Качественные показатели перевозки грузов

Показатели плана грузовых перевозок

Основными из них являются: объем перевозок; грузооборот ∑Pl; количество отправок; густота перевозок; средняя дальность перевозок; неравномерность перевозок и дру­гие качественные показатели.

Объем перевозок грузов характеризует продукцию железно­дорожного транспорта, т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени. ∑Pпер

Грузооборот нет­то — это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение только груза; грузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. Отношение грузооборота нетто и брутто характеризует коэффициент полезного действия (КПД) грузового железнодорожного транспорта.

∑Pl=∑Plм.с + ∑Plпр.с (Кол-во перев-х тонн груза планируется по видам сообщения:местное и прямое. Это важно, т.к. расст-е перевозок в м сообщении по ввозу, вывозу транзиту существенно отличается)) ∑Plпр.с =∑Plввоз+∑Plвывоз+∑Plтранзит.

Связь между объемом производства в экономике страны и пока­зателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимос­ти

Кпер=∑Pперевоз.т.гр./ ∑Pпроизвед.в регионеи коэффициент транспортоемкости продукции. Коэффициент перевозимости определяется отношением объема перевозок i -го груза к объему его производ­ства в целом.

Неравномерность перевозок во времени характеризуется коэффици­ентом неравномерности. Он может рассчитываться как отношение максимального месячного объема перевозок к среднемесячно­му за год,

отношением объема перевозок каждого месяца к среднемесячному, а также отношением максимального месячного объема перевозок к минимальному.

Коэффициент неравномерности всегда больше единицы.

Неравномерность перевозок по направлениям характеризуется коэффициентом обратности, который определяют как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему пере­возок грузов в груженом направлении.

При этом груженым направлением принято называть направление с преобладающим (большим) грузопотоком, обратное направление (с меньшим грузопотоком) называется порожним.

Качественные показатели перевозки грузов

Количество отправок — специфический показатель транспор­та. Отправкойназывается партия груза, оформленная одним пере­возочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю, а может быть один ящик.

Средняя скорость доставки грузов определяется отношением расстояния, пройденного грузом к времени доставки этого груза, км/сут.

Средняя статическая нагрузка на вагон показывает количество тонн груза, приходящееся в среднем на каждый вагон во время погрузки, т.

Рст=∑Pпогр.гр/Uпогр.ваг. кол-во=(т/ваг)

Средняя дальность перевозки грузов -это расстояние, на которое пе­ревозится каждая тонна груза в среднем, т.е. среднее расстояние, пройденное грузом от станции отправления до станции назначения. Средняя даль­ность перевозки для сети железных дорог определяется как отношение грузооборота нетто ( Р l Н) к объему перевозок (∑Р), км.

Средняя густота перевозок (грузонапряженность) характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железной дороги. f=∑Pl/L (L-протяженность участка дороги)

 

5.

На железнодорожном транспорте пассажирские перевозки подразделяются на три вида сообщений: пригородное, местное и прямое.

К пригородному сообщению относятся перевозки, осуществляемые в границах пригородных зон. К местному сообщению – перевозки в пределах одной дороги. К прямому сообщению относятся перевозки в пределах двух и более дорог. Перевозки в местном и прямом сообщении называются перевозками дальнего следования.

Основной задачей планирования пассажирских перевозок является реализация потребностей населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств.

При планировании пассажирских перевозок учитывают возмож­ные изменения доходов населения, изменение тарифов, состо­яние санаторно-курортной базы в стране, ожидаемые результаты мероприятий по повышению качества пассажирских перевозок, развитию сервиса и внедрению новых видов услуг.

Показатели, характеризующие пассажирские перевозки:

Количественные показатели: количество отправленных пассажиров, количество принятых пассажиров, количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот.

Качественные показатели: подвижность населения, средняя дальность поездки, населенность на вагон nнас=∑аl/∑nS=пас. км/ваг. км =пас/ваг

Количество перевезенных пассажиров рассчитывается суммой количества отправленных(∑ а О) и принятых (∑ а ПР)пассажиров.

Пассажирооборот, пасс-км, рассчитывают умножением количества переве­зенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира. ∑аl=a1l+a2l+…

Количество поездок (∑ а) или пассажиро-километров (аl), приходящиеся на одного жителя в год, называется коэффициентом транспортной подвижности.

Транспортная подвижность определяется в целом по отдельным видам транспорта.

Средняя дальность одной поездки, км, определяется отношением пассажирооборота (аl) к количеству перевезенных пассажиров (а) и устанавливается в плане на основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом году.

Пассажирские перевозки также как и грузовые неравномерны по времени и направлениям (дальние перевозки неравномерна по кварталам, пригородные – по месяцам и часам суток).

При прогнозировании объемов пассажирских перевозок необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на пассажирооборот: численность населения; подвижность населения; уровень жизни населения, т.е. уровень реальных доходов; уровень промышленного производства; уровень тарифов; уровень инфляционных процессов.

 

6.

Основные фонды представляют собой часть активов компании, которая используется в течение длительного периода времени, сохраняя свою натурально-вещественную форму. Длительный характер использования позволяет переносить стоимость основных фондов на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги по частям. Вследствие этого значительная часть основных фондов относится к амортизируемому имуществу.

Для признания актива в качестве объекта основных средств необходимо единовременное выполнение четырех условий:

-использование в производстве продукции, при выполнении работ или                         оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

-использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

-организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

-способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В состав основных средств включаются: здания, сооружения и передаточные устройства, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения.

ОФ делятся на:

Активные принимают непосредственное участие в производстве продукции и оказании услуг. К ним относятся машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и т.д.

Пассивные основные фонды лишь создают условия для производственного процесса. Это здания, сооружения, передаточные устройства и прочие.

Виды стоимостной оценки:

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и приведение их в состояние пригодное для использования.

Восстановительная стоимость основных средств - это стоимость их воспроизводства в современных условиях. Она может отличаться от первоначальной под воздействием технического прогресса, инфляционных и других процессов. Восстановительная стоимость возникает в результате переоценки, которую предприятие проводит регулярно, но не чаще одного раза в год.

В отличие от первоначальной и восстановительной стоимости, которые должны отражать полную стоимость основных фондов на момент приобретения или в текущих условиях, остаточная стоимость представляет собой оценку основных фондов, в которой учитывается их сегодняшнее состояние. Остаточная стоимость – это полная стоимость (первоначальная или восстановительная) за вычетом накопленной амортизации. По остаточной стоимости основные средства отражаются в активах бухгалтерского баланса. Остаточная стоимость используется для аналитических расчетов. Рассчитанная на основании данных финансовой отчетности остаточная стоимость основных фондов в целом по предприятию или по определенной видовой группе может использоваться для оценки их технического состояния. Отношение остаточной стоимости к полной называется коэффициентом годности. Парный показатель – коэффициент износа рассчитывается как отношение суммы накопленной амортизации (по всем основным фондам в целом или по какой-то видовой группе) к полной стоимости. Чем больше нового оборудования вводится на предприятии, и чем активнее списывается с его баланса изношенное, тем выше будет коэффициент годности и ниже коэффициент износа. Вместе с тем нельзя не учитывать того, что остаточная стоимость является стоимостным показателем, характеризующим техническое состояние основных фондов. На ее величину существенное влияние будет оказывать избранный предприятием способ начисления амортизации.

 

7.

Со временем или в результате изменения технологии часть основных средств списывается с баланса и, наоборот, вновь приобретенные основные средства зачисляются на баланс предприятия.

О том, насколько быстро идет этот процесс, можно судить по коэффициентам выбытия и обновления основных средств:

, где К выб– коэффициент выбытия основных средств; С выб – суммарная стоимость выбывших в течение года основных средств; С нг – первоначальная стоимость основных средств на начало года.

,  где К обн – коэффициент обновления основных средств; С введ - суммарная стоимость введенных за год основных средств; С кг – первоначальная стоимость основных средств на конец года.

Большие значения этих коэффициентов наблюдаются тогда, когда на предприятии идет интенсивная замена оборудования вследствие реконструкции или модернизации производства.

Для того чтобы судить, насколько эффективно используются основные средства, существует ряд показателей, среди которых важнейшими являются фондоемкость и фондоотдача.

Фондоотдача – это прямая величина, характеризующая уровень отдачи капитала.

Фондоотдачу рассчитывают по формуле:

, где Фо – фондоотдача; В – годовой выпуск продукции в стоимостном или натуральном выражении; С ср – среднегодовая стоимость основных средств.

Фондоемкость или коэффициент закрепления основных средств - это величина обратная показателю фондоотдачи. Ее определяют по формуле:

, где Фе - фондоемкость единицы продукции.

Зная фондоемкость продукции, можно рассчитать потребность в основных средствах.

Фондоемкость и фондоотдачу относят к обобщающим показателям. Кроме обобщающих, существуют частные показатели эффективности использования основных средств, которые характеризуют использование отдельных групп основных средств. Важнейшими из них являются коэффициенты использования оборудования. К ним относят коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования, а также интегральный коэффициент.

Коэффициент экстенсивного использования оборудования показывает использование его во времени. Различают коэффициенты использования календарного и режимного фонда времени.

Календарный фонд составляет 365 ´ 24 = 8760 ч. Режимное время зависит от характера производственного процесса. Для непрерывных процессов оно равно календарному, для прерывных – календарному за минусом выходных и праздничных дней.

Коэффициенты использования календарного и режимного времени определяются по следующим формулам:

, где Кэк – коэффициент использования календарного времени; Тф – фактическое время работы оборудования; Тк – календарный фонд;

, где Кэр – коэффициент использования режимного времени; Треж - режимный фонд.

Коэффициент интенсивного использования оборудования отражает уровень использование его по производительности:

, где Ки – коэффициент интенсивного использования оборудования; Пт– производительность фактическая; Пт – производительность по технической норме.

Интегральный коэффициент – характеризует использование оборудования как по времени, так и по производительности:

, где Кэ – коэффициент экстенсивного использования оборудования; Ки – коэффициент интенсивного использования оборудования.

Эффективность функционирования предприятия в целом в большой степени зависит от уровня использования его основных средств. Не меньшую роль в деятельности предприятия играют и нематериальные активы

8. Основные производственные фонды предприятия – это та часть активов, которая рассчитана на использование их предприятием в течение длительного периода времени (более одного года) и постепенно (по частям) утрачивает свою стоимость.

В процессе эксплуатации основные фонды подвергаются износу. Различают физический и моральный износ.

Физический износ означает потерю потребительной стоимости основных фондов. Сюда относят механический износ, усталостный износ металла и других конструкционных материалов, деформация отдельных конструкций в результате осадочных явлений и т. п. Степень физического износа зависит от ряда факторов, прежде всего – интенсивности использования основных фондов, времени фактического использования, квалификации обслуживающего персонала, конструктивных особенностей и условий работы оборудования.

Существует два метода определения степени физического износа:

-по техническому состоянию исходя из экспертной оценки объекта;

- по срокам службы или по объемам работы. Физический износ происходит неравномерно даже по одинаковым элементам основных средств.

Различают полный и частичный износ средств.

При полном износе действующие объекты основных средств заменяются новыми, например капитальное строительство или текущая замена.

Частичный износ возмещается путем ремонта.

Моральный износ выражается в относительном обесценивании основных фондов в связи с появлением новых образцов техники до окончания сроков службы находящихся в эксплуатации основных фондов. Различают моральный износ первого и второго рода.

Моральный износ первого рода вызывается повышением производительности труда в отраслях, производящих основные фонды, в результате чего аналогичные виды машин, оборудования и др. становятся дешевле ранее выпускавшихся и более конкурентоспособными в результате меньшей цены.

Моральный износ второго рода является результатом создания более совершенных и экономически более эффективных машин, оборудования и других видов основных фондов.

Учет морального износа имеет большое значение в условиях быстрого внедрения достижений научно-технического прогресса, в результате которого появляются новые (а иногда и принципиально новые) виды машин и оборудования, имеющие более высокую производительность, лучшие условия эксплуатации. При нормальном (бескризисном) функционировании экономики замена морально устаревших образцов машин, оборудования, передаточных устройств и других основных фондов необходима для выпуска конкурентоспособной продукции с меньшими, чем до замены устаревших морально основных фондов, издержками производства.

. Степень износа основных фондов определяется коэффициентом физического износа (Кд) по формуле
КИ = (И: ФП) х 100%, (11.4)
где И — сумма износа основных фондов, тыс. руб.; ФП — первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов, тыс. руб.
Моральный износ проявляется в двух формах. Моральный износ первой формы возникает в результате обесценивания старых основных фондов по причине снижения издержек производства в отраслях, поставляющих основные фонды строительству.   Моральный износ второй формы связан с появлением новой, более производительной и экономичной строительной техники, применение которой приводит к уменьшению относительной полезности старых машин и оборудования и требует их замены или модернизации.

Амортизация представляет собой процесс переноса стоимости основных фондов на продукцию. Амортизация является одним из элементов текущих затрат предприятия, за счет которого, к моменту выбытия из строя изношенного оборудования, предприятие будет иметь возможность заменить его новым. Причина начисления амортизации – износ основных фондов, но эти два процесса нельзя отождествлять. Не все основные фонды являются амортизируемым имуществом. Амортизация не начисляется: на объекты основных фондов, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования); на объекты жилищного фонда; на объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесное хозяйство, дорожное хозяйство, специализированные сооружения); по продуктивному скоту, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста; по объектам основных средств некоммерческих организаций.

Объекты основных средств, стоимость которых не превышает 10000 рублей, разрешается списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Начисление амортизации приостанавливается при консервации объекта основных средств на срок более трех месяцев и в случае восстановления (ремонт, реконструкция, модернизация) объекта основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Предприятие самостоятельно выбирает один из четырех способов начисления амортизации:

-линейный;  -уменьшаемого остатка; -списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; -списание стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный способ начисления амортизации по группе однородных объектов должен применяться в течение всего срока использования основных фондов. Во всех предприятиях ОАО используется линейный способ начисления амортизации.

При линейном способе амортизация начисляется равными долями в течение всего срока использования объекта основных средств. Годовая сумма амортизационных отчислений определяется как произведение полной стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной) на норму амортизации, которая определяется как величина обратная сроку полезного использования.

Второй и третий способ начисления амортизации можно определить как нелинейные. Их основная особенность – возможность начислять большие, чем при линейном способе, суммы амортизации в первую половину срока полезного использования основных средств, что обеспечивает предприятию определенные финансовые ресурсы для предотвращения морального износа оборудования.

При любом способе начисления амортизации важнейшую роль при определении как нормы, так и суммы амортизации играет срок полезного использования основных средств. Он определяется с учетом ожидаемой производительности, мощности, физического износа, режима эксплуатации (сменности), влияния агрессивной среды, нормативно-правовых и других ограничений использования объекта.

В новом Классификаторе все основные средства подразделяются на 10 групп в зависимости от срока полезного использования:

1 группа от 1 до 2 включительно

2 группа свыше 2 лет до 3лет включительно

3 группа свыше 3 лет до 5 лет включительно

4 группа свыше 5 лет до 7 лет включительно

5 группа свыше 7 лет до 10 лет включительно

6 группа свыше 10 лет до 15 лет включительно

7 группа свыше 15 лет до 20 лет включительно

8 группа свыше 20 лет до 25 лет включительно

9 группа свыше 25 лет до 30 лет включительно

10 группа свыше 30 лет

С введением в действие нового Классификатора срок полезного использования определяется, с учетом всех прочих факторов, во временных пределах установленных для амортизационной группы, в которую попал данный объект основных средств.

9.

Длительный характер использования ОФ сопровождается износом – потерей потребительских свойств, что обусловливает необходимость замены через определенный период времени объекта ОФ новым. Таким образом, капитальные вложения выступают необходимым элементом, способом воспроизводства ОФ. Кроме натурально- вещественной, кругооборот ОФ имеет и стоимостную форму. Процесс износа сопровождается начислением амортизации, которая с одной стороны, является способом переноса стоимости ОФ на себестоимость продукции, а с другой стороны источником финансовых ресурсов необходимых для воспроизводства ОФ. Принято считать, что, если сумма капитальных вложений за год равна стоимости начисленной амортизации, то осуществляется простое воспроизводство основных фондов. С натурально вещественной стороны это выражается в поддержании оборудования в неизменном техническом состоянии. Если стоимость капитальных вложений превышает суммы начисленной амортизации, можно говорить о расширенном воспроизводстве, что проявляется как в изменении качественного состава так и в количественном увеличении ОФ.

Источники капитальных вложений могут быть разделены на собственные, заемные и привлеченные. К собственным источникам относятся амортизация и прибыль. Заемные – долгосрочные кредиты банков и другие формы долгосрочного заимствования (выпуск облигаций, например). Привлеченные, в отличие от заемных средств, являются безвозвратными источниками, но их получение так же сопровождается финансовыми издержками. Это – эмиссия акций акционерными компаниями, финансирование из бюджета и внебюджетных фондов.

Капитальных вложений осуществляются в виде нового строительства, приобретения оборудования, реконструкции и модернизации. Реконструкция и модернизация представляют собой процесс восстановления ОФ, иначе их называют «инвестиционным ремонтом». Но в любом случае расходы на капитальные вложения «капитализируются», то есть отражаются в измененной стоимости ОФ.

 

Выделим основные проблемы и особенности воспроизводства ОФ на железнодорожных предприятиях.

Наиболее важная проблема – высокая степень износа основных фондов, Причина - недостаточные объемы капитальных вложений в период становления рыночных отношений в России.

Проблема привлечения внешних источников для капитальных вложений остается актуальной и в настоящее время – так как собственные средства ОАО «РЖД» составляют около 97% от общего объема источников капитальных вложений. Решение этой проблемы отчасти осуществляется через частные инвестиции в подвижной состав. Около 40% подвижного состава железнодорожного транспорта принадлежит частным компаниям.

 




10.

Подвижной состав – активная часть ОПФ, и интенсивность его использования влияет на экономические показатели работы железных дорог и их предприятий.

На величину количественных показателей эксплуатационной работы оказывают влияние:

- размеры и характер перевозочной и маневровой работы;

уровень организации эксплуатационной работы, характеризующейся качественными показателями использования вагонов и локомотивов.

Качественные показатели работы подвижного состава используют при расчете:

- потребности в вагонном и локомотивном парках;

- мощности ремонтной базы и постоянных устройств;

- затрат на электроэнергию и топливо.

Количественные показатели использования ПС:

Показатели, характеризующие выполнение цикла работы

- погрузка

- количество принятых вагонов

- количество переданных вагонов

- работа дороги

Показатели, характеризующие пробеги подвижного состава

- пробеги вагонов (по видам движения, по типам вагонов, по их состоянию)

- пробеги локомотивов (по видам движения, по родам тяги, по выполняемой работе)

- пробеги поездов

- грузооборот (по видам

Показатели, характеризующие затраты времени подвижного состава

-затраты времени вагонов (по элементам перевозочного процесса)

-затраты времени локомотивов (по видам движения, по родам тяги)

Качественные показатели:

-Показатели, характеризующие использование грузоподъемности вагонов и силы тяги локомотивов.

-Показатели, характеризующие использование подвижного состава по времени.

-Показатели, характеризующие непроизводительную работу подвижного состава.

- Обобщающие показатели использования подвижного состава.

Величина качественных показателей зависит от:

- технической оснащенности железных дорог и их предприятий;

- применения прогрессивных технологий;

-уровня организации перевозочной, маневровой, погрузочно-разгрузочной работ и др.

 

 

НЕИЗВЕСТНО

Показатели объема работы подвижного состава:

Показатели, отражающие выполнение цикла работы (станционные);

Пробежные показатели;

Временные показатели.

I Стационарные показатели:

- погрузка вагонов;

- выгрузка вагонов;

- прием груженых вагонов;

- сдача порожних вагонов;

Работа  

= погрузка вагонов + прием груженых вагонов.

II Пробежные показатели:

Пробег вагонов (∑ns, ваг-км) дифференцируется по видам движения на грузовое и пассажирское, по родам и типам вагонов.

По родам: крытые, платформы, полувагоны, цистерны.

По типам: пассажирские, багажные, почтовые.

Общий пробег грузовых вагонов

Грузооборот нетто – показатель, характеризующий объем перевозочной работы с учетом фактического расстояния перемещения груза.

, ткм

где Qн – масса поезда нетто, т

S –длина поездо-участка, км

Пробег локомотивов (∑MS, лок-км) дифференцируется:

- по видам движения - на грузовое и пассажирское;

- по видам тяги – электрическая тяга, тепловозная тяга, моторвагонная тяга, дизель-поезда;

- по выполняемой работе.

Общий пробег локомотивов:

1. Линейные пробег: - во главе поезда; вспомогательный пробег (- во главе поездов; - подталкивание; - двойная тяга; - работа по системе многих единиц: - одиночное следование).

2. Условный пробег:

1). маневровая работа (1ч=5км);

2). простой в рабочем состоянии (1ч=1км);

3). прочая работа (1ч=5км).

Грузооборот брутто

, ткм

Пробег поездов (∑NS, поездо-км):

1. Грузовое: пробег груженых; пробег порожних.

2. Пассажирское.

III Временные показатели:

Вагоно-часы.

Затраты времени рабочего парка:

1. в поездах на участках: - в движении; - на промежуточных станциях.

2. на станциях: - под грузовыми операциями; - под техническими операциями (с переработкой; без переработки).

Локомотиво-часы.

Общие затраты времени:

1. В работе на участках: -во главе поездов; -подталкивание; -двойная тяга; -работа по системе многих единиц; -одиночное следование.

2. В технологическом простое на станциях:

- обработка;

- приписки (на путях локомотивного депо; на станционных путях);

- смены локомотивных бригад.

Поездо-часы (∑Nt) дифференцируются по видам движения на грузовое и пассажирское.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: