Особенности культуры

Духовная культура включает знания, трудовые навыки, традиции и обычаи, разные виды искусства, народного творчества, представлений и верований, что передаются из поколения в поколения и обеспечивают целостность и стабильность этноса. С делением труда на умственный и физический духовная культура стала существовать в двух видах – профессиональная (охватывает как самостоятельные виды деятельности науку, литературу, искусство, образование, мораль, право, религию) и народная, которые находятся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении. В духовной культуре наиболее выразительно проявляются этнические особенности культуры народа, она существует в органическом единстве с материальной культурой. Связь народной духовной культуры с экономическими условиями жизни выразительно проявляется в народных знаниях, морали, обычаях, обрядах, фольклоре. В духовной культуре важное место принадлежит традиционным народным знаниям. На основе практической деятельности формировались и передавались трудовые знания и навыки, которые составляли основную часть народных знаний в хозяйственной деятельности (земледелии, животноводстве, промыслах, ремеслах и других занятиях) Результатом положительного, рационального опыта об окружающей природе и самом человеке, проявляющегося в материальной и духовной жизни людей, явились народные метеорология, календарь, медицина.

Рядом с народными знаниями существовали приметы и суеверия – представления, связанные с верой в сверхъестественные силы, которые якобы управляют природой и судьбой человека. Отсюда распространение в народном быте знахарства, ворожбы, веры в духов, колдунов, ведьм.

Экономическая и духовная жизнь формировала народные представления о нормах поведения (народный этикет), о добре и зле, справедливости (народная мораль), вырабатывала способы и приемы воспитания детей (народная педагогика), воспитывала чувства прекрасного, возвышенного, комичного и трагичного, художественный вкус (народная эстетика) [20].

С 1573 по 1583 гг. в деревне Лоск жил и работал выдающийся белорусский философ, реформатор, гуманист, просветитель и издатель Сымон Будный. Этот период является «золотой порой» в его деятельности.

С XIX века на территории Воложинского района начинается этап развития профессиональной культуры. Прогрессивные писатели и музыканты стремились пробудить национальное самосознание, приблизить искусство к проблемам жизни. Именно с нашим районом связана творческая биография одного из зачинателей белорусской литературы драматурга и поэта Винцента Дунина-Мартинкевича (рис. В. Дунин-Мартинкевич).

Более 40 лет (1840 – 1884) он жил и активно работал в имении Малая Лютинка, здесь им написан фарс-водевиль «Пинская щляхта» и многие другие. Близким другом драматурга был композитора Михаил Грушвицкий, родившийся в имении Выгоничи. В Воложине до 1914 года жил известный белорусский собиратель фольклора, поэт и публицист Стары Улас (Владислав Сивый-Савицкий). Широко известно имя художника Фердинанда Рущица (рис. Фердинанд Рущиц), уроженца деревни Богданово, где находилось имение семьи Рущиц (рис. Усадьба семьи Рущиц).

С Воложинщиной связано много других славных имен: писатели Казимир и Марьян Здяховские (рис. Казимир Здяховский); участники восстания 1863 года, ученые с мировой известностью Бенедикт и Владимир Дыбовские; критик и литературовед Ури Финкель; политические и общественные деятели Нахум Голдьман, Меир Бар-Ислан. Большой вклад в развитие культуры Воложинского района и белорусской культуры в целом внесли поэты Констанция Буйло, Федор Черня, Виктор Шнип и Петр Битель; композиторы Константин Поплавский и Валерий Хохлов, оперный певец Винцент Бруй и скульптор Петр Скоринка; заслуженные деятели культуры Иосиф Лещинский и Владислав Луцевич [12].

Важной частью духовной культуры являются образование, средства массовой информации, наука. С Воложинским районом связаны жизнь и работа литературоведов и критиков Виктора Коваленко и Вячеслава Рагойши, краеведов Геннадия Равинского и Василия Налецкого, ученых Ивана Басецкого(юриспруденция), Ивана Лиштвана (физико-химическая механика), Анатолия Яблонского (математика), Евгения Городницкого (филология) и др.

Значительную известность району принес ксендз Владислав Чернявский, который 30 лет работал в Вишневском костеле, сам перевел на белорусский язык «Библию» и вел на нем службу. За большой вклад в духовно-нравственное возрождение, подвижничество в религиозном служении был удостоен аудиенции у папы Иоанна Павла II в Ватикане.

Воложинская земля – родина государственных деятелей: председателя Совета Министров Республики Беларусь в 1990 – 1994 гг. Вячеслава Францевича Кебича; нобелевского лауреата, Президента Государства Израиль Шимона Переса; известных военачальников: генералов Михаила Фомича Букштыновича и Антона Иосифовича Гастиловича, контр-адмирала Зигмунда Ивановича Жабко.

К материальной культуре относится совокупность материальных ценностей, созданных человечеством в процессе исторической общественно-полезной деятельности: орудия труда, жилище (рис. Внутреннее убранство крестьянского дома в XVIII – XIX вв.), одежда, пища, транспортные средства, культовые и бытовые предметы и др.

Она отражает уровень развития производительных сил и экологического освоения природы человеком. Органично связана с духовной культурой в единой функциональной системе. Возникла вместе с изготовлением человеком орудий труда, что означало переход от животного состояния к целенаправленной трудовой деятельности. Исторически развивалась поступательно, сохраняя подражательные связи, от простейших форм, нередко перенятых у природы, до сложных конструкций, разнообразных специализированных приспособлений и профессиональных произведений искусства.

В разных регионах Беларуси сложились историко-этнографические особенности, которые отражали богатство и вариативное разнообразие материальной и духовной культуры, ее самодеятельный характер и творческий потенциал. Природа Воложинщины с ее разнообразными природными ресурсами и соответствующими условиями была жизненной средой, органично входила в повседневный быт и в границах определенной социальной системы влияла на специализацию хозяйственной деятельности, жилище, одежду, еду, средства связи. Особенности социально-экономических и этнических процессов со временем накладывали отпечаток на систему земледелия, хозяйственный быт, местное самосознание и право, что придало культуре нашего района специфические черты. Как следствие этого, размещение территории Воложинского района в пограничье двух историко-этнографических районов: Центрального и Северо-Западного [20].

Народное творчество в его традиционных формах живет и развивается в наше время. Многие его виды и жанры получили новую жизнь. В районе работают народные умельцы, заслуженным успехом пользуется ивенецкая керамика, широко известны изделия из соломки, льна (рис. Керамика и изделия изо льна). Представлены резьба по дереву, вышивка.

В последние десятилетия активно стали возрождаться фольклорные формы музыкального, песенного, танцевального самодеятельного искусства. На всю Беларусь известен народный фольклорный коллектив «Гасцiнец» из деревни Раков, духовой оркестр Воложинской детской музыкальной школы, пользуется популярностью ансамбль «Сваякi» из города Воложина.

Материальная культура в наше время продолжает развиваться в значительной степени как основанное на ручном труде домашнее производство, индивидуальная ремесленная деятельность и декоративно-прикладное производство (народные художественные промыслы). Изделия народного ремесла с их глубокими традициями были и остаются примерами для развития национальных форм профессионального искусства, предметы которого украшают наш повседневный быт. В последнее время наблюдается возрождение некоторых традиционных народных промыслов – гончарство, вязание, плетение из соломки и лозы, резьба по дереву, вышивка. К сожалению, в значительно меньшей степени сохранены узорное ткачество и художественная обработка металла

Среди мастеров Воложинщины особенно известны Апполинарий Пупко (рис. Деревянные скульптуры А. Пупко), Михаил Зверко, Станислав Адамович, Витольд Куликовский, семья Лембовичей.

Не только сохранение, но и освоение лучших традиций народного ремесла является одним из важнейших направлений развития культуры. Кроме того, освоение народных промыслов способствует и развитиюсовременной местной промышленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: