План
1. Цель и методы анализа взаимосвязи "затраты-объём-прибыль"
2. Анализ чувствительности прибыли
Анализ взаимосвязи "затраты - объем - прибыль" - метод системного исследования взаимосвязи расходов, объема деятельности и прибыли предприятия с целью определения:
- объема продажи, которая обеспечивает возмещение всех расходов и получение желательной прибыли;
- величины прибыли при определенном объеме продажи;
- влияния изменения величины расходов, объема и цены реализации на прибыль предприятия;
- оптимальной структуры расходов
Анализ взаимосвязи "затраты - объем - прибыль" осуществляют с помощью следующих методов (рис. 1)

Рис. 1. Методы анализа взаимосвязи "затраты - объем - прибыль"
Важным элементом анализа взаимосвязи "затраты - объем - прибыль" является анализ безубыточности.
Анализ безубыточности - объем продажи (деятельности), при котором:
- доходы предприятия равняются его расходам;
- маржинальний доход равняется общим постоянным расходам.
Точку безубыточности в денежных единицах можно вывести из уравнения:
Продажа = Переменные расходы + Постоянные расходы + Операционная прибыль
Поскольку прибыль в точке безубыточности равняется нулю имеем:
Точка безубыточности = Переменные расходы + Постоянные расходы в денежных единицах
Маржинальний метод определения точки безубыточности предусматривает расчёт следующих показателей:
![]() | ![]() |
(Цена -Объём) = Переменные расходы -Объём + Постоянные расходы








