Фрагмент интервью отца сына 5 -ти лет с нарушением зре -ния (медицинский диагноз — нистагм).
Да, в первый момент у меня был определенный шок. А потом я посидел, подумал: «А чем он плох? Ребенок не болеет, не каш -ляет, две руки, две ноги, жизни радуется, не отрешен ни от нею».
3. «Оптимизм, вера в лучшее». Предположение о присутствии в поведении родителей данной стратегии основано на частом употреблении родителями следующих фраз: «мы надеемся, что у нас все будет хорошо»; «мне, кажется, все будет нормально»; «я почему-то уверена, что все образуется»; «я, вообще-то, оптимист по натуре, думаю, что все будет хорошо».
4. «Позитивное фокусирование». Суть стратегии заключается в том, что родители, прежде всего, рады самому факту рождения ребенка, его присутствию в их жизни. Данная стратегия наиболее ярко проявилась в двух случаях. Оба они были
связаны с потерей близких' людей (в первом случае утрата одного из детей; второй случай потери собственного родителя, когда женщина пережила смерть матери).
5. «Социальное сравнение вниз». В данном случае родитель сравнивает нарушение, которое есть у его ребенка, с аналогичными нарушениями, но имеющими больший патологический характер, у других детей. Например, к диагнозам, касающимся слабовидения, родители более терпимы и говорят: «Слава богу, что не слепой».
6. «Самоконтроль и терпение». Родители «уговаривают» себя пережить трудные испытания, потому что все те силы, которые они сейчас прилагают, помогут ребенку и дадут определенный результат. В родительском сознании существует установка, что «данное испытание мы должны выдержать с достоинством». Многие родители констатируют усиление толерантности. Хронические переживания, вызываемые постоянным стрессором (болезнь ребенка), способствуют своего рода «психическому закаливанию» этих родителей.
7. «Социальное отвлечение». Эта стратегия совладающего поведения характерна для отцов. Они также, как и матери, желают помочь своему ребенку, но свою роль видят в поиске специалистов-профессионалов, которые отвечали бы за кор-рекционный процесс в развитии ребенка.
Ниже описаны наиболее распространенные формы защитного поведения у родителей.
1. Рационализация. В данном случае родитель не до конца осоз -нает и принимает тяжесть нарушения развития ребенка. В ходе беседы родители доказывали «нормальность» своего ребенка, обращали внимание не на дефект зрения или слуха, а на интеллектуальные и творческие способности ребенка.
2. Идентификация — перенос на ребенка собственного опыта.
Пример 17.
Фрагмент интервью отца сына 5-ти лет с нарушением зрения (медицинский диагноз — нистагм).
Мой ребенок сейчас недостаточно знает то, что, может быть, знают другие дети, так как ему зрение не позволяет, ему трудно ориентироваться в пространстве. Ну да, есть у ребенка
такая особенность. Ну и что такого. Я вот, например, поздно начал говорить, и жена поздно начала говорить. Ну я же не дурак. У меня хоть и незаконченное, но все-таки высшее образование... Не поступит мой ребенок в институт? Не беда. Я тоже не с первого раза поступил, тем не менее живу не хуже других, есть свой бизнес.
3. Сопротивление —противодействие родителей вмешательству извне («сейчас нам помощь уже не нужна, мы сами можем со всем справиться»; «зачем пускать кого-то к себе в душу?»; «любая беседа для нас тяжела, не хотелось бы вспоминать прошлое»).
4. Фантазирование. В этом случае родители (матери) не перестают питать надежду на то, что нарушение ребенка когда-нибудь исчезнет совсем. В планировании будущей жизни ребенка мать создает ситуации, которые невозможно реализовать с учетом сложности патологии ребенка.
Ресурсы совладающего поведения родителей,
воспитывающих детей с сенсорными нарушениями
Ресурсы — это то, что помогает человеку справиться со стрессовой ситуацией. Значимыми для семьи являются личностные, семейные ресурсы, и внешние, социально-ориентированные ресурсы.
Личностные ресурсы совладания: родительские чувства кребен -ку («мой ребенок — моя самая главная радость»); качество «hardy» (стремление и способность «выстоять», преодолеть). Семейные ресурсы: супружеские отношения («мы с мужем сами справлялись с трудностями»), понимание и участие другого ребенка в семье, помощь и поддержка родственников. Социально-ориентированные ресурсы: материальный достаток, поддержка друзей («друзья нас поддержали, от ребенка никто не отвернулся»), адекватное отношение окружающих к ребенку, специализированная педагогическая
18o
помощь ребенку («я благодарен педагогам», «мне помогают педагоги»), помощь через общение с другими родителями.
Структура семьи (полная / неполная) влияет на отношение родителя к ребенку и на его эмоциональное состояние.
1. Одинокие матери. Переживания, обусловленные рождением ребенка с нарушениями в развитии, отличаются выраженным чувством одиночества, состоянием паники, потери контроля, симбиозом с ребенком. Матери испытывают глубокое чувство вины перед ребенком. Внутри этой группы матерей можно выделить две подгруппы.
а. Матери с преобладанием психологических защит (например, фантазирование, сопротивление) и использованием стратегий совладания «самоконтроль и терпение», «позитивное фокусирование». Они отрицают необходимость социальной поддержки, их ресурсы связаны, прежде всего, с самим ребенком, с установкой на силу своего «Я».
б. Матери, использующие активный копинг, направленный на решение проблем. Они используют внешние ресурсы: общение с другими родителями, позитивное отношение общества к ребенку, общение со специалистами.
2. Семейные матери. Этим матерям присущи все виды переживаний, перечисленные выше. Однако менее отчетливо чувство одиночества, связь с ребенком не носит яркого выражен -ного симбиотического характера. Используются стратегии активного и пассивного совладания. Ресурсами являются поддержка мужа, родственные отношения, сам ребенок, поддержка здорового ребенка в семье. Отношение к социальной поддержке варьируется от полного отвержения до возможности принять.
3. Семейные отцы. Высказывания относительно своих пережи -ваний у мужчин отличаются большей скупостью. Они стараются избегать психологически напряженных тем. В структуре переживаний преобладают переживания злости, раздражения, негодования. Отцы проявляют активное поведение в разрешении проблем, связанных с ребенком. В отличие от матерей, это поведение направлено не на собственное участие в коррекционно-восстановительном процессе ребенка, а на поиск профессионалов, способных оказать специальную помощь. Отцы видят свою роль в финансовой поддерж-
ке семьи и ребенка. Отрицают роль психологической помощи собственно родителям.
Таким образом, семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья (нарушения зрения и слуха), при рождении ребенка переживает влияние такого стресса, который приводит к возникновению кризиса в семье. Родители находятся в состоянии невозможности принять случившееся. Рождение ребенка с нарушением воспринимается как нереальная трагическая ситуация. Нарушаются эмоциональные ожидания, связанные с новой социальной ролью матери или отца. Изменяется система семейных отношений (в некоторых случаях распад семьи, разрыв отношений с родственниками, выбор социальных контактов в зависимости от принятия или непринятия ребенка).
