Пути решения поставленных задач

Мы должны действовать в трёх направлениях:

1. Повышение самооценки ребёнка, его уверенности в себе, что достигается, прежде всего, через демонстрацию доверия, уважительного отношения к ребёнку, частым использованием похвалы, наград, поощрений его поступков и действий. Необходимо чаще называть ребёнка по имени, хвалить его в присутствии других детей и взрослых.

2. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Если тебе удалось освободить от страха хотя бы мизинец, значит, удастся освободить и всё остальное.

Эмоциональное напряжение детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям, нужно научить их выполнять релаксационные упражнения. Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М.И., К.Фопеля, Кряжевой Н.Л. и др. Полезен телесный контакт со взрослым, игры с телом, элементы массажа.

3. Отработка навыков поведения в травмирующей ситуации - постепенное снижение чувствительности к источнику страха. Например, если ребёнок боится темноты, сначала нужно научить его не бояться полумрака, затем не бояться быть в темноте вместе со взрослым, затем – быть там одному 2 секунды и т.д.

Как умно смелеют дети! Они избавляются от страха сами ступенчатым или поступенным методом. Ребёнок раз за разом возвращается к тому, что его испугало и старается изучить источник страха подробно и всесторонне. Например, мальчики съезжают с крутых горок, идут в те места, где их однажды поколотили.

Для отработки навыков поведения в ситуации, вызывающей страх, можно использовать кукольные или ролевые игры. Играя роль слабых, трусливых героев, ребёнок лучше осознаёт и конкретизирует свой страх. Используя приём доведения данной роли до абсурда, можно помочь относиться к страху как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребёнок приобретает уверенность, что он, как и его герой, способен справляться с трудностями. Сюжетами для ролевых игр следует выбирать трудные случаи из жизни ребёнка, перенося место действия во дворец, на корабль и т. д. Например, если ребёнок боится медицинского кабинета, мы играем с ним в сюжеты, в которых действует доктор.

Полезные упражнения (В. Леви Не бойся бояться): Покажи страху язык. Чих на всё. Рычание на свой страх. Жуй жуевич (разжевал и выплюнул свой страх).

Мысли, над которыми стоит подумать, в том числе, вместе с ребёнком

· Количество опасностей сегодня увеличилось, среди них - опасность быть запуганным до смерти (В. Леви).

· Жизнь, направленная на уменьшение рисков, становится сама по себе максимальным риском.

· Пуганая ворона куста боится.

· У страха глаза велики.

· Обжегшись на молоке, дуем на воду.

· Чем клясть тьму, зажигай свечу.

· Когда внутренне светило становится низко – тень делается чересчур большой и довлеет (В.Леви).

· Выход из тупика там же, где и вход в него.

· Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего (Сенека).

· Отдели смятение от его причины, смотри на само дело – и ты убедишься, что в любом из них нет ничего страшного, кроме самого страха (Сенека).

· Тревога – это проценты, которые мы авансом платим нашим неприятностям (Уильям Индж).

Далее мы предлагаем тексты сказок, в которых затрагиваются различные аспекты переживания героями и восприятия ими страхов. За каждой сказкой следует небольшое количество вопросов, используя которые можно поговорить об услышанной сказке и помочь ребёнку осмыслить различные аспекты отношения к страху. Самое главное правило:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: