Рынок и его функции, классификация рынков

Первоначально «рынок» рассматривался как «базар», рыночная площадь. По мере развития товарного обмена, появления денег, «рынок» стал рассматриваться как рассматриваются как форма товарного и товарно-денежного обмена.

Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с многих сторон.

· с точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя;

· с точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики;

· с позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.

В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводство: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Условиями возникновения рынка являются:

1. общественное разделение труда;

2. экономическая обособленность товаропроизводителей;

3. свобода обмена результатами.

Выделяют субъекты и объекты рынка.

Экономические субъекты рынка

           
     
 
 
 


домашнее хозяйство, фирмы, предприятия, государство

индивид (физические лица) организации (юр.лица)

Домашние хозяйства - являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части.

Фирмы (предприятия) – субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие следующие виды экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование.

Государство - совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ.

Объекты: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др.

Функции рынка:

Информационная - посредством формирования рыночных цен рынок определяет основные ориентиры в поведении, как потребителей, так и производителей;

Посредническая - обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

Регулирующая - осуществляется регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнёров по бизнесу, предложение товара по объёму и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре.

Интегрирующая - обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике.

Стимулирующая – рынок стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; научно-технического прогресса.

Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

28. Прибыль предприятия, еѐ виды. Правило максимизации прибыли

Доход – денежный эквивалент произведённой и реализованной продукции.

Доход отражает экономическую результативность предпринимательства. Различают общий (совокупный, валовой), средний и предельный доход.

Общий доход (TR) – сумма денежной выручки от реализации продукции равная цене, умноженной на количество проданных единиц товара. TR=P×Q

Средний доход (AR) – сумма денежной выручки, приходящейся на единицу товара. AR=TR/Q.

Предельный доход (MR) – сумма денежной выручки от продажи одной дополнительной единицы продукции. MR=TRn –TRn-1; MR=ΔTR/ΔQ

В условиях совершенной конкуренции отдельный производитель не может повлиять на уровень цен, так как продаёт лишь небольшую часть от реализации всей продукции отрасли. При неизменной цене Р=AR=MR, кривая спроса на продукцию фирмы совершенно эластична и совпадает с кривыми среднего и предельного дохода. Общий доход будет равномерно возрастать по мере роста объёмов реализованной продукции.

В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет иметь отрицательный наклон и совпадать с кривой среднего продукта. Поскольку по мере увеличения объёма реализации цена продукции будет уменьшаться, то средний и предельный доход тоже будут уменьшаться, при этом второй быстрее, чем первый. Общий доход будет увеличиваться, пока предельный доход имеет положительное значение, а затем он начнёт сокращаться.

Непосредственной целью ведения хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики выступает получение прибыли как формы чистого дохода.

Прибыль – разница между общим доходом и общими издержками фирмы.

При исчислении прибыли фирмы существуют бухгалтерский и экономический подходы.

Бухгалтерская прибыль – общий доход за вычетом бухгалтерских издержек.

Экономическая прибыль – общий доход за вычетом экономических издержек.

Экономическая прибыль – это сверхприбыль, связанная с принятием на себя риска или с обладанием монопольной властью.

Организуя хозяйственную деятельность, предприниматель будет стремиться достичь положения равновесия фирмы, в котором фирма производит оптимальный объём продукции, максимизирующий прибыль.

MR=MС
Правило максимизации прибыли: фирма будет находиться в положении равновесия, производя такой объём продукции, при котором предельный доход будет равен придельным издержкам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: