Научное познание является особой формой познавательной деятельности, целью которой является достижение объективного, обоснованного и системно-организованного знания, высшей формой которого выступают законы.
Три точки зрения по поводу времени и места «рождения» науки:
1) наука не имеет места и времени своего рождения, является внеисторическим феноменом, ибо человек на любом этапе своего историко-культурного развития владел определенной совокупностью позитивной информации. Слабость данной точки зрения в том, что она игнорирует принципиальную разницу между обыденным, протонаучным, и научным знанием. История человеческой цивилизации знает примеры культур, например, культура майя, в которых, несмотря на высокий уровень развития, так и не возникло науки.
2) наука возникает в западной Европе в ХVI-ХVII веках. В качестве доказательства приводится «великая научная революция», возникновение экспериментального естествознания и использование языка математики в качестве универсального языка науки. Однако данная позиция не учитывает исторической динамики науки и не проводит различия между понятием науки как таковой и ее современным типом.
|
|
3) наука и философия одновременно рождаются в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. (прочитать стр.121)
Черты научного мышления:
• рациональность и объективность,
• рефлексивность – осмысление собственных оснований и предпосылок в качестве важнейшей познавательной задачи
• наличие идеальных (теоретических) объектов – “бесконечное движение”, “абсолютное твердое тело”, “абсолютный нуль”, “точка” и т.д.
• аргументированность и доказательность,
• логический принцип построения знания,
• стремление к постоянному росту научного знания,
• открытость и критицизм,
• эвристичность. – способность выходить за рамки существующеё практики.
Становление научного познания связано со своеобразным скачком в истории культуры – с возникновением рациональности. Рациональное сознание отказывается от типичных для мифологии фантастических объектов и исследует лишь те объекты, которые могут быть доступны обыденному познанию и практической деятельности. Наука стремится исследовать предметы в «чистом виде», «сами по себе», не прибегая к мистико-религиозным схемам, оккультным практикам.
Наука ориентирована на исследование сущности. Для исследования мира сущности наука конструирует особые идеальные объекты – «бесконечное движение», «абсолютно твердое тело» и.т.д. Это позволяет науке выходить за пределы эмпирической реальности. Способность выходить за рамки существующей практики формирует эвристический потенциал науки.
|
|
Особую роль в науке играет рефлексивность, т.е осмысление собственных оснований и предпосылок в качестве важнейшей познавательной задачи. В отличие от обыденного знания, научное знание всегда обоснованно и доказано, организовано в целостную систему.
Cовременная методология выделяет два основных уровня научного познания - эмпирический и теоретический.
Выделение эмпирического и теоретического уровней научного познания осуществляется по следующим критериям:
По предмету:
на эмпирическом уровне исследование направлено непосредственно на изучаемый предмет и предполагает опытно-практические способы его обнаружения и фиксации;
на теоретическом - на познание существенных связей и закономерностей изучаемого предмета. На уровне теоретического исследования человек пытается раскрыть сущность и объективные закономерности явлений и процессов.
По методам:
на эмпирическом уровне используются методы опытно-практического получения и обоснования знания: наблюдение, измерение, эксперимент (реальный):
на теоретическом –метод идеализации, мысленный эксперимент, аксиоматический м гипотетико-
дедуктивный и т.д.
Методология – учение о методе. В современной методологии выделяют три основные уровня - философский, общенаучный и конкретнонаучный.
По средствам деятельности:
на эмпирическом уровне – это различные приборы, фиксирующие эмпирические факты, а также эмпирические термины, в которых эти факты описываются;
на теоретическом уровне главным средством является особый язык науки, описывающий в теоретических терминах реальные и идеальные объекты.
По результату:
на эмпирическом уровне результатом является эмпирический факт как результат обобщения данных научного наблюдения и эксперимента. Эмпирический факт - это некий фрагмент объективной реальности, представленный в виде знания, т.е. данный нам в знаково-понятийной форме. Эмпирический факт в науке всегда есть обобщение, результат серии научных опытов и наблюдений. Эмпирические факты, выраженные в системе понятийных средств науки, фиксируются в так называемых протокольных предложениях (термин предложен логическими позитивистами) и образуют эмпирический базис науки.
На теоретическом уровне итогом научного исследования является научная теория как сложноорганизованная система, ключевым компонентом которой являются законы. Теория - это высшая, наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление об исследуемом предмете. По своей структуре теория представляет собой систему законов.