Научное познание как специфический способ познавательной деятельности

Научное познание является особой формой позна­вательной деятельности, целью которой является достижение объективного, обоснованного и системно-организованного зна­ния, высшей формой которого выступают законы.

Три точки зрения по поводу времени и места «рождения» науки:

1) наука не имеет места и времени своего рождения, является внеисторическим феноменом, ибо человек на любом этапе своего историко-культурного развития владел определенной совокупно­стью позитивной информации. Слабость данной точки зрения в том, что она игнорирует принципиальную разницу между обыденным, протонаучным, и научным знанием. История человеческой цивилизации знает примеры культур, например, культура майя, в которых, несмотря на высокий уровень развития, так и не возникло науки.

2) наука возникает в западной Европе в ХVI-ХVII веках. В ка­честве доказательства приводится «великая научная революция», возникновение экспериментального естествознания и использова­ние языка математики в качестве универсального языка науки. Однако данная позиция не учитывает исторической динамики науки и не проводит различия между понятием науки как таковой и ее современным типом.

3) наука и философия одновременно рождаются в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. (прочитать стр.121)

Черты научного мыш­ления:

• рациональность и объективность,

рефлексивность – осмысление собственных оснований и предпосылок в качестве важнейшей познавательной задачи

• наличие идеальных (теоретических) объектов – “бесконечное движение”, “абсолютное твердое тело”, “абсолютный нуль”, “точка” и т.д.

• аргументированность и доказательность,

• логический принцип построения знания,

• стремление к постоянному росту научного знания,

• открытость и критицизм,

эвристичность. – способность выходить за рамки существующеё практики.

Становление научного познания связано со своеобразным скачком в истории культуры – с возникновением рациональности. Рациональное сознание отказывается от типичных для мифологии фантастических объектов и исследует лишь те объекты, которые могут быть доступны обыденному познанию и практической деятельности. Наука стремится исследовать предметы в «чистом виде», «сами по себе», не прибегая к мистико-религиозным схемам, оккультным практикам.

Наука ориентирована на исследование сущности. Для исследования мира сущности наука конструирует особые идеальные объекты – «бесконечное движение», «абсолютно твердое тело» и.т.д. Это позволяет науке выходить за пределы эмпирической реальности. Способность выходить за рамки существующей практики формирует эвристический потенциал науки.

Особую роль в науке играет рефлексивность, т.е осмысление собственных оснований и предпосылок в качестве важнейшей познавательной задачи. В отличие от обыденного знания, научное знание всегда обоснованно и доказано, организовано в целостную систему.

Cовременная методология выделяет два основных уровня научного познания - эмпирический и теоретический.

Выделение эмпирического и теоретического уровней научного познания осуществляется по следующим критериям:

По предмету:

на эмпирическом уровне исследование на­правлено непосредственно на изучаемый предмет и предполагает опытно-практические способы его обнаружения и фиксации;

на теоретическом - на познание существенных связей и закономер­ностей изучаемого предмета. На уровне теоретического исследования человек пыта­ется раскрыть сущность и объективные закономерности явлений и процессов.

По методам:

на эмпирическом уровне используются методы опытно-практического получения и обоснования знания: наблюдение, измерение, эксперимент (реальный):

на теоретическом –метод идеализации, мысленный эксперимент, аксиоматический м гипотетико-

дедуктивный и т.д.

Методология – учение о методе. В современной методоло­гии выделяют три основные уровня - философский, общенаучный и конкретнонаучный.

По средствам деятельности:

на эмпирическом уровне – это различные приборы, фиксирующие эмпирические факты, а также эмпирические термины, в которых эти факты описываются;

на теоретическом уровне главным средством является особый язык науки, описывающий в теоретических терминах реальные и идеальные объекты.

По результату:

на эмпирическом уровне результатом является эмпирический факт как результат обобщения данных научного наблюдения и эксперимента. Эмпирический факт - это некий фрагмент объективной реальности, представленный в виде знания, т.е. данный нам в знаково-понятийной форме. Эмпирический факт в науке всегда есть обобщение, результат серии научных опы­тов и наблюдений. Эмпирические факты, выраженные в системе понятийных средств науки, фиксируются в так называемых прото­кольных предложениях (термин предложен логическими позитиви­стами) и образуют эмпирический базис науки.

На теоретическом уровне итогом научного исследования яв­ляется научная теория как сложноорганизованная система, ключе­вым компонентом которой являются законы. Теория - это высшая, наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление об исследуемом предмете. По своей структуре теория представляет собой систему законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: