double arrow

Причины и механизмы слабовыраженных отклонений в развитии


Причины, приводящие к задержкам психического развития, М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были выделены следующие:

Неблагоприятное течение беременности, связанное с:

· болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

· хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

· токсикозами, особенно во второй половине беременности;

· токсоплазмозом;

· интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

· несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

· травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например;

· асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

· педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

Накопление данных, показывающих, что недостатки психического развития у детей, обследованных в начале обучения в связи со стойкой неуспеваемостью, часто сохраняются по психопатологическим показателям и в старшем школьном возрасте, привело к отказу от представлений о временности отклонений в развитии у детей с церебрастенией, приобретенной на ранних этапах постнатального развития.




Более поздний вариант классификации ЗПР, предложенный К.С. Лебединской (1980), отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность.

На основе этиопатогенетического принципа были выделены четыре основных клинических типа ЗПР. Это задержки психического развития следующего происхождения:

· конституционального;

· соматогенного;

· психогенного;

· церебрально-органического.

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков – соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.







Сейчас читают про: