Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:

> производственная; финансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; вне­шнеэкономическая.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многооб­разие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Основным показателем производственной безо­пасности является степень износа активной части основных производственных средств, которая составляет более 70 %, при нормативе 30 %.

Для повышения производственной безопасности необ­ходимы:

> структурная модернизация экономики путем приори­тетного развития наукоемких высокотехнологичных экс- портоори-ентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;

> повышение конкурентоспособности выпускаемой про­дукции;

> переход на инновационный путь развития экономики;

> социальная ориентация перспективной структуры эко­номики, ускоренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность определяется уровнем дефи­цита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых пото­ков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, раз­витием финансового рынка и рынка ценных бумаг, разме­рами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активиза­ции инвестиционной деятельности. Дефицит консолиди­рованного бюджета к ВВП в 2009 году составил 1,8 % при нормативе 3 %.

Для обеспечения финансовой безопасности необходимо снизить инфляцию, что имеет первостепенное значение для общей сбалансированности финансовых потоков и равнове­сия в экономике.

Продовольственная безопасность является как самосто­ятельным направлением, так и составной частью экономи­ческой безопасности.

Для обеспечения продовольственной безопасности тре­буется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйствен­ной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства. Эксперты Продовольс­твенной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) оценивают состояние международной продовольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запасов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения. Норматив производства зерна на душу населения состав­ляет не менее 0,6 тонн. В 2009 году данный показатель был равен 0,91 тонн, а в 2010 - 0,73 тонн.

В Республике Беларусь разработана и в марте 2004 г. одобрена Правительством Концепция национальной про­довольственной безопасности.

Институтом аграрной экономики НАН Беларуси уста­новлено, что национальное агропромышленное производс­тво должно удовлетворять не менее 85 % спроса и пред­ложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей стране важно иметь 100 %-ную обеспеченность, а по другим

масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) - не менее 70 %. На внутренний потребительский рынок для расширения ассортимента и развития конкурент­ной среды должна поступать также продукция, аналогичная производимой в Беларуси. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы животноводства, повышению качества продовольственных товаров.

Энергетическая безопасность является важнейшим сла­гаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собствен­ными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % обще­го объема потребления).

Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимос­ти, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергети­ческая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием.

Так, доля собственных энергоресурсов в балансе котель­но-печного отопления государства в 2009 году составила 20 %, при установленном нормативе 30 %. Для обеспече­ния энергетической безопасности целесообразно повысить удельный вес дров и торфа в топливном балансе страны. При этом если ресурсы торфа исчерпаемы и большая часть их уже освоена, то Беларусь обладает возрастающим лесо­сырьевым потенциалом, который используется далеко не полностью. В стране каждый год на корню прирастает более 28 млн м3 древесины, а заготавливается около 12 млн м3. К тому же на деревообрабатывающих предприятиях образует­ся до 3,7 млн м3 отходов, которые наряду с 4,5 млн м3 низ­кокачественной древесины могут быть использованы как топливо.

В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей практически полностью зависит от Рос­сии, откуда импортируется 85-87 % топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70 % потреб­ляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ.

Инфраструктурная безопасность имеет для националь­ной экономики Беларуси особое значение, так как респуб­лика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

К инфраструктуре относятся отрасли, создающие усло­вия жизнедеятельности общества. Инфраструктура под­разделяется на производственную и социальную. Произ­водственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре относятся: торговля, жи­лищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.

Главная задача инфраструктурной безопасности - обес­печение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси перво­степенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и иннова­ционной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.

Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

В Республике Беларусь в последние годы отношение за­трат на ИР к ВВП уменьшается при одновременном росте ВВП и составило в 2009 году 0,68 % при минимальном нор­мативе 1%.

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической по­литики. К основным показателям внешнеэкономической безопасности относятся: сальдо внешней торговли, включая услуги, к ВВП, который в 2009 году превысил минимальный норматив 5 % и составил 9,9 %, а также отношение внешнего долга к ВВП, который находится в пределах норматива 20% и составил в 2009 году 19,1 %.

Обеспечение внешнеэкономической безопасности на­прямую зависит от конкурентоспособности производимой в республике продукции и умелого использования внеэко­номических факторов развития мировой экономики в инте­ресах национальной.

Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост кон­курентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: