Общая характеристика и особенность немецкой классической философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах)

Как реакция и разочарование в Великой французской революции, сложился феномен немецкой классической философии (XVIII–XIX вв.) (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах). Немецкая классическая философия – это комплекс философских идей характеризующих наивысший этап развития западноевропейского рационализма Нового времени.Немецкая классическая философия (И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха) охватывает период с сер. XVIII–сер. XIX века. Всех этих мыслителей сближают акцент в сторону разработки и решения проблем гносеологии (границы и методология познания), антропологии (разума, свободы воли и необходимости) и теории исторического процесса. разработка Гегелем законов диалектики и антропологического материализма Фейербахом. Особенности немецкой классической философии заключаются в следующем:1. Проявление разума рассматривается в возможности сознательного достижения свободы как результата не столько природной, сколько социальной необходимости, включающей необходимость и свобода как проявление исторического развития. 2. Прослеживается общая ее преемственности в исследовании форм всеобщности. Кант и Фихте – в человеческом мышлении, Шеллинг и Гегель – в форме самой действительности), а Фейербах в форме человека. 3. Период немецкой классической философии – это последний этап создания всеобъемлющей философской системы, где осуществлен синтез важнейших достижений научного и философского знания своего времени. 4. Был завершен антропологический поворот в новоевропейский философии. От понимания человека в целом, немецкие философы перешли к исследованию конкретных вопросов человеческого бытия (познание, сознание, деятельность, ценности и т.д.). 5. В области гносеологии вместо вопроса «что познается?» немецкими классиками ставится вопрос «как и с помощью чего познается?». Представители немецкой классики сделали вывод, что познание – это закономерный процесс взаимодействия человека с миром, который имеет свою внутреннюю логику и закономерности проявления. 6. В сфере философии истории была обоснована прогрессивно-поступательную модель общественного развития. Так, согласно Гегелю, история разумна, причем процесс ее развития носит всемирноисторический характер. По мнению Фейербаха, история – это прогрессивный процесс, в основе которого лежит смена религий, которые в свою очередь являются продуктами человеческого разума. Тем самым Разум приобрел черты конструктора, преобразователя мира и человеческой истории.Многие положения немецкой классической философии были использованы для создания проектов революционного преобразования общества, а также, послужили основой развития антропологической философии и экзистенционализма, исследующих проблемы человеческого существования.

8.​ Марксистская философия. Разработка Марксом и Энгельсом концепции материалистической

диалектики и материалистического понимания истории.

В середине 19 века возникла принципиально новый подход в понимании социальной действительности. Он был связан с творчеством К. Маркса и его последователя Ф. Энгельса. С именем Маркса связана целостная социально-экономическая и политическая теория, получившая название Марксизма. Его составляющими частями являются философия, политическая экономия и научный социализм. Он критически подошел к философии Гегеля и выдвинул в качестве основополагающих трудовые отношения. Труд является абсолютным условием существования человека, поскольку благодаря труду появляются необходимые человеку блага Философия Маркса – это философия диалектического материализма, где в понимании общества главным становится материальное производство. По Марксу трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Исторический материализм. Основа любого человеческого общества — добывание средств к жизни. Каждая система производственных отношений возникает на определенном этапе развития производственных сил.Материальное производство состоит из производящей силы, т.е таких отношений людей к природе, благодаря которым меняется материальная природа, становится адекватной человеческой потребности. Производственные отношения – это совокупность, определяющая структуру общества в целом. Т.о. в рамках Марксистской философии проблема человека ставится иначе, чем в предшествующие периоды. Личностное начало человека предстает как единство разума и трудовой деятельности. Марксизм оказал огромное идейное влияние на развитие духовной жизни 20 столетия. Принято выделять след этапы его развития: 1. 40 — 90 годы 19 столетия – период творчества Маркса и Энгельса 2. 90 – 20 годы 19-20 века – период, когда марксизм становится идеологией рабочего и социал-демократического движений: Плеханов, Ленин, Бернштейн, Каутский, Лафарг 3. 30-80 годы 20 века – когда марксизм становится идеологией тоталитарных государств. Здесь он утрачивает свое первоначальное содержание.

Недостатки марксизма: Недооценка проблемы человека как индивида; Переоценка классового фактора при анализе его сущности и экономики; Абсолютизация борьбы противоположностей в развитии; Абсолютизация скачков — взрывов и недооценка постепенных скачков.

9.​ Иррационализм как направление философской мысли второй половины ХIХ века (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Иррационализм (лат. irrationalis – бессознательное, неразумное) – философские течения, провозглашающие неразумное начало и делающие его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания. В противоположность философской классике, выдвинувшей на первое место разум и рациональность и поставившей в качестве основной своей цели выявление внутренней логики развития этой рациональности, постклассическая философия знаменует собой отказ от признания разумных оснований действительности и выдвижение на первый план иррационального момента. Это не означает, однако, полного отрицания как рационального вообще, так и возможностей разума в процессе познания, – речь идет о своего рода изменении в расстановке акцентов.Несмотря на то, что иррационалистические тенденции можно проследить на протяжении длительного развития философии, сам термин «И.»,относится к философским направлениям, которые складываются в конце 19 – начале 20 в. В эту эпоху иррационалистические умонастроения приобретают особое распространение в связи с обострением кризисных симптомов развития самого общества. Своего рода реакцией на излишнюю рассудочность классической (и особенно немецкой идеалистической) философии представляли собой «философия чувства и веры» Якоби, «философия откровения» позднего Шеллинга, не говоря уже о волюнтаризме Шопенгауэра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: