечных зажимов, характера человека. Социальные способы поведения человека, его привычки являются функцией от индивидуального телесного характера.
Воля Это осознание человеком присущих ему стремлений и желаний, т.е. тех, которые уже есть и представлены в теле человека. Воля как самоконтроль – важный фактор развития личности.
Эмоции Источник эмоций – динамика соотношений между оргональной энергией и защитным панцирем. Эмоции обычного человека блокированы мышечным панцирем. Подавление их приводит к гневу, страху, ярости, является источником неврозов. Эмоции должны иметь выход через расслабление мышечного панциря. Вначале прорываются отрицательные эмоции, затем открываются пути и позитивным.
Интеллект Одна из телесных функций, способная так же накапливать эффективный заряд, как и любая эмоция. Его развитие связано с оргональной энергией. Интеллект выступает как средство блокады телесной энергии.
Самость Подлинная личность – это здоровое тело. Правильное развитие личности – в возможности правильного понимания собственных состояний, в уравновешенности самовыражения эмоций, желаний и самоконтроля, в установлении искренних гармоничных отношений с другими людьми.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: