ІІІ. Судебная власть

В ст. 6 Конституции Украины закреплено, что «государственная власть в Украине осуществляется по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Судебная власть является автономной ветвью власти.

Раздел 8 Конституции Украины «Правосудие».

ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г.

ЗУ «Про відновлення довіри до судової влади в Україні» от 08.04.2014 г.

Данный Закон определяет правовые и организационные принципы проведения специальной проверки судей судов общей юрисдикции (дальше - проверка судей) как временной усиленной меры с использованием существующих процедур рассмотрения вопросов о привлечении судей судов общей юрисдикции к дисциплинарной ответственности и освобождению от должности в связи с нарушением присяги с целью повышения авторитета судебной власти Украины и доверия граждан к судебной ветке власти, возобновления законности и справедливости.

С целью реализации данного Закона образуется Временная специальная комиссия в составе 15 членов.

Пленум Верховного Суда Украины избирает к Временной специальной комиссии пять членов из числа судей в отставке, которые в течение последних пяти лет пребывания в должности судьи не занимали административных должностей в судах, а также не являются членами ни одной политической партии.

Правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики и Верховная Рада Украины назначают к Временной специальной комиссии по пять членов - представителей общественности, которые являются гражданами Украины и имеют высшее юридическое образование.

Правосудие занимает центральное место в деятельности судов.

Правосудие – особая властная функция в государстве, осуществляется от его имени, суть которой заключается в рассмотрении в судебных заседаниях и разрешении уголовных, административных, гражданских, хозяйственных и иных дел относительно споров о правах и интересах граждан, объединений, предприятий и уголовных дел с осуждением лиц, виновных в совершении преступления, или оправданием невиновных. Любому гарантируется право на защиту в суде его нарушенных прав и свобод. Осуществляется на основании Конституции и регламентируется законодательством о судоустройстве, гражданском, хозяйственном, конституционном и уголовном судопроизводстве.

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоения этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Принципы правосудия:

- осуществляется только судом;

- независимость судей и подчинение их только закону;

- государственный язык судопроизводства;

- принцип законности;

- состязательность сторон и свобода предоставления ими доказательств;

- гласность судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами;

- поддержание государственного обвинения в суде прокурором;

- обеспечение обвиняемому права на защиту

- равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом;

- обеспечение апелляционного и кассационного обжалования;

- обязательность решений суда.

Суды – самостоятельная ветвь власти, которая действует независимо от законодательной и исполнительной власти. Она может реализовываться только специально создаваемыми государственными учреждениями – судами. Ни один законодательный, исполнительный орган власти, ни одно общественное формирование не может осуществлять функции, полномочия, присущие судам. Так, только суды имеют право в установленном законом порядке признавать лиц виновными в совершении преступлений, определять вид и размер уголовного наказания.

ст. 126 КУ., определяет неприкосновенность и независимость судей, а ст.127 КУ., определяет, что правосудие осуществляется профессиональными судьями.

Судопроизводство – это установленный процессуальный порядок представления исков и рассмотрение в судах дел относительно споров, которые возникают из разнообразных правоотношений, порядок принятия решений участниками процессуальных действий и пр.

Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины, хозяйственными, административными, военными судами и судами общей юрисдикции.

Ст. 126 КУ., определяет неприкосновенность и независимость судей, а ст.127 КУ., определяет, что правосудие осуществляется профессиональными судьями, а в определенных случаях народными заседателями и присяжными.

Судебная система – совокупность всех взаимодействующих между собой судебных учреждений.

Система судов общей юрисдикции в соответствии с Конституцией Украины строится по принципам территориальности и специализации, т.е. суды учреждаются и действуют в рамках административно-территориальных единиц.

Прuнцun террuторuальностu означает, что суды учреждаются и действуют в пределах административно-территориальных единиц (Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь, районы и т.д.).

Принцип специализации предусматривает специализацию судей и организацию соответствующих структур для рассмотрения уголовных, гражданских, хозяйственных, административных, семейных и других дел, предусмотренных законом.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные общие суды, окружные административные суды, местные хозяйственные суды.

2) апелляционные суды;

3) апелляционные специализированные (Апелляционный административный суд, Апелляционный хозяйственный суд)

4) высшие специализированные суды (Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший административный суд Украины, Высший хозяйственный суд Украины);

5) Верховный Суд Украины.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины и председателем высшего специализированного суда.

Виды местных судов:

1) местные общие суды: районные, районные в городах, городские и горрайонные суды, военные суды гарнизонов;

2) местные хозяйственные суды; хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

3) местные административные суды: окружные суды.

Полномочия местного суда состоят в том, что местные суды являются судом первой инстанции и рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные, и административные дела по существу.

С целью недопущения ошибок и осуществления контроля в судопроизводстве предусмотрено апелляционное и кассационное обжалования решения суда. При апелляционном порядке вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет своё решение, отменяя решение нижестоящего суда.

Виды апелляционных судов:

1) апелляционные общие суды: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил;

2) апелляционные специализированные суды (Апелляционные административные и хозяйственные суды).

Полномочия апелляционных судов:

1) рассмотрение дел в апелляционном порядке;

2) апелляционное производство предполагает пересмотр дела по существу (полностью или частично – в пределах: апелляционной жалобы) и вынесение нового решения, хотя оно может полностью совпадать с прежним.

3) рассмотрение по первой инстанции дела, определенные законом (кроме апелляционных хозяйственных судов);

4) ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

5) оказание методической помощи по применению законодательства местным судам.

Кассационный суд Украины имеет следующие полномочия:

1) рассмотрение в кассационном порядке дел, отнесенных к его подсудности, других дел в случаях, определенных процессуальным законом;

2) кассационное производство предполагает проверку закон­ности и обоснованности решения, вынесенного ниже стоящим судом. Новое решение в этом случае не выносится. Если касса­ционная инстанция приходит к выводу о незаконности или не­обоснованности вынесенного нижестоящим судом решения, оно отменяется и дело передается на новое судебное рассмотрение;

3) ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

4) оказание методической помощи по применению законодательства судами низшего уровня.

При кассации вышестоящий суд проверят только соблюдение закона нижестоящим судом не вдаваясь в существо дела и только в рамках заявленной жалобы. Если вышестоящий суд отменяет решение суда первой инстанции, дело заново рассматривается тем же судом, но в ином составе судей.

Виды высших специализированных судов:

1) Высший хозяйственный суд Украины;

2) Высший административный суд Украины;

3) Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

Полномочия высшего специализированного суда:

1) рассмотрение в кассационном порядке дела соот­ветствующей судебной юрисдикции, а также других дел в случаях, определенных процессуальным законом;

2) ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

3) оказание методической помощи судам низшего уровня с целью одинакового применения норм Конститу­ции Украины и законов в судебной практике; рекомен­дательные разъяснения по вопросам применения законо­дательства.

Высшие специализированные суды должны действовать как кассационная инстанция относительно решений местных и апелляционных судов.

Высшим судебным органом Украины является Верховный Суд Украины. Верховный Суд Украины имеет следующие полномочия:

1) в пределах своих полномочий пересмотр в касса­ционном порядке решений судов общей юрисдикции и дел по вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, установленном процессуальным законом, а также рас­смотрение дел, отнесенные к его компетенции Конститу­цией и законами Украины;

2) изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики; разъяснения судам по вопросам применения законодательства;

3) решение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающих из международных договоров Украины;

4) иные полномочия, предоставленные ему законом.

Верховный суд Украины его судьи избираются ВРУ бессрочно.

Полномочия:

-пересматривает в кассационном порядке решения судов общей юрисдикции и дела по ВОО;

-изучает и обобщает судебную практику, даёт разъяснения судам по вопросам применения законодательства; В ВСУ действуют судебные палаты, Пленум ВСУ (участвуют Генпрокурор и Министр юстиции), Президиум рассматривает организационные вопросы.

Требования к кандидатам на должность судьи:

1. не младший 25 лет,

2. высшее юридическое образование,

3. владеет государственным языком,

4. стаж работы в отрасли права не менее как 3 года,

5. гражданство Украины,

6. проживает в Украине не менее как 10 лет.

Не могут быть рекомендованные на должность судьи граждане:

1. признаны судом ограниченно дееспособными или недееспособными;

2. которые имеют хронические психические или другие заболевания, которые препятствуют выполнению обязанностей судьи;

3. которые имеют не снятую или не погашенную

Судьей апелляционного суда может быть гражданин Украины, который:

1. достиг на день избрания 30 лет,

2. имеет высшее юридическое образование;

3. имеет стаж работы в отрасли права не менее как 5 лет, в том числе не менее как 3 года в должности судьи,

4. владеет государственным языком,

5. проживает в Украине не менее как 10 лет.

Судьей специализированного суда может быть гражданин Украины, который:

1. не младше 30 лет,

2. проживает в Украине не менее как 10 лет,

3. владеет государственным языком,

4. имеет профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции специализированного судьи,

5. высшее образование в соответствующей отрасли знаний (административного, хозяйственного права);

6. имеет стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Судьей Верховного Суда Украины может быть гражданин Украины, который:

1. достиг на день избрания 35 лет,

2. имеет высшее юридическое образование,

3. стаж работы в отрасли права не менее как 10 лет, в том числе в должности судьи не менее как 5 лет,

4. владеет государственным языком,

5. проживает в Украине не менее как 10 лет.

Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. Для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское самоуправление.

Кроме того, в Украине действует Высший совет юстиции, состоящий из 20 человек. ВРУ, ПУ, съезд судей, съезд адвокатов, съезд представителей высших юридических учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по 3 члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры – 2. По должности в состав Высшего совета юстиции входят Председатель ВСУ, Министр юстиции и Генпрокурор. Основная цель – не допускать нарушения со стороны судей и прокуроров, гарантировать их независимость во время осуществления правосудия, в т.ч. от представителей власти во время назначения судей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: