Структура познавательного процесса. Проблема единства чувственного и рационального. Сенсуализм и рационализм

В структуре познавательного процесса выделяют сле­дующие элементы: субъект, объект, познавательные цели, по­знавательные методы и результат познания (знание).

Субъект познания — это, в первую очередь, человек как носитель познава­тельных способностей, однако в качестве субъекта может высту­пать не только индивид, но и определенное культурное или науч­ное сообщество. Основное качество субъекта познания — его способность воспринимать, генерировать и транслировать знания.

Объект познания - это то, на что направлены познавательные спо­собности субъекта, тот фрагмент реальности, который анализиру­ется субъектом с целью получения необходимой информации. Объектом познания могут выступать как предметы материального, так и идеального характера. Объектом познания может выступать сам субъект.

В истории гносеологии взаимоотношения между субъектом и объектом познания трактовались по разному: в рамках классической гносеологии провозглашался принцип «нейтральности» знания, согласно которому все, относящееся к субъекту познания, должно быть удалено от объекта. В неклассической гносеологии – принцип взаимообусловленности субъекта и объекта познания.

Познавательное отношение - это процесс, реализуемый в единстве двух тесно связанных между собой уровней: чувственно го и рационального.

1)Чувственное познание возникает в результате непосредст­венного взаимодействия субъекта и объекта познания и существует в форме ощущений, восприятий и представлений.

· Ощущение воз­никает в результате непосредственного контакта с предметом, в процессе которого отражаются отдельные свойства данного предмета. Согласно широко распро­страненному определению, ощущение - это субъективный образ объективного мира (данное определение фиксирует внимание на двойственном характере ощущений: с одной стороны, они субъективны, так как определяются возможностями органов чувств конкретного человека, порогами его чувствительности; сд ругой, ощущения объективны, поскольку фиксируют объективные свойства предметов, включенных в реальную практику.)

· Восприятие также как и ощущение предполагает непосредст­венное воздействие на органы чувств, но отражает не отдельные свойства воспринимаемого предмета, а формирует его целост­ный образ. Восприятие фиксирует инвариантные (суще­ственные, устойчивые) признаки предмета. Формирование восприятий представляет собой активный процесс, в ходе которого человек, получая информацию из непосредственного изучения действительности, соотносит ее с определенными категориями, отражающими его прежний познавательный опыт. Восприятие имеет избирательный характер, т.к зависит от целей и потребностей человека.

· Представление - это целостный и обобщенный образ предмета, возникающий вне непосредственного воздействия на органы чувств. Основой формирования представлений выступают восприятия (представления памяти). Механизм формирования представлений воображения основан на способности человека к творчеству. Именно представления составляют содержание мировоззрения.

Отличительным признаком чувственного познания является его эмоциональная насыщенность.

2) Рациональное познание стре­мится раскрыть сущностные связи и отношения объекта, а также предвидеть его возможное будущее состояние. Рациональное познание реализуется в таких формах, как понятие, суждение, умо­заключение.

Понятие - форма рационального познания, в которой фиксируются общие и существенные признаки предметов. По­нятие отвечает на вопрос «Что есть данный предмет? Какова его сущность?». В языке понятие выражается существительным. В ос­нове формирования понятий лежат логические операции абстраги­рования, анализа и синтеза. Понятие представляет собой исходную форму мышления.

Суждение — форма рационального познания, отражающая предметы через фиксацию наличия или отсутствия у них определенных свойств, связей и отноше­ний. В языке суждение выражается посредством предложения. Суждение является основной лексической еди­ницей. Суждение, в отличие от понятий, способно выражать истину или ложь. В этом проявляется большая информативность суждения. В логике суждение записывается «8 есть Р», где 8 выражает предмет мысли, а Р - свой­ство предмета мысли.

Умозаключение - форма рационального мышления, в процессе которого из не­скольких исходных суждений (посылок) выводится новое зна­ние (вывод). Умозаключение является основой любого рассужде­ния, оно нормативно организует мыслительный процесс и позволяет осуществить переход от уже известного знания к новому знанию. В зависимости от направленности выделяют два типа умо­заключений:

дедуктивные, суть которых в переходе от общего к частному. (обеспечивают достоверное зна­ние)

индуктивные, в которых происходит переход от част­ного к общему (дают лишь веро­ятностный вывод).

Особую роль в процессе познания играет интуиция. Интуиция - представляет собой «со­зерцание сущностей», реализуемое на бессознательном уровне как непосредственное усмотрение истины. Интуиция рождает особое знание, значимость которого определяется, с одной стороны, его креативностью, а с другой, — очевидностью и ясностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: