Социально экономические права человека в конституции рб

Право человека – это обеспеченная государством, закрепленная в правовых нормах и гарантированная законом возможность что-либо делать (или не делать). Права человека подразделяются на: 1) негативные права (свободы) – определяют обязанности государства и других людей воздержаться от тех или иных действий по отношению к индивиду (свобода мнений, слова, совести и т.д.); 2) позитивные права – фиксируют обязанность государства и других лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия (право на труд, отдых, жилище и т.д.).
Права человека подразделяются на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права. Личные и политические права относят к правам первого поколения. Они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей, и нуждаются лишь в охране со стороны государства.

Основными правами граждан в социально-культурной сфере являются:

-право на труд, на отдых, на справедливое вознаграждение труда (статьи 41, 42, 43 Конституции);

-право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (статья 45 Конституции);

-право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (статья 47 Конституции);

-право на жилище (статья 48 Конституции);

-право на образование (статья 49 Конституции);

-право на участие в культурной жизни (статья 51 Конституции).

7.Дополнения и уточнения к конституции РБ,принятые на референдумах 1990-х. 24 ноября 1996 года по инициативе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко был проведен референдум, на основании которого вносятся существенные изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 года. Согласно дополнениям и изменениям к Конституции 1994 года, принятым в ноябре 1996 года, Президент Республики Беларусь - глава государства, гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Парламент - Народное собрание Республики Беларусь - представительный и законодательный орган Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат:

- палаты представителей. В функции Палаты представителей входит: рассмотрение проектов законов, назначение выборов Президента, она дает согласие на назначение премьер-министра, отставку Президента, отмену распоряжений Председателя Палаты представителей и т.д.

- совета Республики. В функции Совета Республики входит: одобрение или отклонение принятых Палатой представителей проектов законов о внесении дополнений в Конституцию, избрание судей в Конституционный Суд, принятие решения о роспуске местных Советов депутатов, он отменяет решения местных Советов депутатов, которые не соответствуют законодательству и т.д.

Срок полномочия Парламента - 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Исполнительную власть осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов.

Судебная власть представлена судами. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство определяется законом. Высшая судебная власть принадлежит судам:

- Конституционному Суду;

- Верховному Суду;

- Высшему Хозяйственному Суду.

Конституционный Суд может по собственной инициативе пересмотреть свои решения при изменении конституционной нормы, при открытии новых обстоятельств, о которых Конституционный Суд ранее не знал. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определенном законом.

Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за использованием республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Надзор за точным исполнением законов, декретов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, должностными лицами и гражданами осуществляет прокуратура. На нее также возлагается надзор за исполнением законов при расследовании преступлений. Возглавляется Прокуратура Генеральным прокурором, который назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом с согласия Совета Республики.

Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Основные изменения, внесенные в Конституцию на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.:

- Расширено и дополнено понятие «суверенитет народа»

- Учрежден новый законодательный орган - Национальное собрание (вместо Верховного Совета);

- Учрежден новый контрольный орган - Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты);

- Изменилось название и статус Правительства - Совет Министров (вместо Кабинета Министров, действовавшего при Президенте) стал возглавлять исполнительную власть;

- Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);

- Закреплен более широкий круг прав и свобод граждан;

- Изменилось место и роль Президента в государственном механизме как Главы государства, расширена его компетенция (несмотря на то что до референдума он выступал и как Глава государства, и как глава исполнительной власти);

- Установлен более четкий с справедливый принцип «разделения властей»;

- Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного (ранее таковым являлся лишь белорусский язык);

- Принцип «верховенства закона» заменен на принцип «верховенства права»;

- Вместо многообразия форм собственности закреплены две формы собственности - государственная и частная;

- Гарантировано право трудящимся принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями;

- Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзами дополнены принципами социального партнерства и взаимодействия сторон;

- Закреплено право отзыва депутатов и членов Совета Республики;

- Учрежден новый вид актов Президента - декреты, имеющие силу закона;

- Изменен порядок внесения изменения и дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

Решением республиканского референдума, состоявшегося 17 октября 2004 года, были сняты ограничения на количество сроков пребывания в должности Президента одного и того же лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: