Для того, чтобы выявить характерные черты групп влияния, нужно, прежде всего, уяснить, чем они отличаются от политических партий, ведь и группы, интересов и политические партии в результате своей деятельности оказывают влияние на политический курс правительства.
Итак, группы интересов или группы влияния – это “организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую политическую власть в системе управления, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов” [8].
Если исходить из этого определения, то можно выявить основное различие групп интересов от политических партий. Оно заключается в том, что в отличие от политических партий, группы давления не ставят своей целью получение власти в свои руки, в то время как политические партии борются непосредственно за власть.
Группы влияния по своему составу и организации могут быть совершенно разными. К ним можно отнести:
– профессиональные ассоциации предпринимателей;
– союзы ветеранов;
|
|
– рабочие профсоюзы и профсоюзы служащих;
– фермерские организации и сообщества;
– разного рода движения: правозащитные, экологические, феминистские и т. д.;
– клубы и общества: литературные, философские, спортивные и т. д.
Группы давления могут классифицироваться:
1. Специализированные и широкого профиля;
2. Кадровые и массовые;
3. Общественные и частные;
4. Отстаивающие материальные интересы и те, для которых на первом месте стоят интересы идеологические, а также моральные ценности.
Деятельность групп давления может носить как законный, так и нелегальный характер. Легальные виды лоббирования:
– проведение агитационных кампаний в органах печати и других СМИ;
– выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
– организация демонстраций, маршей и т.д.;
– представление законопроектов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз.
К нелегальным формам давления, которые подпадают под действие Уголовного Кодекса, относятся:
– дача взятки как разовый акт или подкуп чиновника на длительный срок;
– шантаж, распространение заведомо ложной информации и др.
Группы давления можно характеризовать по способу воздействия на властные структуры и их окружение:
1. Воздействие на саму власть;
2. Воздействие на партии, которые контролируют политическую власть;
3. Давление на общественное мнение, влияющее на власть.
“Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества” [8].
|
|
Можно выделить четыре формы вероятных дисфункциональных последствий в результате деятельности групп влияния:
1. Общественный протекционизм, т.е. тенденция групп добиваться сохранения достигнутых позиций и прав;
2. Управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
3. Отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа хочет переложить на других национальные расходы;
4. Изменение в расстановке сил, т.е. баланс между различными интересами может быть нарушен, т. к. каждая группа обладает неравными средствами влияния.
Группы интересов являются массовым явлением в политике. Их деятельность видна повсюду. Они могут отличаться по различным параметрам (см. выше), но все они стремятся к единственной цели – воздействовать на органы государственного управления. При этом они не ставят своей целью получение власти, поэтому не всегда достаточно легко, а порою даже сложно, проследить, кто на самом деле стоит за видными политиками и чиновниками, кому может быть выгодно принятие или отмена того или иного законопроекта.