Теория влечений

Феноменология и психодиагностика

учебно-методическое пособие

к курсу “Возрастная и педагогическая психология”

Ростов-на-Дону

Автор-составитель:

кандидат медицинских наук, доцент

Пешков Сергей Павлович

Ответственный за выпуск:

доктор педагогических наук, профессор

Суртаев Василий Яковлевич

Рецензент:

кандидат психологических наук, доцент

Горбатенко Т.М.

одобрено и рекомендовано к печати на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

21 декабря 1998 года, протокол №3

Компьютерный набор: Пешков С.П.

Компьютерная верстка: Пахомов Р.Г.

Отпечатано в лаборатории ТСО РФ Спб ГАК

г.Ростов-на-Дону, ул.Советская 32.

1. Происхождение агрессивности___________________________4

1.1. Теория влечений_____________________________________4

1.2. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)________5

1.3. Теория социального научения (бихевиоральная модель)____6

2. Социализация агрессивности____________________________7

3. Ситуативные предпосылки агрессивности__________________9

4. Методы диагностики___________________________________10

4.1.Наблюдение_________________________________________10

4.2. Проективные методики________________________________14

4.3. Опросник Басса-Дарка________________________________24

Вопросы для самопроверки:_______________________________27

Список рекомендуемой литературы_________________________28

Приложение____________________________________________29

Детская агрессивность: феноменология и психодиагностика

В настоящее время отмечается резкий рост насильственных действий, сопровождающихся особой жестокостью, вандализмом, издевательством над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессия и агрессивности, вызывают глубокое беспокойство. Особенно острой становится проблема детской преступности и асоциальности.

В связи с этим педагоги, работающих в условиях совре­менной школы, должны знать о формах проявления агрессии в детском возрасте, методах ее диагностики, профилактики и коррекции.

Происхождение агрессивности

Существует три отличных друг от друга подхода, объясняющих природу агрессивности.

Теория влечений

Одним из основоположников этой теории является 3.Фрейд.Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей является «приводить все органически живущее к состоянию безжизненности». Это злоба, ненависть, деструктивность.

Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у З.Фрейда связывается со стадиями детского развития. В частности, отмечается, что фиксация на оральной стадии развития (oris-рот)может привести к формированию таких агрессивных черт характера, как наклонность к сарказму и сплетням.

Взгляды 3.Фрейда во многом разделялись и другими психологами, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека Так, в частности, один из основоположников этологии К.Лоренца утверждал, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс обогнали естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов агрессии, что неизбежно влечет периодическое внешнее выражение агрессии. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать «давление» внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения (принцип выпускания пара из паровозного котла).

Считается, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть отреагирована, единственной надеждой остается направление ее по нужному руслу. Например, сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнования.

Другой представитель психоанализа Э.Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, «доброкачественная» агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид представляет «злокачественная» агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: