Предложение и его неценовые факторы. Закон и кривая предложения

Обычно с помощью предложения рынок сообщает о тех условиях, при ко-торых предприятия производят и продают свою продукцию. Если мы рассмот-рим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то заме-тим, что зависимость величины предложения от цены является прямой, то есть чем выше цена, тем большее количество блага (при прочих равных условиях) нам, потребителям готовы предложить продавцы.

Например, при цене 20 денежных единиц производители готовы продать только четыре единицы блага Х, при цене 30 ден. единиц – пять единиц, а при цене 50 ден. единиц. – уже шесть единиц товара.

Предложение – это товары и услуги, которые по заданной цене находятся на рынке. Объем предложения – это количество товаров и услуг, которые про-извел и поставил на рынок производитель по определенной цене за определен-ный период (день, неделю, месяц, год и т.д.).

К неценовым факторам предложения: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) число продавцов; 5) ожидание.

Кроме цены на предложение оказывают влияние неценовые факторы или 22

иначе детерминанты:

1. Затраты на производство. Чем выше эти затраты, тем менее выгодно будет производство товаров по любой цене. Если затраты увеличиваются, фир-мы сократят выпуск товара, возможно, перейдут на выпуск альтернативных то-варов, себестоимость которых не поднялась.

Основные причины изменения себестоимости:

 цены на производственные ресурсы (факторы производства). Себестои-мость товара повысится, если повысятся зарплата рабочих, цена на сырье, рента и т.д.;

 характер применяемой технологии. Усовершенствование технологии приводит, как правило, к снижению себестоимости товара;

 изменение в организации труда. Фирма может сэкономить средства, ес-ли проведет рационализацию трудовых процессов, проведет реорганизацию;

 политика правительства. Себестоимость товара может быть понижена благодаря субсидиям и дотациям и повышена из-за налогов.

2. Ожидания изменения цены. Если ожидается, что цена поднимется, производители могут временно уменьшить объем продаж. Они, скорее всего, положат на склад до того момента, когда цена поднимется. В то же время они могут планировать увеличение объема производства за счет внедрения новой техники или найма большего числа рабочих, чтобы быть готовыми предложить больше продукции, когда цена поднимется.

3. Количество продавцов на рынке. Чем больше число поставщиков, при данном объеме производства каждой фирмы, тем больше рыночное пред-ложение. По мере вступления в отрасль новых фирм предложение будет расти, а мере их выхода – сокращаться.

4. Прибыльность производства альтернативных товаров (взаимозаме-няемых при снабжении товаров). Если производство альтернативного продукта (заменителя при снабжении) становится более выгодным, чем раньше, то про-изводители, скорее всего, перейдут на него, отказавшись от производства пер-воначального товара. Производство первого товара уменьшается. Товары вы-годнее производить, если: их цена растет; их себестоимость уменьшается.

Например, если цена на морковь растет или стоимость ее выращивания уменьшается, фермеры могут начать выращивать больше моркови. Производ-ство картофеля при этом может упасть.

5. Прибыльность совместно производимых продуктов. Иногда при производстве одного товара параллельно производится еще какой-то продукт. Такие товары называются совместно производимыми. Так, при очистке сырой нефти для производства бензина производятся и другие видов топлива (дизель-ное топливо и керосин). Если в связи с повышением спроса будет производить-ся больше бензина, то и сопутствующих его производству видов топлива также будет производиться больше.

6. Природные явления. Стихийные бедствия, нанося ущерб экономике, влияют на сокращение предложения. Сюда также относятся войны, оказываю-щие влияние на импорт и экспорт сырья; поломка техники; производственные конфликты; землетрясения; наводнения; пожары.

7. Цели производителей. Стремящаяся к максимальной выгоде фирма будет производить не такое количество товара, как фирма, преследующая дру-гие цели, например, максимальный объем продаж.

8. Конкуренция на рынках одноименных товаров. Влияние данных факторов приводит к сдвигу кривой предложения.

Закон предложения: в стандартном случае наблюдается прямая зависи-мость между ценой товара и величиной предложения; зависимость между це-ной и предложением прямая. Чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот (см. рис. 3).

.

Рис. 3. Закон предложения: зависимость предложения от цены

Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины пред-ложения в зависимости от изменения цены. Чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения. И наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: