Благо – это все то, что заключает в себе положительный смысл, а именно предмет, явления, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей.
Различают неэкономические (свободные) и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обменива-ются на другие блага. Они, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них (например, воздух, хотя без них человек и не может суще-ствовать). Блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностью в них и которые являются объектом или результатом экономической деятель-ности, называются экономическими. С экономическим благом связана пробле-ма редкости благ, обусловливающая соответствующее поведение человека в условиях ограниченности ресурсов.
Экономические блага – средства, имеющие ограниченный размер и спо-собные удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.
Материальные: естественные дары природы (землю, воду, климат, воз-дух); продукты с/х и добывающей промышленности; здания, машины; долго-
|
|
вые обязательства.
Нематериальные: внутренние (они заключены в самом человеке (качества и способности), внешние (деловые связи, репутация).
Классификации:
а) по функциональному назначению: потребительские (конечные) и произ-водственные (прямые и косвенные).
б) по роли в потреблении: предметы первой необходимости и предметы не первой необходимости.
в) по продолжительности использования в воспроизводстве: долговремен-ные и недолговременные.
г) по характеру удовлетворения потребностей: взаимозаменяемые (субсти-туты) и взаимодополняемые (комплементы).
д) с учетом фактора времени: настоящие и будущие.
е) в зависимости от количества их потребителей: частные и общественные.
Услуги являются благом, имеют сваю классификацию: бытовые услуги, связи, культура, содержание детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные, здравоохранения и образования, юридических учреждений, финансово – кредитной системы и др.
Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ: Делятся на взаимо-заменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). Первые из них могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Например, нефть и уголь как топливо, кирпич и дерево как стройматериалы и т.п. Комплементарные блага - это такие блага, которые могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно. Например, магнитофон и кассеты к нему, автомобиль и бензин и т.п.
Редкость экономических благ означает, что ввиду ограниченности фак-торов производства в течение определенного периода времени возможно про-изводство ограниченного количества благ. Общая закономерность: если ресур-сы ограничены определенным заданным пределом, то возможность увеличения производства одного товара достигается ценой снижения производства другого.
|
|
Пример: Сравнительная редкость благ должна приниматься в расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при ценообразовании на продукцию земледелия, где имеется сравнительно мало хороших по качеству земельных участков.
12. Безработица, еѐ виды и последствия. Закон Оукена.
Безработица – это незанятость части трудоспособного населения. Причиной безработицы является устойчивое превышение предложения труда над спросом на труд. Основные показатели безработицы:
1. Продолжительность безработицы – это период времени, в течение которого работник не имеет работы.
2. Уровень безработицы, которая определяется по следующей формуле:
Уровень безработицы = (Количество безработных / Рабочая сила). 100%.
Выделяют следующие основные типы безработицы:
1. Фрикционная безработица связана с поисками нового места работы из-за переезда, неудовлетворенности прежним рабочим местом, соображениями карьеры, окончанием учебы и т.д. Она занимает достаточно большой удельный вес в общей численности безработных. Фрикционная безработица считается неизбежной и даже желательной, так как способствует более рациональной занятости. Один из главных признаков – незначительная продолжительность.
2. Структурная безработица возникает из-за изменения структуры производства. Данный процесс ведет к изменению структуры спроса на рабочую силу. Требуется переквалификация рабочей силы. Структурная безработица является более продолжительной по сравнению с фрикционной.
3. Циклическая безработица возникает в периоды экономического спада. Сокращение объемов производства приводит к уменьшению рабочих мест. Она сокращается или даже полностью исчезает на фазе подъема.
Фрикционная и структурная безработица будут существовать всегда, в любой экономической системе. Сумма фрикционной и структурной безработицы называется естественным уровнем безработицы. Считается, что при естественном уровне безработицы экономика находится в условиях полной занятости. В странах с развитой рыночной экономикой естественный уровень безработицы составляет 5-6%.
Основное экономическое последствие безработицы связано с недопроизводством национального продукта. Согласно закону Оукена, каждый процент превышения фактического уровня безработицы над естественным уровнем приводит к отставанию фактического ВНП от потенциального ВНП на 2,5%. Пример. Предположим, что фактический уровень безработицы составил 10%, естественный уровень – 6%. Следовательно, отставание фактического ВНП от потенциального уровня составит (10 – 6). 2,5 = 10%.
Весьма высоки и социальные последствия безработицы: потеря квалификации, рост преступности, социальные конфликты и т.д.
15. Инфляция, еѐ причины, виды и последствия.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в экономике.
Инфляция – процесс обесценения денег, снижения их покупательной способности. Инфляция, проявляется в формах: открытой и скрытой (подавленной).
Открытая инфляция проявляется в устойчивом росте среднего уровня цен. Характерна для рыночной экономики со свободными ценами и ограниченным государственным регулированием экономической деятельности.
Подавленная инфляция характерна для стран с жестко регулируемой экономикой, где государство контролирует цены на товары, услуги и факторы производства. Когда цены фиксированы, процесс обесценивания денег проявляется в возникновении товарного дефицита
|
|
Виды инфляции:
1. Инфляция 10%-20% в год вызывает определенное расстройство денежного обращения и называется ползучей.
2. Инфляция больше 20% в год приводит к серьезным нарушениям кредитно-денежной системы в стране, является галопирующей.
3. Инфляция, измеряемая сотнями процентов в год, подрывает всякое доверие к деньгам. Это - гиперинфляция.
4. Инфляция, проходящая на фоне сокращения производства и роста безработицы – стагфляция.
5. Дезинфляция – это замедление темпов инфляции.
6. Дефляция – это падение уровня цен.
Причины, вызывающие инфляцию, могут иметь как денежный, так и неденежный характер. Важнейшие из них:
• Дефицит государственного бюджета, который финансируется за счет выпуска государственных ценных бумаг или бумажных денег. Рост наличных и безналичных платежных средств по сравнению с товарной массой приводит к обесценению денег.
• Высокие непроизводительные расходы государства (военные расходы, на содержание управленческого аппарата, социальные программы и т.д.). Рост совокупного спроса за счет данных расходов государства не сопровождается адекватным увеличением национального производства и ведет к инфляции.
• Монопольная сила ряда крупных корпораций и монопольное положение профсоюзов на рынке труда. Монополия может обеспечить поддержание высоких цен на свою продукцию (как на потребительские товары и услуги, так и на экономические ресурсы), а монополия профсоюзов – рост заработной платы.
• Ошибки при проведении кредитно-денежного регулирования.
• Внешние факторы: падение курса национальной валюты, рост цен на импортируемые экономические ресурсы, мировые экономические кризисы и т.д.
• Поведение экономических субъектов. Ожидания дальнейшего развития инфляционного процесса приводит к тому, что предприятия планируют рост цен на производимую продукцию, наемные работники требуют повышения заработной платы. Увеличивается и текущий спрос на товары и услуги в целях. Инфляционная психология приводит к самоподдерживающейся инфляции. Это один из наиболее опасных факторов инфляции.
|
|
В зависимости от причин, вызывающих инфляцию, выделяют следующие типы инфляции:
1. Инфляция спроса. Имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса. В экономике слишком много денег по сравнению с товарной массой. Инфляция спроса сопровождается ростом ВВП (Y), либо ВВП – const
2. Инфляция издержек.
Инфляция издержек обусловлена ростом цен на факторы производства. Наибольшее воздействие на уровень и темпы инфляции оказывает поднятие цен на электроэнергию и энергоносители, транспортные услуги, рост заработной платы и арендной платы. Инфляция издержек ведет к сокращению объема ВВП.
Последствия инфляции:
• Перераспределение реальных доходов различных групп населения.
Выигрывают дебиторы (должники), проигрывают кредиторы.
• Негативное воздействие на процесс производства. Инфляция разрушает кредитно-денежную систему, следовательно, рыночный механизм координации экономической деятельности. Предприниматели не имеют стимулов к производству, затрудняется кредитование реального сектора. Более выгодной становится не производственная, а спекулятивная деятельность. Быстро разрушается производственно-техническая база, экономика начинает «проедать» себя.
• Инфляция влияет на социальную стабильность общества. Нарастают социальные конфликты, растет преступность, падают моральные устои общества.
18. Рыночное равновесие: равновесная цена и равновесный объѐм выпуска.
Взаимодействуя, спрос и предложение определяют рыночную цену и ко-личество товаров, которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. В результате взаимодействия спроса и предложения, конкуренции между производителями и потребителями на рынке устанавливается равновесие спроса и предложения и равновесная цена.
Рыночное равновесие существует тогда, когда нет тенденции к измене-нию рыночной цены или количества продаваемых товаров.
Рыночная цена под влиянием изменяющегося соотношения спроса и предложения колеблется вокруг цены равновесия, отклоняясь вверх или вниз от нее. Цена, при которой рыночный спрос равен рыночному предложению, назы-вается равновесной ценой
Кривые спроса и предложения при рыночном равновесии изображаются в одних и тех же осях координат.
Рыночная цена под влиянием изменяющегося соотношения спроса и пред-ложения колеблется вокруг цены равновесия, отклоняясь вверх или вниз от нее.
В связи с этим на рынке образуются как излишки товара, так и его дефи-цит. Конъюнктура рынка может быть равновесной, дефицитной и избыточной
Рыночному равновесию соответствует рыночная равновесная цена. Откло-нение от цены равновесия приводит в действие рыночный механизм саморегуля-ции. Разница между объемом предложения и объемом спроса называется избыт-ком предложения при данной цене (или перепроизводство).
Накопление нереализованных товаров приведет к снижению цены, увели-чению объема спроса и восстановлению равновесия. Превышение покупатель-ского спроса над предложением приведет к росту цены на дефицитный товар.
Излишек потребителя – это разница между максимумом цены, который потребитель готов заплатить за единицу товара и той ценой, которую он запла-тил, т.е. равновесной ценой, сложившейся на рынке.
На повышение цены ответом станет увеличение предложения. Процесс будет продолжаться до восстановления равновесия.
Излишек производителя – это разность между тем, что производители фактически получают за единицу товара и тем минимумом цены, который они готовы за него получить.
Различают стабильное (устойчивое) и нестабильное (неустойчивое) рыночное равновесие. В условиях нестабильного рыночного равновесия выде-ляют рынок потребителя (превышение предложения над спросом, конкуренцией производителей) и рынок производителя (конкуренция между покупателями, превышение спроса над предложением). Неценовые факторы, воздействующие на спрос и предложение и влияющие на рыночное равновесие:
1) доходы, изменяющие спрос;
2) технология производства, определяющая издержки.
Изучение рыночного равновесия строится с учетом фактора времени. Кри-терием деления рыночного равновесия на мгновенное, краткосрочное и длитель-ное является эластичность спроса и предложения.