Первоначально «рынок» рассматривался как «базар», рыночная площадь. По мере развития товарного обмена, появления денег, «рынок» стал рассматриваться как рассматриваются как форма товарного и товарно-денежного обмена.
Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с многих сторон.
· с точки зрения купли-продажи рынок – это сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя;
· с точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики;
· с позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
В качестве обобщения можно сказать, что рынок – эта система организационно-экономических отношений между продавцами и покупателями, осуществляющая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводство: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Условиями возникновения рынка являются:
1. общественное разделение труда;
2. экономическая обособленность товаропроизводителей;
|
|
3. свобода обмена результатами.
Выделяют субъекты и объекты рынка.
Экономические субъекты рынка
домашнее хозяйство, фирмы, предприятия, государство
индивид (физические лица) организации (юр.лица)
Домашние хозяйства - являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности и проявляют следующие виды экономической активности: предложение факторов производства, потребление части полученного дохода и сбережение другой его части.
Фирмы (предприятия) – субъекты хозяйствования, зарегистрированные внутри страны и проявляющие следующие виды экономической активности: спрос на факторы производства, предложение благ и инвестирование.
Государство - совокупность государственных институтов и учреждений, проявляющих следующие виды экономической активности: закупка благ, взимание налогов, предложение денег и общественных благ.
Объекты: товары, услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, социальные выплаты, информация, рабочая сила, человеческий капитал и др.
Функции рынка:
Информационная - посредством формирования рыночных цен рынок определяет основные ориентиры в поведении, как потребителей, так и производителей;
Посредническая - обеспечивает встречу, взаимодействие экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
Регулирующая - осуществляется регулирование общественного производства через выбор потребителя, поиск партнёров по бизнесу, предложение товара по объёму и качеству, согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и по структуре.
|
|
Интегрирующая - обеспечивает пропорциональность в развитии отдельных территорий, национальных хозяйств в условиях углубления общественного разделения труда и тенденции интернационализации и роста интеграционных процессов в экономике.
Стимулирующая – рынок стимулирует эффективность производства, создание необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; научно-технического прогресса.
Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц, ведет к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.
28. Прибыль предприятия, еѐ виды. Правило максимизации прибыли
Доход – денежный эквивалент произведённой и реализованной продукции.
Доход отражает экономическую результативность предпринимательства. Различают общий (совокупный, валовой), средний и предельный доход.
Общий доход (TR) – сумма денежной выручки от реализации продукции равная цене, умноженной на количество проданных единиц товара. TR=P×Q
Средний доход (AR) – сумма денежной выручки, приходящейся на единицу товара. AR=TR/Q.
Предельный доход (MR) – сумма денежной выручки от продажи одной дополнительной единицы продукции. MR=TRn –TRn-1; MR=ΔTR/ΔQ
В условиях совершенной конкуренции отдельный производитель не может повлиять на уровень цен, так как продаёт лишь небольшую часть от реализации всей продукции отрасли. При неизменной цене Р=AR=MR, кривая спроса на продукцию фирмы совершенно эластична и совпадает с кривыми среднего и предельного дохода. Общий доход будет равномерно возрастать по мере роста объёмов реализованной продукции.
В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет иметь отрицательный наклон и совпадать с кривой среднего продукта. Поскольку по мере увеличения объёма реализации цена продукции будет уменьшаться, то средний и предельный доход тоже будут уменьшаться, при этом второй быстрее, чем первый. Общий доход будет увеличиваться, пока предельный доход имеет положительное значение, а затем он начнёт сокращаться.
Непосредственной целью ведения хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики выступает получение прибыли как формы чистого дохода.
Прибыль – разница между общим доходом и общими издержками фирмы.
При исчислении прибыли фирмы существуют бухгалтерский и экономический подходы.
Бухгалтерская прибыль – общий доход за вычетом бухгалтерских издержек.
Экономическая прибыль – общий доход за вычетом экономических издержек.
Экономическая прибыль – это сверхприбыль, связанная с принятием на себя риска или с обладанием монопольной властью.
Организуя хозяйственную деятельность, предприниматель будет стремиться достичь положения равновесия фирмы, в котором фирма производит оптимальный объём продукции, максимизирующий прибыль.
|