Зап. 298



Глава 6, Оптовые торговые структуры


6.2. Виды оптовой торговли и оптовых предприятий




ориентированных на общегосударственный внутренний рынок: предприятия, имеющие зоной деятельности несколько мезорайо-нов (краев, областей, республик); предприятия, имеющие зоной деятельности один мезорайон; несколько районов; один район. В этой связи в названиях баз оптовой торговли как потребитель­скими товарами, так и материально-технического снабжения часто присутствует слово-уточнение: республиканская, межоб­ластная, областная (краевая), межрайонная, районная. Респуб­ликанские, межобластные базы по месту в товародвижении — это выходные, торгово-закупочные базы. Межрайонные, областные и районные базы, а также межобластные базы выполняют функ­цию торговых (снабженческих) оптовых предприятий;

по ведомственной принадлежности предприятий оптовой тор­говли. Этот признак утратил свое былое значение, но по ряду оп­товых структур еще имеет место;

по форме собственности оптового предприятия. В этом смысле можно выделить следующие основные виды оптовых предприя­тий: принадлежащие государству, акционерам, кооперативам, ча­стным лицам. В общем объеме оптового товарооборота ведущая роль принадлежит акционерным оптовым предприятиям;

по праву приобретенной собственности на товар.

Характеризуя виды предприятий, действующих на оптовом рынке, необходимо исходить из того, что их функционирование или построение вбирает в себя в той или иной мере практически каждый из перечислен­ных признаков. В реальной рыночной среде имеется ряд разновидностей таких предприятий, отличающихся между собой специфическими орга­низационными, технико-технологическими функциями, масштабом дея­тельности (рис. 6.2). К числу наиболее значимых относятся:

коммерческо-посреднические фирмы — оптовые предприятия, осуществляющие оптовую торговлю за свой счет и с привлечени­ем кредитов как с собственных складов, так и со складов изгото­вителей и других оптовых посредников;

оптовые базы — это предприятия, организационно объединяю­щие склады, специализированные по техническим признакам перерабатываемой продукции, с едиными энергетическими, транспортными и другими коммуникациями, а также централи­зованными экспедиционными, вспомогательными службами, аппаратом управления, организующим складирование и отгруз­ку продукции;


  Формы организации оптовой торговли на товарном рынке  
           
               
Организуется произ­водителем продукции на основе прямых связей   Через независимые оптовые торгово-посреднические компании   Через частных оптовых посредников
             
           
Биржевая оптовая торговля   Ярмарочно-выставочная оптовая торговля   Аукционная оптовая торговля
                   

Рис. 6.2. Основные формы организации оптовой торговли на товарном рынке

товарные биржи — организованные рынки биржевых товаров с установленными правилами приема, фиксированным член­ством;

оптовые магазины — оптовые предприятия, максимально при­ближенные к покупателям продукции;

торговые дома — брокерские фирмы, которые осуществляют сделки с реальным товаром за собственный счет или за счет про­изводителей, потребителей или других оптовых предприятий;

ярмарки-выставки — периодически организуемые в установлен­ном месте кратковременные оптовые рынки на основе осмотра образцов товаров;

аукционы — особые рынки, созданные в определенных местах для продажи товаров, обладающих индивидуальными свойства­ми путем публичных торгов;

брокерские конторы (фирмы, брокеры) — посреднические тор­говые предприятия, действующие в интересах своих клиентов за их счет (получая за это комиссионное вознаграждение) и в своих собственных интересах за свой счет;

дилерские конторы (фирмы, дилеры) — посреднические пред­приятия (юридические или физические лица), совершающие за свой счет и от своего имени операции по передаче цепных бумаг, валюты и драгоценных металлов;



Глава 6. Оптовые торговые структуры


6.3. Основные оптовые структуры на потребительском рынке _______________ 165



                   
   
     
     
 
 
 
     
 
 


Таблица 6.2 Типовое и видовое разнообразие оптовых организаций

коммивояжеры — разъездные представители торговых фирм, предлагающие покупателям товары по имеющимся у них образ­цам или каталогам;

торговые и промышленные агенты — лица, действующие по по­ручению торговых (промышленных) предприятий или других лиц в качестве посредников в сбыте товаров или их рекламе на основании соглашения за фиксированную комиссию;

ассоциативные добровольные объединения предпринимателей и коммерсантов. К ним, в частности, относятся торговые (торго­во-промышленные) палаты. Торговые палаты (ТП), существу­ющие в странах с рыночной экономикой, объединяют предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской си­стемы в масштабах административно-территориальных единиц (областей, городов, районов).

Предлагая товары розничному продавцу через посредство перечислен­ных оптовых структур, оптовая торговля значительно снижает круг задач такого продавца по закупке товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: