Структура и объем работы

Любое научное исследование (от студенческой курсовой до докторской диссертации) включает в себя следующие разделы: оглавление; введение; 2-3 главы; заключение; библиография.

В оглавлении последовательно перечисляются названия глав и параграфов курсовой (дипломной) работы, т.е. воспроизводится ее план, и указываются номера страниц, на которых начинаются соответствующие разделы (см. Приложение Б). Формулировки названий должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражающими ее внутреннюю логику. Название по своей грамматической форме должно представлять собой одно назывное предложение и соответствовать требованиям научного стиля (например: «Понятие соборности в русской религиозной философии»; «Четвероевангелие о любви как подвиге самоотречения»; «Проблема смысла брака в православном богословии» и т.д.). Название не может состоять из двух или большего числа предложений.

Во Введении (4-6 страниц) обосновывается выбор темы и ее актуальность. Здесь студент должен изложить свое понимание места, смысла, значения исследуемого вопроса в контексте той научной дисциплины, в русле которой выполняется работа (истории религии, феноменологии религии, догматического богословия, литургики и т.п.).

Во введении указываются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы.

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования. Объект исследования – это та часть объективной реальности, которую изучает исследователь, а предмет исследования – это совокупность знаний об этом объекте. Иными словами, предмет исследования - это то, знание о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования, а объект исследования - та сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете, т.е. объект шире предмета.

Цель представляет собой развернутую формулировку центральной в Вашей работе проблемы, которая вынесена в заглавие. Задачи – это более конкретные вопросы, которые нужно рассмотреть, чтобы раскрыть тему и предложить обоснованное решение центральной проблемы.

Примеры:

Тема исследования: «Философско-религиозное учение В.В. Розанова о браке и семье». Объектом исследования является философское наследие Розанова. Предмет исследования – философско-религиозное учение В.В. Розанова о браке и семье. Цель исследования – реконструировать философско-религиозное содержание учения В.В. Розанова о браке и семье. Задачи исследования: 1) выявить философско-религиозные и социокультурные истоки учения В.В. Розанова о семье и браке; 2) раскрыть особенности интерпретации брака и семьи как религиозных феноменов; 3) определить значимость учения В.В. Розанова о семье как религиозной форме жизни в контексте его философско-религиозной интерпретации социокультурных проблем.

Тема исследования: «Становление Православной Церкви в Приморье во второй половине XIX – начале XX вв.». Объектом исследования является Русская Православная Церковь на юге Дальнего Востока России. Предмет исследования – епархиальное управление, приходы и храмы, миссионерская деятельность в Приморье. Цель – комплексное исследование епархиальной жизни в Приморье в аспектах формирования епархиальной, приходской и монастырской систем и миссионерско - просветительской деятельности. Задачи исследования: 1) рассмотреть развитие в Приморье епархиальной структуры и выяснить ее связь с миссионерскими задачами церкви; 2) выявить основные проблемы церковно-приходской жизни и раскрыть особенности внутренней миссии в условиях переселения паствы; 3) исследовать историю и жизнь приморских монастырей в свете аскетических традиций Православия и прояснить роль монашеских обителей в развитии церковной миссии; 4) изучить основные направления миссионерско-просветительской деятельности и показать принципы благовестия, применявшиеся епархиальной миссией среди мигрантов в Приморье.

Во Введении характеризуется степень разработанности проблемы (нужно указать, кто из ученых до Вас занимался данной проблемой и каких результатов при этом достиг) и та литература (источники и исследования), на которую вы опираетесь. Поэтому Введение обязательно должно включать историографический обзор. Здесь раскрывается история исследуемого вопроса, и дается критический анализ существующей литературы. Для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 10 источников. Написание обзора не может и не должно сводиться к тезисному изложению содержания прочитанной литературы. Необходимо дать ее критический анализ, сравнить точки зрения различных авторов на исследуемую Вами проблему, обосновать собственную позицию. Таким образом, историографический обзор раскрывает следующие моменты:

· История изучения исследуемой проблемы в научной литературе по хронологическому или предметному принципу. Здесь необходимо ответить на следующие вопросы: кто, как, почему, когда (хронологический принцип) обращался к данной теме или кто, почему, каким аспектом выбранной темы (предметный принцип) интересовался. (Например, вопросом возможности восстановления патриаршества в начале ХХ в. отечественные историки начали заниматься еще до 1917 г. – написаны такие-то работы, высказаны такие-то мнения. В советское время вопрос изучали следующие авторы, пришедшие к таким-то выводам. Не остался без внимания этот вопрос и в постсоветское время – указываются сочинения и основные точки зрения. Вопросом каноничности синодальной и / или патриаршей формы управления Церковью занимались такие-то авторы, высказаны следующие мнения, а вопросом реформ управления РПЦ – такие-то и т.п.

· Указание конкретных мнений отдельных авторов по изучаемой проблеме – этот раздел развивает и дополняет предыдущий. Здесь называется автор, его работа и точка зрения на проблему. Вся привлеченная литература должна быть описана подобным образом.

· Изученность темы – данный раздел содержит выводы о целесообразности предпринятого исследования (исходя из существующей литературы), т.е. насколько полно данная тема введена в научный оборот, почему необходимо новое исследование. Если по заявленной теме уже написано исследование более высокого уровня, то работу можно писать, только изменив или название и аспект темы, или хронологические и/ или географические рамки.

Охарактеризовав степень разработанности проблемы, указав, кто из ученых до Вас занимался данной проблемой и каких результатов при этом достиг, перечислив ту литературу (источники и исследования), на которую вы опираетесь, следует пояснить, в чем новизна и оригинальность Вашего подхода к рассмотрению данной темы. Здесь Вы говорите о том, что проанализировано, установлено или использовано впервые, что исследователь видит в объекте такого, чего не замечают другие.

При характеристике литературы, на которую вы опираетесь, следует различатьисточники иисследования. Источниками являются те тексты, в которых непосредственно отражено содержание религиозных учений, тенденции в эволюции религии (сакральные тексты, вероучительная литература, святоотеческие творения, богословские и религиозно-философские трактаты, документы религиозных организаций и т.д.). Исследования – это научное описание, анализ, комментирование, сопоставление религиозных концепций, религиозной практики, институциональных форм религии и т.п. В отдельных случаях обзор литературы может быть включен в одну из глав курсовой или дипломной работы, но и в этом случае его цель - обозначить круг решенных и нерешенных проблем, теоретическую и методологическую значимость предшествующих исследований.

Во введении Вы должны обосновать структуру своей работы – т.е. объяснить, какие в ней разделы и как они связаны с общей целью Вашего исследования. Здесь же принято характеризовать и методы предпринимаемого студентом научного исследования (см. пункт 8). Как правило, окончательный вариант введения к работе редактируют после того, как завершена ее основная часть.

Во введение к дипломной работе должны быть включены положения, выносимые на защиту. Это 4-6 тезисов, которые кратко, но емко отражают содержание выводов, к которым студент пришел в ходе своего исследования.

Основная часть – это 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на параграфы. Это самая большая и важная часть работы, все остальные либо предваряют, либо заключают ее. Опираясь на собранный и систематизированный материал, студент раскрывает в работе основные тенденции исследуемых им явлений, анализирует отраженные в истории религии и культуры подходы к решению рассматриваемой им проблемы. В основу работы могут быть положены исторический или логический принципы. Исторический подход предполагает раскрытие темы в историческом плане – от прошлого к настоящему. Логический принцип требует рассмотрения темы по наиболее существенным, ключевым моментам. В любом случае, текст Вашей работы не должен сводиться к набору цитат, при переходе от одного раздела к другому должна соблюдаться логическая связь и последовательность. Нужно следить за тем, чтобы работа строго соответствовала избранной теме.

Желательно, чтобы главы были примерно одинакового объема. Каждая глава должна оканчиваться выводами. Следите за правильностью оформления ссылок, приводимых в Вашей работе (см. пункт 9).

Заключение (4-5 страниц). Здесь Вы подводите итоги Вашего исследования и делаете общие выводы ко всей работе. Заключение должно давать ответы на те вопросы, которые были сформулированы во Введении, когда Вы указывали цель и задачи Вашего исследования. В Заключении автор обобщает промежуточные выводы (результаты), указывает практическую значимость важнейших итогов своей работы, возможность использования результатов работы в научной и практической деятельности и дальнейшие перспективы исследования темы. Заключение должно быть кратким и обстоятельным, в нем не следует повторять содержание введения и основной части работы.

Общая структура Заключения такова:

- общие выводы работы

- какую работу пришлось проделать, чтобы получить эти результаты

- конкретные факты, результаты, позволяющие сделать выводы.

Например, Тема «Вопрос восстановления патриаршества в 1905 г.: мнения епископов и государственная поли­тика». Выводы:

1) Епископы РПЦ по вопросу восстановления патриаршества высказались достаточно определенно - за вос­становление.

2) Государственная политика, во многом зависевшая в то время от К. П. Победоносцева, была направлена на свертывание подобных начинаний и сдерживание надежд русского епископата на скорое восстановление патриаршества.

3) Император Николай II для разрешения этого вопроса определил (предложил) созвать поместный собор РПЦ и т. п. В этом разделе автор рассказывает о том, с каким результатом ему удалось достичь поставлен­ной цели.

В Заключении указываются конечная цель предпринятого исследования, выводы по проделанной работе. Автор поясняет, зачем были предприняты те или иные конкретные шаги исследования, на какие вопросы в ходе работы был дан ответ, т. е. как решались задачи исследования.

Например, для раскрытия темы «Восстановление патриаршества» ходе исследования были:

1) Выявлены позиции такого-то количества архиереев;

2) Определены государственные служащие, от чьих действий зависело принятие важнейших решений для цер­ковной жизни;

3) Установлены личные позиции этих чиновников в вопросе реформы;

4) Выявлен и проанализирован комплекс официальных документов, связанных с возможностью изменения формы управления РПЦ.

Таким образом, в этой части заключения речь идет о том, какие задачи были реализованы при достижении целей исследования и какое найдено решение.

Указываются полученные результаты, конкретные итоги, позволяющие сделать тот или иной вывод.

Например, в результате анализа источников удалось:

1) Установить количество архиереев, поддерживающих реформу, тех из них, кто выступил за ее немедленное проведение, против или воздержался, кто предлагал отложить и на сколько столь серьезное преобразование;

2) Определить подобным образом позиции государственных чиновников;

3) Проанализировать конкретные действия официальных властей по данной проблеме (перечисляются эти действия);

4) Выяснить, какую позицию император Николай II занял в вопросе церковной реформы, и как это отразилось на государственной политике.

В заключении автор приводит конкретные данные, которые доказывают, подтверждают его общие выводы, сформулированные в начале заключения.

Библиография – список использованной литературы (см. Приложение В). Сюда можно включать только те издания, которые Вы реально читали, и на которые есть ссылки в Вашей работе.

Требования к общему объему работы:

для студентов очного и заочного отделений: 1-2 курс – 25-35 страниц; 3-4 курс – 35-45 страниц; дипломное сочинение – 60 – 80 страниц;

для студентов спецотделения (на базе высшего образования): 1-2 курс – 35-45 страниц; дипломное сочинение – 60 – 80 страниц.

Требования кобъему библиографии:

для студентов очного и заочного отделений: 1 курс – не менее 25 наименований; 2 курс – не менее 30 наименований; 3-4 курс – не менее 40 наименований; дипломное сочинение – не менее 60 наименований;

для студентов спецотделения (на базе высшего образования): 1-2 курс – не менее 40 наименований; дипломное сочинение – не менее 60 наименований.

8. Методологическая база исследования

В основе исследования должны лежать общенаучные принципы объективности, конкретности, историзма, всесторонности рассмотрения.

В качестве основных методологических принципов могут применяться:

- сравнительно-исторический метод сопоставления текстов, образов, концепций

- культурно-типологический метод (или историко - типологический) выявления характерных особенностей рассматриваемых феноменов

- герменевтический анализ структуры текста, позволяющий вскрыть заложенное в нем содержание

- историко-генетический метод, позволяющий проследить происхождение и эволюцию исследуемых феноменов

- структурно-функциональный метод, позволяющий вычленять структуру исследуемых феноменов и функции отдельных элементов в данной структуре

- системный подход, позволяющий рассматривать исследуемые феномены в их целостности

- метод контекстного анализа, позволяющий выявить особенности функционирования духовных ценностей в определенном историческом, социальном, культурном контексте (или позволяющий выявить особенности использования понятий, терминов, концепций в определенном богословском, философском контексте)

- междисциплинарный подход, позволяющий анализировать сложные явления, имеющие не только духовно- нравственную, но и социокультурную природу

- принципы культурологического анализа

- принципы аксиологического анализа ( т.е. анализа ценностного содержания того или иного феномена)

- принципы социологического анализа

Решение поставленных задач ведется с применением процедур анализа, синтеза, дедукции, индукции, аналогии, абстрагирования

Этот перечень методологических принципов не является исчерпывающим. Работая с научной литературой, следует в каждом конкретном случае обращать внимание на то, какой методологии придерживается тот или иной автор, и при необходимости, использовать ее в своей работе.

Если курсовая или дипломная работа пишется по теологии, то, помимо перечисленных выше общенаучных методологических принципов, могут использоваться и собственно богословские:

- библеизм - т.е. опора на Священное Писание, которое является основой христианского вероучения;

- опора на богословское наследие святых отцов, составляющее важнейшую часть Предания Церкви;

- опора на литургический опыт Церкви: чинопоследования церковных таинств и священнодействий, молитвы и песнопения наполнены вероучительным содержанием и могут привлекаться для рассмотрения тех или иных богословских вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: