В программе второго курса обучения режиссеров — освоение метода действенного анализа пьесы и роли — вершины режиссерского учения Станиславского. Этот метод — главный профессиональный стержень школы Товстоногова, он неотрывен от первой части системы Станиславского, от законов актерской психотехники.
Содержание второго курса строится по следующим направлениям:
I Теоретическое постижение метода действенного анализа.
Темы лекций.
1 Первый этап метода действенного анализа — режиссер наедине с пьесой, «разведка пьесы умом»; параметры метода и их системная взаимосвязь.
2 Второй этап — метод физических действий как инструмент метода действенного анализа, «разведка пьесы телом»; физическое действие как часть триединого действенного процесса (мыслительное, словесное, физическое действие); мизансцена — язык режиссера; сценическая композиция и мизансцена.
3 Метод действенного анализа — метод анализа и синтеза.
II Практическое применение метода действенного анализа и метода физических действий:
1 Анализ нескольких пьес — одноактных и многоактных;
2 Анализ пьес (современного и классического репертуара), отрывки из которых делают режиссеры;
3 Событийно-действенный анализ отрывков, над которыми работают режиссеры;
4 Совместная работа режиссеров со студентами-актерами над отрывками, сначала из современных, потом из классических пьес (диалоги — этюдные импровизации).
III Работа над «зачинами» на основе стихов и песен.