Билет 14. 1. На рубеже 1920-1930 партийно-государственное руководство взяло курс на осуществление административно-командных методов построения социалистического

1. На рубеже 1920-1930 партийно-государственное руководство взяло курс на осуществление административно-командных методов построения социалистического общества. Был сделал переход от демократизации общественно-политической системы в годы нэта к централизованному плановому руководству в годы первых пятилеток. Ком партия фактически выполняла роль органа государственной власти. Советы депутатов трудящихся, профсоюзы и комсомол воспринимались ком партией в качестве проводников ее идей среди населения.

Постепенно складывался режим личной власти Сталина и его культ личности - чрезмерное возвеличивание его роли и приписывание ему определенного влияния на ход исторических событий.

К концу 1930-ых в БССР сложилась общественно-политическая система. для нее были характерны следующие признаки. В социально-экономической сфере установилась государственная собственность на средства производства, увеличилась доля рабочего класса, создавались колхозные крестьянства. В общественно-политической сфере установилась однопартийная политическая система, которая предусматривала бесспорное подчинение центральной партийной и государственной власти. Господствовала всеобщая государственная марксистско-ленинская идеология - система взглядов и идей, принадлежащая компартии и лично Сталину. Таким образом проводились безальтернативные выборы в органы власти, когда одна кандидатура, обычно утверждённая местным партийным руководством, претендовала на определенную должность.

В 1946 году была приняла Сталинская конституция СССР. В 1937 году был принят орган власти БССР. Советская Беларусь провозглашалась социалистической республикой крестьян и рабочих. Декларировалось, что победил социалистический строй, утвердилась социалистическая собственность на средства производства в государственной и кооперативно-колхозной формах. Упразднялась частная собственность. Были объявлены принципы: «от каждого по способности, каждому по труду», «кто не работает, тот не ест».

В условиях бесспорного подчинения установкам ком партии жестоко карались любые отступления от марксистско-ленинской идеологии и сомнения в правильности разработанного Сталиным курса на построение социализма. Это привело к политическим репрессиям - применение властью разных мер наказания по политическим мотивам. Уничтожались политические противники И.Сталина. В результате арестов республиканская партийная организация потеряла почти половину своего состава. Символом политических репрессий в Беларуси стало название Куропаты. Здесь расстреливались репрессированные жители республики.

Широкой размах приобрела антирелигиозная пропаганда, были созданы антирелигиозный университет и Общество воинствующих атеистов.

2. в процессе формирования индустриального общества значительную роль сыграла общеобразовательная школа. Большим достижением стола введение с 1958 г обязательного 8-летнего образования. Созданы средние общеобразовательные школы с производственным обучением, средние специальные училища, готовившие квалифицированных рабочих. Работали школы рабочей и сельской молодежи.

В первой половине 1970-ых был завершен переход к всеобщему среднему образованию. 98% выпускников 8-х классов продолжали учебу для получения среднего образования в 10-летней школе или в средних специальных учебных заведениях (ССУЗ) или ПТУ. В процессе получении образования учеников готовили к производительному труду.

В 1965 году в БССР 27 ВУЗов, около 100 тыс студентов.

Система образования способствовала значительному росту знаний населения БССР. Вместе с тем ее финансирование происходило по остаточному принципу.

В области математики, физики, электронно-вычислительной техники, биологии, медицины ученые БССР достигли значительных результатов. Михаил Ефремович Мацепуро –занимался разработкой и внедрением в с/х производство высокоэффективных технологий механизированного освоения заболоченных земель и уборки урожая. Татьяна Васильевна Бирич- талантливый ученый в области глазных болезней, хирург офтальмолог.

Быстрыми темпами шло развитие радиоэлектроники и микроэлектроники, вычислительной техники, космических разработок, компьютеров, робототехники. Термин «робототехника» вошел в обиход благодаря всемирно известному ученому Айзеку Азимову. Петр Ильич Климук и Владимир Васильевич Коваленок – первые среди белорусов летчики-космонавты. Семен Ариевич Косберг- большой вклад в разработку ракетных двигателей сделал. Им была создана серия ракетных двигателей. Юрий Гагарин во время первого старта сказал «Косберг сработал»,.т.е. сработал сконструированный им двигатель. Борис Владимирович Кит- разработал космическое топливо, стал автором первого в истории учебного пособия по ракетной технике и топливу. Яков Борисович Зельдович –занимался исследованием горения пороха снарядов для легендарной «Катюши». Стал одним из создателей советской атомной бомбы, активно принимал участие в создании советской водородной бомбы. Трижды герой социалистического руда. Павел Осипович Сухой -способствовал укреплению обороноспособности. Сконструировал ряд самолетов со стрелообразным треугольным крылом. 2 герой социал.труда.

3. Зап Беларусь по условия Рижского договора 1921отошла в состав Польского государства и в оф документах получила название «кресы восходные». На этой территории польские власти проводили политики «санации» (озодоровления) связанная с пацификацией (усмирением), когда для предотвращения восстания на тер РБ было введено большое кол-во регулярных войск, действовали суды и карательные экспедиции, которые разрушали жилье, имущество, совершали массовое избиение. Ведущая роль в проведении террора принадлежала тайной польской полиции – дефензиве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: