Тема «Учёт фондов и резервов организации, пути его совершенствования»

Для осуществления своих хозяйственных задач, достижения поставленных целей предприятия должны располагать основными фондами и оборотными средствами, создавать резервы, использовать источники целевого финансирования, а также отвлекать из оборота определенные средства для решения специальных задач.

Важной задачей бухучета является учет фондов. Объектами учета на данном участке работы бухгалтерских служб организаций потребительской кооперации являются:

· уставный фонд;

· резервный фонд;

· паевой фонд;

· фонды специального назначения.

Паевой фонд образуется только на предприятиях системы потребительской кооперации. Источником его образования являются паевые взносы членов кооператива. Паевой фонд является собственностью членов кооперативов, носит возвратный характер, но находится в постоянном пользовании потребительских обществ. Это предопределяет специфику учета состояния и движения данного фонда. Аналитический учет паевого фонда ведется по лицевым счетам пайщиков, в которых отражаются операции по движению фонда.

В содержание работ, выполняемых при автоматизированной обработке учетной информации по счету паевого фонда, входят:

· подготовка и анализ информации по увеличению средств паевого фонда за счет отчислений от прибыли и других источников;

· обработка и анализ информации по уменьшению средств паевого фонда;

· подготовка данных, используемых для оперативного контроля за погашением задолженности по паевым взносам членов кооператива;

· подготовка и анализ данных, используемых для заполнения установленной текущей, периодической и годовой отчетности.

Уставный фонд формируется за счет вступительных взносов членов кооператива, ежегодных отчислений от прибыли, сумм профинансированных и принятых в эксплуатацию капитальных вложений, безвозмездных поступлений основных средств, доходы от их ликвидации и др. Учет основного фонда ведут на синтетическом счете 85 "Уставный фонд". Аналитический учет по этому счету организуется по статьям увеличения или уменьшения уставного фонда.

В содержание автоматизированной обработки по учету уставного фонда входят:

· обработка и анализ информации по учету средств, поступивших на увеличение или уменьшение уставного фонда,

· подготовка и анализ данных, используемых для заполнения соответствующих форм периодической и годовой отчетности.

В отдельную группу выделяют фонды специального назначения (фонды накопления и фонды потребления).

Аналитический учет фондов специального назначения ведется по статьям образования и расходования фондов. Основной задачей учета на этом участке является контроль за правильным образованием и целевым иx расходованием, за своевременным отражением операций в регистрах аналитического учета.

В целях усиления качества бухгалтерского фондов, усиления контроля за данными объектами учета применяются средства автоматизации на данном участке учетных работ. Задачи автоматизации бухгалтерского учета фондов, компьютерная технология учета для этого участка учетных работ как правило не обосабливаются. Эти задачи решаются в комплексе с другими наиболее трудоемкими и крупными задачами. Информация, отражаемая по счетам уставного и специальных фондов, формируется при решении таких учетных задач как учет финансовых результатов хозяйственной деятельности, издержек обращения, основных средств, кассы и др.

Основными задачами автоматизации бухгалтерского учета целевого финансирования и поступлений являются:

1. Контроль за правильным и своевременным поступлением средств, отражаемых на счетах 85 «Уставный фонд», 86 «Резервный фонд» 88/1 «Паевой фонд», 88/2 «Фонды накопления», 88/3 «Фонды потребления».

2. Обеспечение правильного и своевременного отражения всех изменений, происходящих на счетах, отражающих операции по образованию и расходованию средств фондов.

3. Контроль за правильностью образования и использования фондов.

4. Выписка и обработка приходных и расходных документов установленной формы, оформляющих операции по движению средств на счетах, отражающих операции по движению средств фондов.

5. Формирование бухгалтерских записей по формированию и расходованию средств фондов.

6. Организация и ведение точного аналитического учета средств по счетам 85 «Уставный фонд», 88/1 «Паевой фонд», 88/2 «Фонды накопления», 88/3 «Фонды потребления» по нескольким уровням:

- в разрезе видов фондов (например, по счету 88/2 «Фонды накопления» автоматизированный учет ведется в разрезе следующих аналитических счетов: «Фонд пополнения собственных средств», «Фонд финансирования МТБ», «Инновационный фонд» и др.; по счету 88/3 «Фонды потребления» – в разрезе аналитических счетов «Фонд подготовки кадров», «Фонд социального развития» и т.д.);

- в разрезе источников формирования средств фондов с одной стороны и в разрезе направлений их использования и расходования - с другой.

7. Обработка и оформление необходимой бухгалтерской документации по движению средств фондов.

8. Организация синтетического учета по счетам 85 «Уставный фонд», 86 «Резервный фонд», 88/1 «Паевой фонд», 88/2 «Фонды накопления», 88/3 «Фонды потребления» в разрезе корреспондирующих счетов по отчетным периодам с накоплением итогов за год.

9. Выпуск сводных машинограмм аналитического и синтетического учета, связанных с движением средств фондов, заменяющих регистры журнально-ордерной формы учета и книжно-журнальной формы учета.

10. Сокращение затрат времени на обработку данных и др.

Для решения этих задач могут применять различные программные средства: отдельные режимы в банковских программах, в расчетных программах; эффективное использование программы, обрабатывающей корреспонденцию счетов (например, АРМ-баланс, АРМ-пай). Такие программы должны позволять осуществлять не только обработку корреспонденции счетов по счетам 85 «Уставный фонд», 88/1 «Паевой фонд», 88/2 «Фонды накопления», 88/3 «Фонды потребления», обеспечивать ведение синтетического учета, но и организовывать ведение достаточно глубокого аналитического учета.

Наиболее приемлемым средством автоматизации учета фондов является в настоящее время программа 1С:Бухгалтерия. Эффективность использования этой программы состоит в том, что автоматизированный учет целевого финансирования и поступлений организуется параллельно с решением других учетных задач, и обработка бухгалтерской информации производится по всему комплексу счетов с выходом на баланс. Кроме того, данная программа позволяет наладить ведение многоуровневого аналитического учета в разрезе видов субконто (аналитики) к счетам 88/1, 88/2, 88/3.

Информационное обеспечение автоматизации учета фондов.

Информация по учету движения средств фондов фиксируется на носителях информации - первичных документах в разрезе источников и формирования и по направлениям расходования.

Формы документов увязаны с порядком перенесения данных на магнитный носитель. В качестве входной информации при автоматизированной обработке операций на данном участке учетных работ могут использоваться специальные расчеты, документация по оформлению операций на расчетном счете и др.

Основными источниками входной информации автоматизированного учета паевого фонда являются следующие первичные документы:

· ведомость по сбору паевых взносов,

· кассовые ордера,

· выписка банка на перечисленные и полученные паевые взносы.

По учету операций уставного и специальных фондов в качестве первичных носителей информации выступают:

· ведомости расчетов по распределению прибыли за прошлый год,

· ведомости по начислению износа основных средств,

· ведомости по сбору паевых взносов, где отражаются суммы поступивших вступительных взносов пайщиков,

· акты ликвидации или приобретения основных средств,

· расчеты отчислений в фонды специального назначения,

· кассовые ордера,

· различные бухгалтерские справки и другие документы.

Таким образом, одна часть входной информации представлена первичными документами, а другая – нормативно-справочной информацией:

· Справочник структурных подразделений

· Справочник источников формирования фондов

· Справочник направлений использования и расходования фондов и др.

Также могут формироваться массивы (остатков средств по счетам 85, 88/1, 88/2, 88/3, прихода и расхода и др.). Автоматизация учета на данном участке учетных работ также предполагает кодирование обрабатываемой информации.

После формирования внутримашинной информационной базы автоматически производится группировка данных по заданным в программах признакам. Результатом данного этапа обработки информации является Армирование и выдача выходных машинограмм.

Выходная информация зависит от программных средств, с помощью которых производится автоматизированная обработка целевого финансирования и поступлений. Если в качестве такой программы используется программа 1С:Бухгалтерия, то можно получить следующие машинограммы выходной информации:

- машинограммы синтетического учета:

ü оборотно-сальдовая ведомость по счетам 85, 86, 88/1, 88/2, 88/3;

ü обороты по счетам 85, 86, 88/1, 88/2, 88/3;

ü журнал-ордер и ведомость по счетам 85, 86, 88/1, 88/2, 88/3;

ü анализ счетов 85, 86, 88/1, 88/2, 88/3;

ü анализ счетов 85, 86, 88/1, 88/2, 88/3 по датам и др.

- машинограммы аналитического учета:

ü карточка счетов 85, 86, 88/1, 88/2, 88/3;

ü анализ счетов 85, 86, 88/1, 88/2, 88/3 по субконто;

ü анализ субконто;

ü карточка субконто;

ü журнал проводок и др.

Кроме того, программой формируются такие машинограммы как шахматка, сводные проводки по счетам 85, 86, 88/1, 88/2, 88/3 в корреспонденции с другими счетами, отчетные формы и др.

Другие программы АБУ фондов позволяют получать такие машинограммы как ведомость вновь вступивших пайщиков (содержит реквизиты: дата вступления, фамилия, имя, отчество вступившего, код пайщика, его место жительства, номер и дата, суммы уплаченных вступительных взносов, номер кассового ордера, отражающего поступление взносов, сумму паевых взносов). Кроме того, в ведомости предусмотрено формирование отдельной графы для расписки пайщика и получении членской книжки.

В проектах комплексной автоматизации могут быть предусмотрены выходные сообщения о движении членов-пайщиков: Ведомость регистрации пайщиков, прибывших в организацию в связи с переменой места жительства" и "Ведомость регистрации пайщиков, выбывших из организации в связи со сменой места жительства".

Темы «Бухгалтерский учет финансовых результатов организации, пути его совершенствования (на материалах конкретной отрасли деятельности организации)», «Бухгалтерский учет доходов, расходов и прибыли организации, пути его совершенствования (на материалах конкретной отрасли деятельности организации)»

Изменение в хозяйственном механизме все более актуализируют проблему повышения эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Соответственно возрастает роль контрольно-аналитических функций учета.

С одной стороны, возникает необходимость детализации данных по видам доходов и расходов, с другой - организация учета доходов, расходов и финансовых результатов предприятий. Применение вычислительной техники создает условия для реализации этих направлений.

Основные цели комплекса автоматизированного учета финансовых результатов:

1. учет затрат и результатов деятельности по центрам ответственности (структурным подразделениям).

2. Учет доходов и расходов по их видам и в соответствии с применяемой классификацией.

3. Исчисление показателей, характеризующих нерациональное использование и потерю финансовых ресурсов.

4. Ретроспективный и перспективный анализ финансовых результатов с помощью имитационных и оптимизационных моделей.

5. Учет доходов и расходов по видам и статьям в соответствии с общепринятой классификацией, а также в разрезе структурных подразделений.

6. Обобщение данных синтетического учета доходов, расходов и финансовых результатов.

7. Контроль за правильным и своевременным движением средств на счетах формирования финансовых результатов 46 «Реализация», 47 «Реализация основных фондов», 48 «Реализация прочих активов».

8. Обеспечение правильного и своевременного отражения всех изменений, происходящих на счетах, отражающих операции по учету финансовых результатов.

9. Организация и ведение точного аналитического учета средств по счету 44 (43) в разрезе статей, синтетического учета по счетам 46, 47, 48, 80 в разрезе корреспондирующих счетов по отчетным периодам с накоплением итогов за год.

10. Обработка и оформление необходимой бухгалтерской документации по движению средств на счетах 46, 47, 48, 80.

11. Выпуск сводных машинограмм аналитического и синтетического учета, связанных с движением средств формирования финансовых результатов, заменяющих регистры журнально-ордерной формы учета и книжно-журнальной формы учета.

12. Сокращение затрат времени на обработку данных и др.

В информационном аспекте выделенные задачи тесно связаны между собой и другими участками учетных работ (объектами АБУ). Комплекс задач на участке "Учет финансовых результатов" использует данные производственных программ и их выполнение по товарообороту, издержкам и доходам; данные, накопленные в результате решения других функциональных задач АБУ, показатели справочных массивов, а также нормативные данные.

В связи с этим решение рассматриваемого комплекса задач предусматривает информационные отношения с задачами следующих функциональных комплексов подсистемы АБУ, учет товарных операций, учет денежных средств, учет расчетных и кредитных операций, учет расчетов с рабочими и служащими, сводный учет и составление отчетности. Причем связи с задачами всех комплексов, кроме последнего, являются входящими.

В организации учета финансовых результатов имеются свои специфические особенности, вытекающие из характера регистрации хозяйственных операций на этих счетах. Операции, отражаемые на счетах финансовых результатов, формируются при решении других учетных задач. Следовательно, они являются производными и неоднородными по характеру отражения в регистрах бухгалтерского учета.

Разноска данных по этим счетам возможна лишь в условиях полного завершения учетных записей по другим синтетическим счетам и требует дополнительных сложных расчетов по определению величины торговых скидок, относимых к реализованным товарам.

Информацию по учету финансовых результатов содержится в различных по своей форме и содержанию документах и регистрах:

Ø товарно-денежных отчетах;

Ø кассовых отчетах;

Ø выписках банков;

Ø актов приема-передачи основных средств, актов ликвидации ОС, накладных на внутренне перемещение ТМЦ;

Ø расчетах естественной убыли товаров;

Ø первичных документах, отражающих движение внереализационных расходов и доходов и т.д.

Т.к. рассматриваемый участок автоматизированного учета обеспечивается информацией при решении смежных и учетных комплексов, то технологический процесс обработки данных ограничивается обобщением учетной информации, ее корректировкой и выпиской результатных машинограмм.

В различных проектах АБУ предусмотрен различный перечень выходных машинограмм, разнообразных по своему составу. Обязательным для всех видов проектов АБУ является следующий перечень выходных сообщений:

1. Ведомость учета финансовых результатов по структурным подразделениям.

2. Ведомость учета финансовых результатов по аналитическим счетам.

3. Ведомость учета финансовых результатов по видам.

4. Оборотная ведомость по счетам финансовых результатов (46, 47, 48, 80).

5. Автоматизация сводного синтетического учета и составление отчетности на предприятиях торговли, заготовок и общественного питания.

Для решения этих задач могут применять различные программные средства

Наиболее приемлемым средством автоматизации учета финансовых результатов и коммерческих расходов является в настоящее время программа 1С:Бухгалтерия. Эффективность использования этой программы состоит в том, что автоматизированный учет финансовых результатов организуется параллельно с решением других учетных задач, и обработка бухгалтерской информации производится по всему комплексу счетов с выходом на баланс. Кроме того, данная программа позволяет наладить ведение многоуровневого аналитического учета в разрезе видов субконто (аналитики) к счетам 46, 47, 48, 80.

Выходная информация зависит от программных средств, с помощью которых производится автоматизированная обработка финансовых результатов. Если в качестве такой программы используется программа 1С:Бухгалтерия, то можно получить следующие машинограммы выходной информации:

- оборотная ведомость по счетам 46, 47, 48, 80;

- оборотно-сальдовая ведомость по счетам финансовых результатов;

- шахматка;

- журнал проводок по счетам финансовых результатов;

- журнал-ордер и ведомость по счетам 46, 47, 48, 80;

- карточка счета 46, 47, 48, 80;

- анализ счета 46, 47, 48, 80;

- анализ счета 46, 47, 48, 80 по датам;

- анализ счета 46, 47, 48, 80 по субконто;

- сводные проводки по счету 46, 47, 48, 80 в корреспонденции с другими счетами и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: