Транспорт и связь

Наряду с промышленностью и сельским хозяйством транспорт является важнейшей отраслью хозяйства, обеспечивающей перемещение сырья и готовой продукции, средств производства, предметов потребления и пассажиров. От степени обеспеченности современными транспортными путями и средствами зависит эффективность народнохозяйственного комплекса района.

В настоящее время в Воложинском районе представлены автомобильный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, но их роль в экономике неодинакова. Ведущее место в перевозке грузов и пассажиров принадлежит автомобильному транспорту. Автомобильные дороги различных категорий соединяют все крупные населённые пункты Воложинского района с райцентром. Они обеспечивают интенсивные связи с городами Минск, Молодечно, Ошмяны, Столбцы, Ивье, Лида и др. Через территорию района проходят транспортные пути из Минска в Гродненскую область и государства Балтии.

Как видно из рисунка (ГИС-атлас. Густота дорожной сети Воложинского района) Воложинский район имеет достаточно густую, хотя и не очень равномерную транспортную сеть, основу которой составляют автомобильные дороги. Общая протяжённость автомобильной сети составляет 4359 км, из которых 3751 км – внутрихозяйственные и дороги местного значения (86 %), а 618 км – дороги общего пользования. Основными шоссейными трассами в районе являются: часть магистрали Минск – Лида – Гродно с ответвлением на Вильнюс; дороги Воложин – Молодечно, Воложин – Ивенец – Столбцы и Воложин – Гольшаны – Ошмяны. Реконструирована дорога Раков – Ивенец – Дзержиново, по которой проходят туристско-экскурсионные маршруты.

Кроме магистральных твёрдое покрытие имеют местные дороги: Воложин – Богданов, Воложин – Ивенец, Воложин – Городьки.

Однако ряд автомобильных дорог не имеет твердого покрытия. Общеизвестно, что низкое качество покрытия ведёт к значительным народнохозяйственным потерям. Так, в условиях бездорожья на 20 % выше расход горюче-смазочных материалов и запасных частей, машины быстрее изнашиваются, поэтому одной из важнейших транспортных проблем является улучшение качества дорожного покрытия всех дорог.

Вторая проблема – распылённость местного автотранспорта между предприятиями и хозяйствами. По мнению специалистов в Воложинском районе целесообразно иметь специализированный транспорт в системе районного агропромышленного объединения [9]. Это позволит увеличить объемы перевозок при одновременном снижении затрат. Например, десятки малообъемных бензовозов развозят горючее. Специализированный отряд из 2-3 машин ёмкостью по 10 м3 способен обеспечить все хозяйства горючим, сократив в несколько раз трудовые и материальные затраты. Это же относится и к машинам, перевозящим сельскохозяйственную продукцию. В сельском хозяйстве одной из главных требований к транспорту – современность и синхронность операций. Транспортные показатели – объём перевозок и грузоперевозок – сами по себе решающей роли в этом не играют, поэтому необходим технологический транспорт, который бы максимально способствовал повышению эффективности использования автомобилей.

Крупнейшее предприятие в Воложинском районе, занимающееся грузо- и пассажироперевозками, «Автомобильный парк № 14» (дочернее подразделение республиканского автотранспортного унитарного предприятия «Миноблавтотранс»).

Перевозки пассажиров осуществляются по двум городским автобусным маршрутам, двадцати пяти пригородным, восьми междугородним.

Второй по значению вид транспорта Воложинского района – железнодорожный. На севере Воложинщины проходит железная дорога Молодечно – Лида. Ее длина в пределах района 39 км. На ней расположены две железнодорожные станции – Воложин, Богданов и четыре остановочных пункта – Листопады, Ластоянцы, Мельковщизна, Войганы. Станция Воложин осуществляет обработку грузов, поступающих на предприятия района, и отправку готовой продукции. Станция удалена от города Воложина на 15 км. В северо-западной части района находится станция Богданов – главный пункт прибытия горюче-смазочных материалов, удобрений, машин и других грузов, предназначенных для сельского хозяйства района, но размещение станции неудобно для многих хозяйств, особенно восточной и юго-восточной зон [9].

По территории Воложинского района проходит транзитный газопровод Минск – Гродно, от которого отходит газопровод – отвод к Воложину (длина 4,7 км), магистральный газопровод к СПК «Першаи-2003» (длина 9,2 км) и магистральные отводы к СПК «Воложинский» и автопарку № 14. С окончанием строительства и освоением мощности газораспределительной станции появилась возможность создания местной газопроводной системы.

Телефонную связь населению района обеспечивает Воложинский районный узел электросвязи Минского филиала республиканского унитарного предприятия «Белтелеком». Узел электросвязи оказывает населению услуги по международной, междугородней, городской и сельской телефонной связи, радиофикации. В настоящее время он обслуживает свыше 13,5 тыс. телефонов.

Представлены в районе операторы мобильной связи МТС и Velcom, офисы которых открыты индивидуальными предпринимателями.

В структуру Воложинского районного узла почтовой связи входят 2 городских и 26 сельских отделений связи (последние обслуживают 428 сельских населенных пунктов).

Широкое применение нашли и новые услуги связи: электронная почта, беспарольный доступ в Интернет, услуги интеллектуальной платформы и др.

В целом, уровень развития транспортной сети и связи позволяет предприятиям Воложинского района поддерживать тесные экономические отношения с другими регионами Беларуси, а жителям достаточно быстро добираться до пункта назначения и получать качественные услуги связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: