Эмпирические методы в социально-гуманитарных науках. Социальный эксперимент и его значение в исследовании социальных явлений и процессов

Наблюдение и эксперимент как метод исследования социальной реальности. Эмпирия означает опыт. Эмпирический опыт – это чувственное восприятие мира, составляющее основу познания в форме эмпирический методов. Разделение на эмпирический и теоретический, в отличие от разделения чувственного и рационального, относится только к сфере науки. Эмпирический опыт можно трактовать как совокупность эмпирических фактов (события, явления или действия, фиксируемые субъектом науки). Научные эмпирические факты как правило описательные. 2 основных эмпирических метода: социальное наблюдение и социальный эксперимент. Социальное наблюдение – целенаправленное, организованное и осмысленное исследование социального мира в его естественных условиях с целью получения первично эмпирической информации в форме эмпирических фактов. Ведется исключительно в естественных условиях, субъект наблюдает, осмысливает и размышляет. Субъект наблюдения – человек, который представляет все человечество. Основные виды социального наблюдения:

1) включенное (непосредственное участие наблюдателя) / невключенное (внешнее пассивное, наблюдатель не участвует)

2) полевое (в естественной среде) /лабораторное (в лаборатории)

3) стандартизированное (наблюдение без всяких процедур) / нестандартизированное (определенная процедура регистрации данных)

4) акторное («актор» - любое действующее лицо в социальной среде. Наблюдаются поступки) / вербальное (получение только словесной информации без прямого наблюдения).

Измерение – это эмпирическая процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовове выражение в определенном масштабе или шкале

Социальный эксперимент – это исследование какого-либо социального явления путем активного воздействия на него. При этом либо создаются какие-то новые социальные условия, согласно целям данного эксперимента, и меняется течение данного процесса, либо сам процесс искусственно производится путем моделирования. Все социальные эксперименты можно разделить на предметные (вещественные) и мысленные (идеальные).

Основные проблемы, которые связаны с социальным экспериментированием

1. Социальный эксперимент связан с воздействием на других индивидов и потому имеет определенные моральные и этические ограничения. Нарушаются права человека. Люди могут только на добровольной основе присоединяться к эксперименту, и не должны нарушаться его права.

2. Сложности в отношении воспроизводимости. Многие социальные эксперименты можно провести 1 или несколько раз, многократное воспроизведение в основном невозможно.

3. Некоторые социальные эксперименты могут оказать неблагоприятное воздействие на общество и его внешнюю среду. Проблема контроля над социальным экспериментом.

Использование эксперимента: социология, экономика, педагогика, психология

6. Теоретические методы в социально-гуманитарных науках. К теоретическим формам познания относятся индукция, дедукция, анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др. Метод индукции- это метод обобщения данных эксперимента и наблюдения, когда по наблюдаемым явлениям делают вывод обо всем классе или всей области изучаемых предметов. Основанием для таких заключений служит повторяемость явлений окружающего мира, тем не менее в науке всегда говорят о неполной индукции, поскольку опыт всегда незакончен и неполон. Дедукция- это обратное движение мысли от общего к частному, когда, отталкиваясь от общих положений, можно понять новые частные явления. Анализ и синтез- процессы мысленного расчленения предмета, свойств предмета на составные части и соединение, сочетание различных частей или предметов в единое целое. Любой процесс образования понятий основан на единстве анализа и синтеза. Результаты эмпирических исследований, выделенные и индивидуализированные в процессе анализа, синтезируются при их теоретическом обобщении. Абстра́кция — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях.

7. Математический метод в социально-гуманитарных науках. Проникновение математических методов в гуманитарные исследования - объективный процесс, связанный с особенностями развития самих гуманитарных наук. Математические методы позволяют значительно расширить возможности изучения социальных объектов, выразить в количественной форме степень взаимодействия составляющих их элементов, определить силу и характер влияния отдельных факторов. Поэтому они все чаще входят органической составной частью в творческую лабораторию гуманитария. Одним из важнейших стимулов в распространении математических методов является стремление исследователей дать более широкую трактовку данных, содержащихся в документах, провести анализ источника на более высоком исследовательском уровне, точнее охарактеризовать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений и процессов. Гуманитарий имеет дело с явлениями настоящего и прошлого и строит свое исследование, исходя из конкретных возможностей, связанных с наличием или отсутствием источников, в том числе документов. Случаи недостатка многих необходимых для характеристики изучаемых явлений и процессов данных очень характерны для гуманитарного исследования. И здесь на помощь может прийти математика, которая позволяет на основании обработки нескольких комплексов источников синтезировать новый, содержащий сведения, отсутствующие ранее. В настоящее время наблюдается процесс интеграции наук, сущность которого заключается во взаимном обогащении методов исследования, в проникновении понятий, теорий одних отраслей знания в другие. Подобный процесс связан со все более расширяющимися комплексными исследованиями, требующими также использования эффективных приемов обработки больших массивов данных. В гуманитарную науку вливается огромный комплекс информации от смежных дисциплин, требующих обработки и обобщения. Процессу совершенствования методов гуманитарного исследования способствует и расширение границ самой математики, возникновение и развитие прикладных математических дисциплин, методы которых правомерно использовать при изучении общественных явлений. Возможность применения математических методов кроется в сущности математики, в предмете ее исследования. Большинство математических теорий, их возникновение и развитие всегда были направлены на изучение действительности и тем самым на удовлетворение потребностей практики. Прикладные математические дисциплины тесно соприкасаются с реальной действительностью, и их развитие обусловлено нуждами последней. Внедрению математики в гуманитарную сферу способствует развитие информационных технологий прикладного характера. В настоящее время уже не приходится говорить о важности и необходимости использования математических методов в документоведении. Об этом свидетельствуют результаты исследований. На эту тему написано много работ. Однако еще мало трудов, в которых были бы систематически и на конкретных примерах изложены основные методы, находящие применение в конкретной исследовательской практике. Следует учитывать, что применение математических методов в гуманитарных исследованиях - это не шаблонное использование готовых математических формул, а довольно многоплановое исследование. Оно связано с доказательством корректности привлечения каждого метода, множеством допущений и ограничений, обусловленных разнообразием содержательных задач, постоянными переплетениями математических методов с другими методами исследования, а также наличием многих неизученных проблем в процессе использования математических методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: