Немировская А. (истфак, II курс)
Анализ документального фильма «Малыши / Babies (2010)»
Автор фильма - обладатель множества премий в области документального кино. Изо дня в день в течение 18 месяцев в четырёх странах мира камера Томаса Бальмеса беспристрастно наблюдает за четырьмя младенцами с момента их первых шагов. В картине нет ни одной постановочной сцены. Насколько тщательным и разработанным был подход к съёмке, настолько удивительным и впечатляющим оказался результат. Зрителям предстоит пережить чудесное приключение и открыть мир вместе с Мари из Японии, Байярджаргал из Монголии, Хетти из США и Понихао из Намибии.

| Намибия | Монголия | Япония | США |
| С самого момента рождения ребенок находится с мамой. | Тщательная подготовка к рождению ребенка (курсы молодых мам). С рождения ребенок находится отдельно (в роддоме) | Беременности уделяется большое внимание (родителя общаются с будущим малышом) | Значительная разница по сравнению с предыдущими странами - ребенок с момента рождения под чутким наблюдением врачей (капельницы и т.д.) |
| Начальное развитие: | |||
| Развитие ребенка протекает вместе с большим числом других детей. Работает принцип «Чужих детей не бывает». | Присмотр за ребенком минимальный. В основном остается один в доме (опасность упасть, пораниться + открытый доступ животных в дом) | Очень много внимания уделяется общению с ребенком. Отличие от остальных - присутствие отца и его огромный вклад в воспитание. | Ребенок с самого момента рождения под чутким присмотром родителей, ему уделяют всяческое внимание (врачебный осмотр, игры и т.д) |
| Питание: | |||
| Питается теми же продуктами, что и взрослые. (+ «экстремальные» лакомства - глина, ползающие таракашки и т.д) | Ребенок питается относительно хорошо. Родители по возможности стараются дат детям лучшее. | Ребенок не испытывает проблем с питанием. | Ребенок из американской семьи в плане питания ничем не отличается от наших детей - грудное вскармливание, покормка и т.д. |
| Игрушки: | |||
| Игрушки не играют большой роли, по сути, их вообще нет. | Игрушками служат практически все подручные предметы, вне зависимости от того, насколько они опасны для ребенка. | Ребенок просто завален всевозможными игрушками самых разнообразных видов. Причем не понятно, зачем такое количество игрушек одному ребенку?! От этого он быстрее развиваться не будет… | Все время присутствуют книжки. Книжки… Книжки… Книжки… Интеллектуальное воспитание… |
| Гигиена: | |||
| Купание ребенка происходит посредством облизывания ребенка матерью. Стрижка волос - с помощью ножа. Ребенок постоянно ползает в грязи, лужах, берет в рот пыль и грязь. | Ребенка купают в тазике с водой, прямо посреди комнаты (в связи с условиями жизни семьи). А умывают малыша грудным молоком матери. Волосы стригут столовым ножом. | Ребенок купается в душе вместе с родителями => развитая современная гигиена, все условия цивилизации. | Постоянный присмотр за тем, что делает ребенок и к чему он притрагивается. |
| Общение с ребенком: | |||
| Общение с ребенком постоянное. Ребенок весь день получает внимание окружающих - матери, других взрослых людей, детей. С ним стараются постоянно разговаривать. | На мой взгляд, ребенок, воспитывающийся в монгольской семье, самый одинокий. Единственный человек, который находится рядом с ним - его старший брат, который всячески старается избавиться от младшего брата. | Несмотря на внимание к ребенку, он очень часто остается один и предоставлен сам себе (эпизод с CD - диском и с погромом игрушек) | Нет проблем в общении с ребенком, с ним постоянно играют, ему очень часто читают книжки, развивают его познавательные функции. |
| Первые слова (к одному году): | |||
| Ребенок начинает повторять то, что говорят взрослые посредством имитации речи (начинает со слогов) | Ребенок сразу сказал «Мама», причем не слогами и раньге всех остальных представленных детей. | К этому времени у ребенка только лепет, нет признаков ярко выделенных слов.. | Как бы ни старались родители воспитать ребенка посредством книжек, ребенок к этому времени очень молчаливый, даже не пытается произнести ни одного слова. Однако после года ребенок заговорил сразу и «мама», и «папа». |
| Первые шаги: | |||
| Ребенок из казалось бы самой малоприспособленной для жизни среды пошел самым первым. Ребенок активно ходит, бегает и даже танцует. Вывод: как бы ни нагружать ребенка всеми благами цивилизации, на развитии это не отражается. А порой и наоборот - вне цивилизации ребенок развивается быстрее. | Ребенок пошел относительно рано - сразу после года жизни. Сначала долгое время ползал (самостоятельно выползал из юрты во двор). Помощь не получал. | Первые шаги у этой малышки были позднее, чем у всех остальных детей. Хотя, она очень долгое время ползала и пыталась вставать на ножки. | Первые шаги этого ребенка были сделаны очень неожиданно - однажды, услышав шаги у двери, ребенок резко встал и побежал, думая, что там родители (минуя период попыток пойти). |
| Мелкая моторика рук развивается очень активно, поскольку ребенок весь день проводит ползая по местности и хватаясь за всё подряд. | Ребенок все время ползает по дому и хватает все, что только может. Во многих случаях, ему в этом «помогает» старший брат, который таким образом пытается ему насолить. | С ребенком очень много занимаются, развивают мелкую моторику рук. | Ребенок очень часто остается один с игрушками. Он пытается построить новые пирамиды, собрать конструктор. Но всё это происходит в одиночестве. |
| Развлечения: | |||
| Все развлечения связаны с повседневной жизнью общины - весь день находится в кругу взрослых, очень часто с ним играет сама, гуляет по окрестностям со взрослыми детьми, играет с камушками и т.д. | Ребенок лазит к коровам, козам, пытается залезть под мотоцикл => нет условий для того, чтобы ребенок мог поиграть или погулять с родителями (дом -двор). Чаще всего предоставлен сам себе. | Прогулки в зоопарк, парк аттракционов и отдыха. Кроме того, ребенок часто имеет возможность погулять с родителями во дворе, поиграть на детской площадке с другими детьми. | Ребенок часто гуляет с родителями, катается во дворе на велосипеде. То есть, у ребенка нет нехватки в развлечениях. |
Общее:
Ползать дети начинают практически одновременно, несмотря на различия в предыдущем развитии и воспитании.