Под влиянием времени острые переживания родителей могут сглаживаться или трансформироваться в некие другие состояния (например, примирение, привычка), но не исчезают совсем и могут возобновляться в процессе повседневной жизни семьи и при переходе с одного этапа жизненного цикла на другой. Можно сказать, что родители таких детей находятся под влиянием хронического стресса, то есть в процессе жизнедеятельности семьи возникают ситуации, возобновляющие негативные переживания.
Родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха, в борьбе с трудностями активны, стремятся решить проблемы, помочь ребенку. Некоторые родители живут с чувством веры, не позволяют себе отчаиваться, настроены на видение позитивных моментов в своей жизни и жизни ребенка. Однако драматичность жизненной ситуации, ее необратимость заставляют родителей использовать психологические защиты, не позволяющие вырваться наружу негативным переживаниям. В основном это проявляется в убеждении окружающих в нормальности своего ребенка и семьи и в отказе от специализированной помощи и поддержки семьи.
Для родителей, имеющих детей с нарушениями зрения и слуха, в качестве основного ресурса, помогающего совладать и противостоять стрессу, являются принятие ребенка и естественная родительская любовь.
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ*
Проблемы школьной неуспеваемости и задержки психического развития тесно связаны между собой и являются актуальными в современной специальной психологии и коррекционной педагогике. По данным разных авторов, в детской популяции выделяется от 6 до 11% детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети указанной категории имеют негрубые отклонения в функционировании ЦНС, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию. Внешне трудности адаптации проявляются как неспособность сосредоточиться, расторможенность, утомляемость, нарушения работоспособности, неуверенность в принятии решений (что приводит к стойкой неуспеваемости в массовой школе); повышенная возбудимость, тревога, страхи, агрессия, упрямство, лживость, конфликтность (что проявляется в де-задаптивных формах поведения и нарушениях контактов с окружающей средой).
Как правило, нарушения адаптации вызываются целым рядом факторов, влияющих в системном единстве: начиная от кризисной ситуации в социуме, дефицита позитивного воздействия на ребенка всех институтов социализации, отрешенности и беспомощности образовательных учреждений до педагогической некомпетентности родителей и особенностей ребенка.
В педагогике сложилось основанное на бесчисленных фактах убеждение в том, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей.
В отечественной психологии существует определенный дефицит исследований семьи в критической жизненной ситуации (рождения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии), хотя потребность в таком знании огромна. Без этого невозможно организовать грамотную психологическую помощь данной категории семей.
* В данном параграфе использованы материалы квалификационного исследования Е. А. Силиной, проведенного под руководством Е. В. Куфтяк.
i83
Процесс формирования психики ребенка (Л. С. Выготский, 1983) определяется социальной ситуацией развития. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким отклонениям в нервно-психической сфере, нарушению сначала вегетативных, а затем и психических функций.
Исследования показали, что более половины детей с ЗПР — это дети из семей высокого социального риска.. К ним относятся семьи нескольких типов:
1) семьи с неблагополучным экономическим положением (без -работные родители, неудовлетворительные материально-бытовые условия);
2) семьи с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей);
3) семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры, конфликты и драки между родителями, трудности в детско-родительских отношениях, жестокое обращение с ребенком);
4) семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения).
В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации — эмоционального «голода» — вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии.
В настоящее время выделяют основные признаки семьи (Л. М. Ши-пицына, 2005), воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии:
1) родители испытывают нервно-психическую нагрузку, усталость, напряжение и неуверенность в отношении будущего ребенка, что отражает нарушения временной перспективы;
2) личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение и горечь;
3) семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
4) социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения,
184 но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении: родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его специалистом (психиатром, невропатологом) от окружающих, что сужает круг внесемей-ного функционирования;
5) «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, неадекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию, лечению такого ребенка.
Путь, по которому идет развитие такого ребенка, обусловлен как характером и степенью имеющейся у него патологии, так и отношением родителей к наличию детской патологии. Известно, что социальная адаптация этих детей напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. Очень часто родительское поведение является не позитивным, а наоборот, негативным фактором в развитии ребенка с отклонениями в развитии. В работах многих исследователей подчеркивается идея о равенстве влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (В. С. Савина, О. Б. Чарова, 2002). С одной стороны, родительское отношение может провоцировать появление у ребенка вторичных нарушений, а с другой — детская психопатология при -водит к различным искажениям родительского отношения.
Учитывая трудности воспитания и взаимодействия с ребенком, длительное внутреннее напряжение, переживание стресса родителями, психологические нагрузки, искажение социального статуса семьи, можно говорить о недостаточности в семье ресурсов, необходимых для конструктивного совладания с трудностями. Неконструктивное совладание не позволяет родителям адаптироваться к трудностям, адекватно действовать в критической ситуации, что усугубляет внутрисемейные проблемы, взаимоотношения с ребенком, личностные переживания. Г. Мак-Куббин процесс совладания в условиях семейных трудностей рассматривает как свойство семейной системы, позволяющее создавать новые модели функционирования после воздействия неблагоприятных фактов и дающее возможность дальнейшего противостояния этим факторам.
В нашем исследовании изучались особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Исследование проводилось на базе школы; в нем приняли участие родители, воспитывающие детей с ЗПР, в количе-
стве 37 человек (18 отцов и 19 матерей). Средний возраст матерей в данной группе составляет 33 года, отцов — 36 лет. Все дети с ЗПР обучаются в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы. Большинство детей имеют ЗПР соматогенного происхождения и церебрально-органического генеза.
Для сравнения показателей была отобрана группа испытуемых, дети которых характеризовались нормальным психическим развитием. Число родителей — 39 (19 отцов и 20 матерей). Средний возраст отцов составляет 37 лет, матерей — 33 года.
Общая характеристика состава семей у детей с ЗПР позволила выявить их значительные отличия. 90% родителей детей с ЗПР имеют среднее специальное образование. В группе родителей детей без ЗПР среднее специальное образование имеют 74% родителей. Остальные родители имеют высшее образование. У большинства школьников основной группы семья является источником внутренней психологической напряженности. В подобной семье отсутствуют возможности для полноценного развития и воспитания детей, родители и взрослые отличаются недостаточным потенциалом общего развития и низким уровнем социальной адап -тации. В такой семье реализуется сочетание или один из таких типов семейного воспитания, как непринимающий, авторитарный и симбиотический.
С помощью опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлера и Д. Паркера, Опросника способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолькман, Шкалы социально-психологической адаптированностиК. Роджерса и Р. Даймонда были выявлены особенности совладающего поведения и уровень социально-психологической адаптированности родителей, воспитывающих детей с
ЗПР.
При столкновении с трудностями матери и отцы, воспитывающие «особых» детей, имеют тенденцию реже использовать стратегию поиск социальной поддержки, чем матери и отцы нормально развивающихся детей. С одной стороны, такое предпочтение в выборе стратегии связано с тем, что родители не совсем уверены в ком -петентности социального окружения, не чувствуют реальной помощи для себя и своего ребенка. С другой, они не желают обсуждать трудности и посвящать в свои проблемы других людей, чтобы лишний раз не акцентировать внимание на особенностях развития сво -его ребенка. Хотя в данной конкретной ситуации поиск социальной
поддержки мог бы послужить ресурсом, позволяющим человеку справляться с трудностями.
У отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению с отцами нормально развивающихся детей наблюдается тенденция реже выбирать при столкновении с трудностями конфронтативный копинг. Редкое использование отцами конфронтативного копинга нельзя объяснить однозначно. Так, конфронтация — это одно из проявлений упорства и уверенности человека в себе. Следовательно, можно отметить, что отцы данной родительской группы реже чувствуют в себе эти качества и проявляют их в реальной жизни. Одновременно «конфронтативный копинг» понимается автором методики как определенная степень враждебности и готовности к риску в процессе совладания с трудностью. Поэтому можно предположить, что отцы, воспитывающие детей с ЗПР, в стрессовых ситуациях не склонны использовать агрессивные усилия по изменению ситуации, неоправданно рисковать, что, вероятно, связано с личностными особенностями отцов.
Кроме того, родители (матери и отцы), воспитывающие детей с ЗПР, реже, чем родители нормально развивающихся детей, при столкновении с жизненными трудностями выбирают стиль социальное отвлечение, предпочитая с «головой окунуться» в проблему. Родители не способны поделиться своей проблемой с близким человеком, получить поддержку и восстановить внутренние ресурсы.
Интерес представляют и выявленные нами различия внутри семей (между отцами и матерями): в семьях группы родителей детей с ЗПР отцы чаще, чем матери, сталкиваясь с трудностью, выбирают стратегию самоконтроль.
Последующий корреляционный анализ позволил выявить неоднозначные взаимосвязи. Высокий уровень дезадаптированности родителей детей с задержанным развитием значительно снижает вероятность использования ими таких стратегий, как поиск социальной поддержки и социальное отвлечение. Известно, что социальная активность не существует без адаптации личности, именно сниженные адаптационные возможности родителей ведут к проявлению пассивности при совладении с трудными семейными ситуациями.
Так, ожидание внешнего контроля родителями, воспитывающими детей с ЗПР, оказалось отрицательно связанным с социальным
отвлечением. Выявленная связь демонстрирует, что родители не считают нужным в трудной ситуации прибегать к социальной поддержке, и в то же время они ожидают эту поддержку, ждут напоминания и толчок извне, проявляя беспомощность, безответственность и пассивность в решении жизненных проблем. По результатам исследования И. В. Смирновой (1998), родители учащихся младших классов коррекционно- развивающего обучения отказываются принимать посильное участие в обучении ребенка, объясняя это тем, что «все равно ничего не получится». Чаще всего за этим кроются неверие в собственные силы, усталость, безнадежность, растерянность, нереалистичное представление о происходящем.
Таким образом, дезадаптированность родителей детей с задержанным развитием, проявляющаяся в конфликте с другими, ожидании внешнего контроля, замкнутости, не позволяет им обращаться за помощью к социальному окружению, что снижает фокусирование на трудностях повседневной жизни и затрудняет поиск возможных способов их решения. Следовательно, у родителей детей с задержанным развитием отмечается недостаточность внутренних ресурсов для проявления адаптивных реакций и поведения.
Естественно, что подобные способы реакции на стрессовые ситуации будут непосредственно проявляться и в практике воспитания. Ранее исследование совладеющего поведения родителей в структуре детско - родительского взаимодействия показало, что от того, насколь -ко эффективно родитель совладает с трудными ситуациями этого взаимодействия, во многом зависит и качество детско - родительских от -ношений.
Так, семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сталкиваясь с жизненными трудностями, характерными для обычной семьи, имеет свои специфические нарушения: в социальных отношениях, в системе специфических социальных потребностей (близости, информации, практической помощи и т. д.), во взаимоотношениях ребенка с родителями, в интеграции семьи. Тяжелые нарушения семейных представлений и переживания родителей приводят к нарушению социально-психологических аспектов жизнедеятельности семьи. Возможность выйти на путь совладания с трудностями зависит от умения родителей принять особенности развития ребенка и организовать свое поведение.
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫЕ НАРУШЕНИЯ
«Запрещается... запрещается... запрещается».
Пять тысяч раз были сделаны эти надписи.
«Все-таки чудесно быть доброй», —
думала умиротворенно маленькая хемулиха.
В настоящее время широкую распространенность приобретает по -нятие домашнее насилие, как система поведения, целью которого является достижение власти и контроля в семейных отношениях. Оскорбления, запугивания, угрозы, принудительные сексуальные отношения, экономическая зависимость — часть насильственных взаимоотношений. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Специалисты выделяют три типа семейной жестокости:
1) со стороны родителей по отношению к детям;
2) со стороны одного супруга по отношению к другому;
3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Жестокое обращение с ребенком в семье — причина многих пси -хологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека всю жизнь.
В условиях всеобщего стресса, материальных трудностей злоупотребления в отношении детей во многих семьях стало привыч -ным явлением. При анонимном исследовании детей разного возраста из 15 городов России выяснилось, что 60% родителей используют физические наказания. Среди них в 85% случаев дети говорят о порке, 9% — о стоянии в углу, 5% — об ударах по голове, лицу и т. д.
Проблема предотвращения насилия над детьми актуальна во всем мире. Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что теоретические и практические аспекты насилия над детьми недостаточно изучены и являются самостоятельным предметом исследования.
Злоупотребление, жестокое обращение, агрессивное обращение, пренебрежение, синдром опасного обращения с детьми, child abuse,
maltreatment, или mistreatment — это широкий, но не полный диапазон наносящих вред ребенку действий со стороны людей, которые опекают его и должны о нем заботиться.
Несмотря на большое количество исследований по вопросу ро-дительства, очень немногие из них посвящены именно вопросу физического наказания и факторам, которые предопределяют его использование. Это серьезный пробел в понимании процессов родительства, поскольку любое насилие в семье, в том числе и использование физических наказаний, имеет особенно разрушительное воздействие на основные процессы взаимоотношений в семье (К. Капоу, 2003).
В ходе национального опроса американские исследователи подсчитали, что 70—90% американских родителей шлепают детей дошкольного возраста, причем некоторые родители — порядка 5 раз в день (R. L. Simons, С. Johnson, 1994). Авторами было выявлено, что, во-первых, уровень физических наказаний выше в 5 лет, чем в 2 года, во - вторых, уровень наказаний зависит от пола ребенка. Так, родители применяют более частые физические наказания в более грубой форме к девочкам в возрасте 5 лет, чем в 2 года, в то время как для мальчиков уровень наказаний был высок в 2 года и значительно не увеличивался (К. Капоу, 2003). Девочки более защищены от физических наказаний в первые годы жизни, что является следствием благоприятных родительских ожиданий, а также хорошего поведения девочек. К пяти годам, однако, уровень физического наказания девочек приближается к уровню наказания мальчиков, возможно, по причине того, что в более старшем возрасте нарушения норм становятся распространенным явлением среди детей, и девочки участвуют в этом не меньше, чем мальчики.
Жестокое обращение и насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относят к самым тяжелым психоэмоциональным травмам, приводящим к развитию посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР). Потенциальный риск для детей, связанный с подобным поведением родителей, включает рост вероятности детского психологического дистресса, уровня детской агрессивности, вероятности развития пограничного личностного расстройства, острого шока, невротических и реактивных психотических расстройств (Н. В. Тарабрина, 2001). Характер и обратимость психологических последствий жестокого обращения во многом определяются возрастом ребенка и повторяемостью
травмирующих инцидентов. Поскольку жестокое обращение практически всегда сопровождает ребенка в течение долгих лет его жиз -ни в родительской семье, то со временем происходит не нивелирование, а накопление негативных психологических последствий.
Негативные взаимоотношения в браке, которые проявляются в конфликтах и враждебности, идентифицированы исследователями как наиболее вероятный фактор, разрушающий процесс воспитания ребенка. Родители, переживающие разногласия в браке, с большей вероятностью демонстрируют грубость, вседозволенность и противоречивость в процессе воспитания ребенка (О. Erel, В. Burman, 1995). Однако не все конфликты, возникающие в браке, одинаково вредны для взаимоотношений в браке и для1 воспитания ребенка. Установлено, что супружеские пары, которые спорили, но их поведение в споре оставалось позитивным, не вставали перед проблемой использования грубых методов воспитания ребенка (К. Капоу, 2003). В примере вышеуказанных авторов, отцы использовали агрессивные стратегии воспитания только в том случае, когда в процессе разрешения конфликта между супругами проявлялась жестокость друг к другу.
У некоторых родителей физическое наказание может быть скорее вызвано агрессивностью, заложенной внутри личности, нежели техникой воспитания, выбранной по причине ее эффективности как средство против неправильного поведения.
Таким образом, более частые и более жестокие физические наказания детей в семье могут быть следствием двух различных про -цессов — высокого уровня супружеского конфликта или личностной враждебности, что демонстрирует феномен так называемого «равного результата» (equifmality) (К. Капоу, 2003). Наличие любого из этих факторов одинаково вредно для управления поведением ребенка.
Социально-психологическое исследование семьи, применяющей физические наказания детей, было проведено с целью изучения особенностей функционирования и межличностного взаимодействия в ней. Были отобраны 38 семей (включая мать, отца и ребенка), в которых родители регулярно применяли физические наказания по отношению к собственному ребенку. Критериями отбора подобных семей были: обращение за психологической помощью к специалисту по поводу дезадаптированности ребенка в
школе; наличие психологических проблем и несовладание с ними ребенка и семьи в целом; все признаки проблемности, дисфунк-циональности семьи, которые можно установить при помощи включенного наблюдения и интервью. Критериями отбора 42 условно благополучных семей с детьми послужили положительная экспертная оценка и характеристика семьи, данная классным руководителем, педагогом-психологом школы, в которой обучается ребенок; данные, полученные из анонимного мини-сочинения ребенка, свидетельствующие об отсутствии применения физических наказаний в семье; желание и готовность родителей принять участие в данном исследовании. Выборку составили 231 испытуемый (80 матерей, 71 отец, 80 детей).
Путем анализа полученных результатов были выделены следующие виды наказаний, оцениваемых членами семей как физические. Это наказания ребенка за провинности ремнем, пощечины, подзатыльники, тычки, избиение случайно оказавшимися под рукой предметами.
Обнаружено, что основными мотивами применения физического наказания родители основной группы считают «разрядку стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка» (92% отцов и 66% матерей). Матери также склонны наказывать детей из-за того, что «ребенок огорчает» их плохой учебой, непослушанием, импульсивным поведением (66%), а отцы наказывают, чтобы «воспитать» (50%). Выбор физического наказания половина родителей объясняют тем, что их тоже били в детстве, что говорит о проявлении па-тологизирующего семейного наследования.
Приведенные результаты позволяют выделить два фактора, которые приводят к применению физического наказания. Во-первых, это собственные проблемы родителей, напряжение от которых они срывают на детях, и, во-вторых, проблемы, воспринимаемые родителями у ребенка.
В качестве собственных проблем родителей выявлены негармоничные супружеские отношения, меньшее, чем в группе условно благополучных родителей принятие отцами и матерями себя и их выраженный эмоциональный дискомфорт. Отцов этой группы также характеризует склонность к конфликту с другими. Еще Э. Фромм отмечал, что любовь к себе и любовь к другим идут рука об руку. Именно нелюбовь к себе сопровождается существенной враждебностью к другим.
Таким образом, родители, наказывающие своих детей, меньше удовлетворены своими супружескими отношениями, менее уверены в себе и более чувствительны к происходящим изменениям.
У детей, которые подвергаются дома физическим наказаниям, были выявлены следующие психологические проблемы: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, педагогическая запущенность, повышенная тревожность, несформированность навыков общения, групповая изоляция и т. д. Можно предположить, что индивидуальные психологические особенности детей, наличие элементов эмоциональных и поведенческих расстройств делают этих детей трудным воспитательным объектом для родителей.
Отношение родителей основной группы к своим детям в резуль -тате наличия вышеописанного комплекса проблем характеризуют три негативные воспитательные установки: 1) отвержение ребенка, 2) строгий контроль над ним и его социальными достижениями, 3) приписывание ребенку личностной и социальной несостоятельности, то есть его инфантилизация и инвалидизация.
С помощью регрессионного анализа было установлено, что оба родителя, используя воспитательные установки, направленные на непринятие и авторитарный контроль над поведением ребенка, повышают вероятность использования им эмоциональных способов совладания со стрессом («кусаю ногти», «ломаю суставы пальцев», «воплю», «кричу», «плачу», «грущу», «схожусума», «бью», «ломаю», «дразню кого-нибудь» и т.п.).
С одной стороны, и отцы и матери, практикующие физическое наказание своего ребенка, достоверно чаще используют воспитательные установки, направленные на непринятие и авторитарный контроль над поведением ребенка, чем повышают вероятность выбора им копинг-стратегий, ориентированных на эмоционально-деструктивное отреагирование.
С другой стороны, выбор матерями стиля «социальное отвлечение», а отцами — стратегии «поиск социальной поддержки» оказывает благоприятное влияние на становление копинг-поведения ребенка. Выбор матерью и отцом стратегий, направленных на поиск эмоциональной, информационной поддержки, совета у близких и специалистов, уменьшает риск выбора ребенком эмоциональ -но-деструктивных копинг-стратегий. Во-первых, подобное поведение родителей при разрешении детских проблем (то есть об-
ращение к психологам) позволяет в ходе консультативной беседы смягчить невротические симптомы у детей. Во-вторых, возможно, проблемы, разрешаемые родителями, не воспринимаются детьми как собственные, поэтому и нет переживаний, приводящих к деструктивным стратегиям совладания.
Конфликтные взаимоотношения и нарушение коммуникаций в семье, определенные черты личности родителей, негармоничный стиль воспитания не создают условия для удовлетворения важнейшей потребности ребенка в безопасности, а потребность в привязанности подвергается серьезному испытанию, что, в свою очередь, может привести к формированию у ребенка неконструктивных сти -лей и стратегий совладающего поведения. Таким образом, семья, выступая психосоциальным посредником общества, не только актуализирует у ребенка защитные процессы, формируя у него на уровне акцентуации личности определенный защитный «стиль жизни», но и вырабатывает копинг-стратегии как средства социально-психологической адаптации.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Исследования показывают, что не менее четверти мужчин, принимавших участие в боевых действиях, нуждаются в специализированной психологической помощи по проблемам семейной жизни. Особенно высок этот показатель у ветеранов военных действий, обнаруживающих признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Это впервые обнаружили американские психологи у солдат, испытывающих «усталость от битв» (S. A. Stouffer, 1949). Было отмечено, что часть военнослужащих просто не обладали ресурсами, дающими возможность пережить травму, и очень быстро приобретали психические расстройства, вызванные стрессом. Так, примерно треть проблем со здоровьем у американских
военных во время Второй мировой войны были психиатрическими по происхождению.
Причины семейных проблем, по словам самих военнослужащих, кроются в том, что жены и родственники «их просто не понимают». Соответственно, причинами непонимания военнослужащих их семьями (В. В. Знаков, 1989) могут быть следующие обстоятельства:
1. Жизненный опыт солдат, отслуживших в Чечне и других рай -онах военных действий, резко отличается от опыта их членов семей. Воспоминания, общее прошлое, неведомое родным и знакомым, сближает их, заставляет тянуться друг к другу.
2. Отрицательные психологические последствия длительного пребывания в экстремальных условиях войны — посттравматический стресс. Это «невидимые миру слезы»: многие после возвращения домой столкнулись с тем, чего не довелось испытать большинству людей (ночные кошмары с воспоминаниями о боях, повышенная тревожность, беспричинная раздражительность, чувство тревоги и страха и т. д.).
3. Особое отношение общества, в том числе и членов их семей, изменившееся после участия в войне, включающее весь спектр человеческих эмоций, мнений, убеждений. Одни жалеют, другие относятся с настороженностью, третьи опасаются («они убийцы»), четвертые считают героями, то есть налицо определенная стигматизация (от лат. stigma — пятно).
Такое отношение окружающих, особенно близких людей, способствует тому, что некоторые военнослужащие и сами чувствуют свою «инакость», непохожесть на остальных. Естественно, это затрудняет процесс послевоенной адаптации вообще и в семье, в особенности.
Результаты исследований говорят о том, что большое количество семейных проблем участников военных действий сводится к трудностям и проблемам, возникающим в сфере сексуальных отношений. Естественно, благополучие и неблагополучие этой сферы влияет на гармонию семейных отношений в целом (Н. В. Тарабрина, 2001).
Существенную роль в формировании интимных проблем воевавших играют неблагоприятные психические факторы, к которым в первую очередь относятся симптомы посттравматического стрессового расстройства. Среди них особенно часто отмечают следующие:
1) легко наступающая декомпенсация под влиянием внешних факторов (физическое и психическое переутомление, длительное эмоциональное напряжение, злоупотребление алкоголем);
2) повышенная истощаемость;
3) аффективная неустойчивость со вспышками дисфории (злобно-тоскливого настроения), тревоги и утратой вкуса к жизни, прежних интересов;
4) ограничение и предельная формализация контактов с окружающими (в том числе с близкими людьми в семье);
5) асоциальные действия.
Все это создает крайне неблагоприятный фон для супружеских отношений и повышает вероятность сексуальных проблем у мужчин. В свою очередь, специфические особенности личностного реагирования страдающих посттравматическим стрессовым расстройством на стрессовые ситуации, к которым в полной мере можно отнести безуспешные попытки сексуальных контактов, способствуют невротической фиксации на половой сфере и развитию тревожного ожидания новых неудач. Конфликтные межличностные отношения с женой или постоянной партнершей, использование дезадаптив-ных стратегий совладения с ситуацией, например, стремление переложить всю ответственность за сексуальные неудачи на женщину, обесценивание ее как личности и сексуального партнера, провоцирование ссор вплоть до разрыва супружеской связи и / или частое употребление алкоголя, чтобы избежать близости, дополняют сложную картину половых расстройств (Н. А. Гоголин, 2000). Безусловно, это нарушает адаптационные возможности человека, снижает уровень его субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью.
Семейные трудности проявляются и в ежедневном общении. Жены участников военных действий говорят о том, что их мужья приходят другими, «мы не знаем, как с ними общаться». И это правомерно, поскольку в процессе службы в ситуациях серьезной угрозы для жизни происходит переосмысление таких экзистенциальных понятий, как «жизнь», «смерть», «честь», «долг», а это, в свою очередь, ведет к осознанию того, что необходимо не только общаться по-другому, но и жить по-другому, все, что так ценилось раньше (до службы), становится менее значимым, отходит на второй план, и наоборот.
Процесс адаптации военнослужащих в семье сопровождается повышением конфликтности вследствие того, что им приходится принимать нормы и условности этой жизни, а «там» отношения были открытыми. Наблюдается также повышение когнитивной сложности, то есть расширение оснований для новой оценки окружающих явлений, в том числе поведения людей. ■ В. В. Знаков (1990) выделяет следующие факторы-катализаторы конфликтного семейного общения участников военных действий: это повышенная утомляемость в общении (сниженная социальная эргичность), повышенная эмоциональная чувствительность (социальная эмоциональность), преобладание экстернального типа ло-куса контроля. Очень часто семейные конфликты возникают на по -чве того, что те навыки и опыт, которые с таким трудом приобретались на войне, оказываются никому не нужными и не востребованы даже близкими людьми.
Повышенная раздражительность, мнительность обостряют и чувство ревности, которое находит свое выражение в агрессивных поступках по отношению к жене и детям.
Обобщая вышесказанное, нужно отметить, что семья — это та сфера жизнедеятельности, в которой наиболее остро проявляются и ощущаются те изменения участников военных действий, не соответствующие ожиданиям их близких людей и, следовательно, вызывающие массу конфликтов. Это связано с интенсивностью семейного общения и взаимодействия, динамичностью семейных групповых процессов и явлений, объективной необходимостью в тесных связях, отношениях между членами семьи или супружеской пары.
Способность справиться с подобными негативными явлениями во многом зависит от имеющихся у участников военных действий стратегий и механизмов, а также ресурсов совладающего со стрессом поведения.
В зарубежной психологии проблематику стресса-копинга участников военных действий относят к реакциям на экстремальный стресс (Н. I. MucCubbin, 1983). Войны относятся к «экстремальным» стрессорам, последствия которых сказываются в течение многих десятилетий. Под их воздействием копинг-ресурсы индивида, семьи, сообщества подвергаются жестокому испытанию.
В 1970-х гг. появилось большое количество англоязычных исследований последствий военных катастроф. Основной причиной этого стала американская война во Вьетнаме.
Продуктивным считается применение теории COR (Conservation of Resources), или Сохранения ресурсов, С. Хобфолла (1988, 1991), рассматривающей экстремальный стресс и его последствия в психосоциальном контексте. Эта теория позволяет понять и предсказать, как экстремальный стресс может помешать человеку приспособиться к мирной жизни, либо, наоборот, насколько возможно снизить его разрушительный эффект. Она рассматривает разнообразные виды ресурсов, помогающих участникам военных действий адаптироваться к мирной жизни. К таким ресурсам относятся: личностные ресурсы, социальные и ресурсы сообщества (community).
Западные исследователи выделяют два основных последствия ПТСР: соматизация (возникновение болезней) и депрессия (эмоциональное расстройство — реакция на дистресс). Наиболее часто встречаемыми реакциями у ветеранов войны Судного дня 1983 г. в Израиле были: «полевая», или чрезмерная, зависимость от ситуации общения; аутоагрессия (агрессивное поведение, обращенное против себя); неадекватная сексуальная идентификация.
Другие исследования показали, что участники военных действий, которые в меньшей степени используют проблемно-фокусированный копинг и в большей степени эмоционально-фокусированный, хуже выздоравливают, восстанавливаются и имеют больший риск возникновения и развития посттравматического стрессового расстройства (Н. I. MucCubbin, 1983).
Несмотря на силу экстремального стресса, существуют факторы, которые помогают человеку преодолеть негативные последствия его воздействия. С. Хобфолл и другие авторы теории COR называют их медиаторами (посредниками), позволяющими справляться даже с отсроченными воздействиями стресса. Это, во-первых, ресурсы сообщества (или community): место жительства, общественное мнение и общественные организации и др. Во-вторых, социальные ресурсы (семья, друзья, соседи). Исследователи показали, что в лучшем положении оказываются те участники военных действий, которые использовали стратегию поиска социальной поддер -жки в большей мере, чем другие виды копинга. В-третьих, это индивидуальные ресурсы, к которым относятся возраст, пол и тендер, трезвость или склонность к алкоголизации и др.
Ш. Тейлор, специалист по психологии здоровья, показала, что наиважнейшим аспектом успешного приспособления к своей трав-
ме является приобретение чувства контроля над травмирующим событием, либо успешная организация самоконтроля, саморегуляции. В этом смысле менее успешны люди, у которых выражен внешний локус контроля как личностная черта. Известно, что он связан с перенесением ответственности за происходящее на других людей и внешние обстоятельства (Н. I. MucCubbin, 1983). Именно внутренний локус контроля позволяет участникам военных действий использовать более продуктивные стратегии и стили совладающего поведения, то есть, в данном случае, проблемно-ориентированный копинг.
Исследования последствий военной травмы говорят о том, что она делает индивидов чрезвычайно уязвимыми, невключенны-ми в жизнь. Это способствует тому, что некоторые из них решают жизненные трудности, надеясь на чудо, рисуя бесплодные, не-воплотимые в жизнь мечты и фантазии, что приводит к истощению жизненных ресурсов. Исследования С. В. Литвинце-ва, Е. В. Снедкова (1997) продемонстрировали, как зависят последствия реакций боевого стресса от ведущих копинг-стратегий личности. Результаты говорят о том, что наиболее эффективными и продуктивными являются поиск поддержки в социальной сфере, активный протест или демонстративное реагирование, установка на активную переработку проблем. Затяжные пассивные реакции боевого стресса в значительной мере обусловливались копинг-стратегиями избегания, установками на изменение ситуации и «бегство» из нее или отказ от преодоления трудностей и оказывались непродуктивными. Протест, возмущение, направленность аффекта на окружающих являлись предикторами развития дезадаптации в будущем. Наконец, мрачная самооценка своего самочувствия на перспективу, направленность тревожных опасений в будущее, самообвинение, аутоагрессивные тенденции ухудшали прогноз как ближайших, так и отдаленных последствий.
Как происходит выбор стратегий и стилей совладания у военнослужащих, имеющих симптомы и диагноз ПТСР, и без них, мы изучали эмпирически. Благодаря наличию второй группы военнослужащих, не принимавших участия в боевых действиях, мы нашли различия в выборе ими стилей совладающего поведения. Мы предположили, что преобладание тех или иных копинг-стратегий у военнослужащих с симптомами посттравматического стрессового рас-
стройства связано как с их личностными ресурсами, так и с услови -ями социального взаимодействия (социального ресурса), прежде всего, в семье. В исследовании добровольно приняло участие 90 человек. Группу военнослужащих с ПТСР (п = 50) составляли сотрудники органов внутренних дел отряда особого назначения, принимавшие участие в боевых антитеррористических действиях на территории Чечни, а во вторую группу (п = 40) вошли военнослужащие срочной и сверхсрочной службы воинской части г. Костромы. Обе группы однородны по составу: включали молодых мужчин в возрасте от 18 до 35 лет.
Результаты показали, что существуют достоверные различия на высоком уровне значимости при выборе испытуемыми того или иного стиля копинга, измеренного при помощи опросника КПСС (CISS) Эндлера и Паркера (адаптация Т. Л. Крюковой, 2001). Мы с уверенностью можем говорить о том, что в группе военнослужащих, не участвоваших в военных действиях, преобладает проблемно - ори -ентированный копинг (70% испытуемых). Военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях, чаще, чем не участвовавшие, используют эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК) и копинг, ориентированный на избегание (КОИ). Хотя в обеих груп -пах проблемно-ориентированный копинг (ПОК) преобладает, в контрольной группе его выраженность гораздо выше. Преобладающим копинг-поведением у военных с симптомами ПТСР является копинг, ориентированный на избегание (КОИ).
Особый интерес для нас представляет категория людей, обладающая синдромом ПТСР. Как выяснилось, эти люди склонны не решать жизненные проблемы и трудности (активное совладание), а избегать их, то есть имеют пассивный тип совладания. Другая же категория военнослужащих, которые благополучно адаптировались к мирной жизни (в том числе, — и это важно, — в семейной жизни), выбирают проблемно-ориентированный копинг. Причины разного выбора в экспериментальных подгруппах того или иного копинг-поведения мы попытались найти в личностных и социальных ресурсах испытуемых. Хорошо адаптирующиеся испытуемые в действительности обладают более сильным личностным потенциалом (набором субъектных качеств, позволяющих им определять, преобразовывать свою жизнь, например сила Я, самоэффективность, позитивное самоотношение). Говоря о социальных ресурсах, мы также убедились в том, что испытуемые,
которые выбирают копинг, ориентированный на избегание и выб -рос эмоций, испытывают гораздо больше трудностей в таких сферах жизнедеятельности, как здоровье и наличие социальной поддержки. Они значительно чаще не удовлетворены конфликтными взаимоотношениями в семье, переживают там дополнительный стресс. Уровень их субъективного благополучия в семейном контексте низок и значимо отличается от показателей группы военнослужащих, не участвоваших в боевых действиях.
В ходе исследования выяснилось, что лишь половина вернувших -ся с войны молодых людей по прошествии определенного времени обнаруживают достаточную степень социальной адаптированное-ти к мирной жизни. Это значит, что оставшиеся 50% испытывают те или иные социально - психологические трудности и нуждаются в специализированной психологической, социальной и медицинской помощи. Безусловно, им требуется и помощь семейного консультанта.
ОДИНОЧЕСТВО В СЕМЬЕ
«Один я тут брожу... без конца все дни
и все недели напролет, пока сам не превращусь
в сугроб, о котором никто даже
знать не знает», — думал Муми-тролль.
Тема одиночества в семье имеет две стороны рассмотрения: оди -ночество может быть здоровым или патологическим в зависимости от того, как оно воспринимается всеми членами семьи.
Удачный брак подразумевает наличие нежестких, свободно и гибко перестраивающихся отношений супругов, построенных на доверии друг к другу. Такой брак вмещает в себя разные формы человеческого существования, в том числе и одиночество. Оно, как правило, возникает по желанию супругов и воспринимается ими как временный «отдых» друг от друга или уединение, необходимое для работы и творчества.
Действительно, каждый из супругов время от времени нуждается в восстановительном одиночестве (Н. В. Самоукина, 2003), чтобы «побыть одному», расслабиться, отдаться своим внутренним размышлениям, ассоциациям и ощущениям. Чтобы можно было ни с кем не разговаривать, никому не задавать вопросов и не отвечать, не думать о настроении другого человека, к которому нужно пристраиваться, не продумывать контексты сказанных слов, не волноваться, не напрягаться и не концентрировать свое внимание. Такой коммуникативный отдых возможен только в одиночестве.
Удовлетворение потребности в уединении протекает безболезненно для семьи, если супруги понимают необходимость этого и не считают стремление к одиночеству нарушением семейных норм и обязанностей.
Однако, если в семейных супружеских, а также в детско-родительских отношениях члены семьи испытывают сильное чувство не -удовлетворенности, недостаточность близкой привязанности, чувство опустошенности, то в этом случае мы говорим о патологическом одиночестве в семье.
Как и все сложные чувства, одиночество обусловлено взаимодействием личной предрасположенности и ситуативных факторов. Главным образом, помимо проблем разлуки с семьей и травмирующей ситуации потери партнера, детерминантой одиночества является неудовлетворенность качеством отношений в семье. Решающее значение имеют проблемы общения, сопереживания, «чувство понимания». Исследователи описывают: «Атмосфера без смеха и веселья и угрюмая мрачность наполняют дом. Члены семьи не обсуждают друг с другом своих проблем и переживаний, общение сведено до минимума» (Н. Е. Покровский, 1989). Такая семья ассоциируется с «пустой раковиной брака».
Остроту этой проблемы подчеркивают данные зарубежных иссле -дователей одиночества. Обнаружено, что 27% абсолютно одиноких людей состояли в браке: их одиночество явилось результатом отдаления супруга (супруги), возникло из-за осознания пренебрежения очень «занятым» супругом (супругой), у которого (которой) привязанность к дому или боязнь что-либо упустить сильнее желания побыть с женой (мужем).
Одиночество в семье можно отнести к разряду ситуативного оди -ночества, которое является следствием крушения сложившейся
2O2
модели социальных (семейных) связей человека. Данный вид одиночества мало изучен.
Наибольшее развитие исследования феномена одиночества по -лучили в США. Одиночество определяют как переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Переживание одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное переживание. Это субъективная реакция на действительный или воображаемый дефицит социальных отношений.
Рассмотрим некоторые теоретические объяснения природы оди -ночества, возникающего в семейных отношениях. Так, сторонники интеракционистского подхода к проблеме одиночества особо подчеркивают текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Они выделили такой тип, как эмо - ционалъное одиночество, которое представляется результатом отсутствия тесной эмоциональной (интимной) привязанности (любовной или супружеской). Исследователи фиксируют, что эмоционально одинокий человек испытывает нечто вроде беспокойства покинутого ребенка — тревогу, пустоту. Эта форма одиночества, испытываемая расставшимися, разведенными или вдовыми брачными партнерами, чьи тесные социальные контакты нарушены, свя -зи разорваны.
Представители психодинамического подхода усматривают корни одиночества в детстве, подчеркивая вредные последствия «преждевременного отлучения от материнской ласки».
Для истолкования одиночества некоторыми исследователями используются также понятия «интимность» и «самораскрытие». В основе этого подхода лежит предположение о том, что индивид стре -мится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. В ситуации, когда межличностным отношениям индивида не хватает интимности, необходимой для доверительного общения, человек испытывает чувство одиночества.
Согласно другой точке зрения, переживание состояния одиночества у членов семьи является неизбежным процессом. Одиночество у Б. Хеллингера рассматривается как индивидуация и исклю -чение из системы члена семьи. Индивидуация в семейных
отношениях — естественный процесс. «Индивидуум постепенно освобождается от своих связей и отношений. Но в то же время такое освобождение ведет его к интеграции в гораздо более широкий контекст. Это как если кто-то из маленького тесного места поднимается все выше и выше в горы и получает все более и более широкий обзор. Но чем выше он поднимается, тем сильнее становится его одиночество. Несмотря на это, он переживает свою новую реальность как более широкий контекст, чем прежде. Иными словами, освобождение от близкого связывает нас с чем-то большим, но за это человеку приходится платить более глубоким одиночеством. Поэтому шаг от контекста тесных отношений к новому и широкому так труден для многих. Во всех тесных связях и отношениях чувствуется потребность развивать себя дальше к этому большему и более широкому. Поэтому, когда отношения достигают своей наивысшей точки, психологическая связь между партнерами изменяется и заменяется на более широкую. Связь между партнерами является процессом умирания. Каждый кризис в отношениях переживается как процесс умирания: близость лишается чего-то, но в то же время, на другом уровне, связь становится иной — более широкой, спокойной и свободной. Любовь может стать даже большей, но ее качество изменяется» (Б. Хеллингер, 2001).
Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи) «формируют у детей представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше следует избегать» (Б. Хеллингер, 2001). Недостаток эмоционального, физического, духовного контакта с родителями, отсутствие признания ценности ребенка как личности способствуют возникновению у детей восприятия себя как ненужных, формированию заниженной самооценки.
Влияние патологических или дисфункциональных отношений в семье на формирование позиции аутсайдера описывает Р. Скин-нер в своей книге «Семья и как в ней уцелеть». Он пишет о том, что аутсайдер — это человек, который не смог в своем детстве преодолеть до конца одну из ступеней развития. А именно, он смог оторваться от матери, но не смог присоединиться к команде «мать — отец», так и оставшись один. Поэтому аутсайдеру так тяжело находиться в какой бы то ни было команде: семья, рабочий коллектив, друзья. Его внутреннее «Я» родители не смогли «ужать», и оно
2O4
осталось младенчески большим. Взрослому человеку с таким «Я» невозможно больно изменить себя, поэтому он стремится изменить свое окружение: лестью, пресмыкательством, нажимом, упрямством он будет всегда достигать своей цели — заставить людей плясать под свою «дудку», чтобы защитить свое «Я» (Р. Скиннер, 1995).
Таким образом, создается «порочный круг»: аутсайдер привлекает к себе внимание криком или «необучаемостью», семья ре -агирует на это поведение замечаниями, криком или игнорированием, в результате чего увеличивается дистанция между аутсайдером и семьей, затем аутсайдер снова неадекватно требует к себе внимания, уменьшая, таким образом, дистанцию, а семья снова неадекватно реагирует, увеличивая, таким образом, дистанцию и т. д.
Такой «порочный круг» разрушить самой семье очень трудно, поскольку родители аутсайдера сами являются аутсайдерами. Значит, в этой семье всем будет не по силам групповая задача «отдавать — брать», все будут в какой-то степени манипулировать друг другом. В такой семье идет постоянная скрытая борьба за власть. Помощь такой семье заключается в прорисовке границ между детской и родительской подсистемами, в демонстрации родителям их собственной нужды во внимании, любви и ласке, в обучении их согласовывать свои руководящие указания ребенку.
Оказанием терапевтической помощи семьям со сложными межличностными отношениями занимался К. Витакер. В своей книге «Танцы с семьей» он говорит, что аутсайдером в семье обычно является отец, и считает, что разговор надо начинать именно с отца, как эмоционального аутсайдера. «Это начало оказывается в действительности сложнее, чем простая фокусировка на отце, и пред-.ставляет собой ни что иное, как включение в реальный семейный круг и задействование для терапевтического процесса эмоционального аутсайдера, что резко изменяет уже устоявшуюся семейную конфигурацию. Открываются новые возможности. Маму и любого идентифицированного пациента я оставляю на потом, так как хочу поговорить с другими членами семьи прежде, чем обратиться к ним и к их проблемам» (К. Витакер, 1997).
Далее К. Витакер предполагает, что одиноко чувствует себя не только отец, но и его жена, так как она остается без поддержки мужа. «Для описания традиционной семейной модели я использую ана-
логию с колесом велосипеда. Мать — это ось колеса. Она ответственна за психическую атмосферу в семье, за то, достаточно ли заботы и внимания получает каждый член семьи. Отец похож на шину. Его функция заключается в более непосредственном взаимодействии с внешним миром. Он должен защитить остальных членов семьи от опасностей реального мира, а также подготовить детей к реальной жизни. Дети в моей аналогии напоминают спицы колеса. Они то, что соединяет мать и отца, и если продолжить аналогию, так же и то, что родителей разделяет. В любом случае такая модель отнюдь не благоприятствует близости между мамой и папой как мужем и женой. И в этом смысле в семье не может быть только одного аутсайдера: если отец держится в стороне, то и жена оказывается в оди -ночестве без мужа. И тогда жена начинает компенсировать свое одиночество перееданием, излишней заботой о детях, хроническими заболеваниями и т. д.».
Одна из глубинных причин взрослого одиночества кроется в ранних детских переживаниях разлуки, утраты привязанности к родителям или в переживаниях страха из-за получения отказа в ней. Поведение родителей является решающим фактором, формирующим детское чувство привязанности или опасения разлуки.
Проведенное исследование было основано на анкете, разработанной К. Рубинстайн и Ф. Шейвер, его цель состояла в изучении причин взрослого одиночества (Н. Е. Покровский, 1989).
Анкета включала вопросы, где респондентов просили высказаться о потере родителей и прародителей по причине их смерти или развода, о близости к матери или отцу, о зависимости от матери и отца, о степени уверенности в них, то есть «считает ли респондент своих родителей надежной и прочной опорой в жизни, насколько он в действительности мог бы рассчитывать на них?».
В исследовании приняло участие 47 респондентов (7 мужчин и 40 женщин) в возрасте от 17 до 56 лет. Из общей выборки опрошенных выделили тех, кто «случается» (28 человек) и «часто» (19 человек) чувствуют себя одиноким. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы анкеты, касающиеся степени близости и качества отношений респондентов в детстве с близкими родственниками.
В результате исследования выяснилось, что лица, переживающие одиночество во взрослости и зрелости, имели конфликтные отношения с матерью (38%) или не жили с ней большую часть жизни
2о6
(3%), или отцом (соответственно, 47 и 7%). 6% респондентов не могут или могут в малой степени положиться на родителей, доверять им.
На степень одиночества оказывает влияние факт потери близких родственников: родителей, прародителей, супруга, братьев и сестер. У 21% опрошенных зафиксирована потеря в результате смерти родителей (в возрасте 12, 15, 18 лет), у 76% — прародителей (причем у 73% до момента достижения респондентом 18-летнего возраста), а также потери братьев и близких друзей.
Уязвимы перед одиночеством и те, кто лишился родителей в результате разлуки или развода (17% опрошенных). Вероятно, потенциально близкий, доступный для общения разведенный родитель воспринимается ребенком как выбравший разлуку, то есть отказавшийся от ребенка.
Негативным последствием одиночества в семье являются не только нарушения коммуникации, но и перенос ребенком неконструктивных стратегий поведения в новую собственную семью. К. Ви-такер и Р. Скиннер подтверждают, что «одиночество» супругов передается их детям, а дети, в свою очередь, передают его своим детям и т. д. Эмоциональные взаимоотношения между родителями оказывают глубокое влияние на детей. Воспитание в таком семейном окружении, которое отмечено безучастностью и дистанцией между мужем и женой, обычно приводит к проблемам с близостью у детей. Дети прилагают усилия к тому, чтобы избежать такой судьбы, однако результат оказывается тем же.
Ребенок получает родительские предписания, наблюдая и участвуя в семейных коммуникациях. Существуют предписания, на основе которых строятся сценарии семейной жизни.