Особливості використання методу експерименту в соціології

В числе важнейших нормативных требований, предъявляемых к экспериментальному способу познания, методологи называют: чет­кую ориентацию на гипотезы исследования; высокий уровень позна­ния и полноту описания исследуемого объекта; строгий контроль за ходом процедур эксперимента, обеспечение его чистоты; воспроиз­водимость, возможность повторения; наличие методов, средств на­блюдения и измерения, адекватных социальному объекту.

Специфика социологического эксперимента состоит в том, что объектом социологического исследования являются люди. А это, естественно, определяет его основные содержательные особенности по сравнению с естественнонаучным экспериментом. Во-первых, действие факторов социальной ситуации, как используемых в ходе эксперимента, так и препятствующих его нормальному проведению, невозможно жестко ограничить временными рамками (в отличие от естественнонаучного эксперимента), что обусловлено наличием у исследуемого социального объекта памяти и способности аккумулировать действие причинных факторов за значительные промежутки времени. Во-вторых, для социологического эксперимента характерно неизмеримо большее количество факторов, влияющих на социальную действительность (ситуацию), а также более высокий уровень причинной зависимости социальных явлений. В-третьих, социологический эксперимент затрагивает интересы конкретных людей, ставит перед исследователями проблемы нравственно-этического характера, что требует от последних более высокого чувства ответственности.

Социологический эксперимент может применяться как самостоятельный метод сбора социальной информации. Однако его использование предполагает, кроме того, применение методов наблюдения и опроса, которые позволяют эффективнее фиксировать результаты самого эксперимента. Сочетание различных методов социологии, таким образом, придает социологическому эксперименту свойства универсального социального метода, позволяющего получать обширную, надежную и адекватную социологическую информацию об исследуемом социальном объекте. В то же время метод социологического эксперимента имеет ряд недостатков как субъективного, так и объективного характера, которые должны учитываться организаторами исследований. Одним из главных среди них является сложность определения основных факторов, влияющих на тот или иной изучаемый социальный процесс. Проведение социологического эксперимента зачастую усложнено трудностями в создании экспериментальных условий, при которых устраняется действие побочных факторов, влияющих на изучаемую социальную ситуацию. В связи с этим от социолога-экспериментатора требуется четкое знание факторов, влияющих на данное социальное явление. Кроме того, проведение социологического эксперимента требует от социолога-исследователя глубокого знания самого экспериментального метода. Ведь на практике бывают случаи ошибок, когда за эксперимент принимается то, что им в действительности не является. Эксперимент один из самых дорогостоящих методов сбора социологической информации, но и один из самых эффективных.

При проведении эксперимента иногда допускают ошибки и возникают определенные трудности: эксперимент производится для получения информации, которая может быть добыта иными, более простыми способами; экспериментальная ситуация четко не определена, в силу чего эксперимент проводится с нарушением его условий; неправильно построена теоретическая система переменных, перепутаны причины и следствия; сформулированные гипотезы не отражают проблемных ситуаций, существенных зависимостей в изучаемом объекте; допущена двусмысленность или иная существенная значимая неточность в формулировке гипотезы, вынесенной на экспериментальную проверку; в качестве независимой переменной выделен фактор, который не может быть причиной, устойчивой детерминантой процессов, происходящих в изучаемом явлении; допущены ошибки в предварительном описании объекта; были допущены ошибки при формировании экспериментальных и контрольных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: