double arrow

Уровни развития группы

Основные понятия.

Понятие группы

Группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Признаки группы:

1. наличие внутренней организации;

2. общая (групповая) цель деятельности;

3. групповые формы социального контроля;

4. образцы (модели) групповой деятельности;

5. интенсивные групповые взаимодействия

6. социальное положение

Выделяют: большие и мале группы, которые в свою очередь подразделяются на:

- формальные (официальные) и неформальные;

- группы различного уровня развития – развитые и низкоразвитые.

Т.к мы исследуем студенческую группу, она является малой группой, необходимо рассмотреть понятия ,виды малой группы.

Малая группа - относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Размер малой группы может достигать несколько десятков человек. В малой группе возникают различные эмоциональные отношения, процессы групповой динамики, групповые нормы.

Свойства малой группы:

- регулярность: постоянство совместного пространственно-временного бытия;

- самоидентификация;

- идентификация.

Общие признаки малых групп:

- Численность от 2 до 30-40 человек.

- Единство ценностных ориентаций и целей.

- Наличие совместной деятельности.

Малая группа, кроме количественного состава, имеет структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, групповую динамику.
К малым группам относятся: семья, компания друзей, соседская общность, школьный класс, студенческая группа, спортивная команда, штат сотрудников организации и т.д.

Общение и деятельность в группах определяется и регулируется общественными отношениями, задающими образ жизни входящих в эти группы людей; отношениями, формирующими их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение.
Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень их развития.

Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость.


Выделяют такие уровни развития группы.

1. Конгломерат.

2. Номинальная группа.

3. Ассоциация.

4. Кооперация.

5. Автономия.

6. Корпорация.

7. Коллектив.

Конгломерат – (от лат. «собранный») это группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории.
Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет, или если есть, то очень примитивная. Примерами такой группы могут служить – очередь, пассажиры вагона, автобуса и т.п. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решит свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа – (от лат. «именной, существующий только по названию»). Это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название,наименование.
Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают название первокурсников. Наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Основное, чем занимаются члены номинальной группа, - это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а только еще идет процесс обговаривания и согласования, группа будет являться номинальной. Как только ее члены приступят к совместной деятельности, группа переходит на другой уровень развития.
Ассоциация – (от лат. «соединение») это группа людей, объединенных совместной деятелностью.

На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий, появляются первые попытки лидерства. Характерной особенностью группы такого уровня является консолидация. Как только группа в ходе совместной деятельности добивается первого результата, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.
На уровне кооперации происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначена. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентаций. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развития группы. В целом группу кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников.

Автономия – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.
Такая группа характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей членов группы. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Т.о. достигаются сплоченность и референтности группы для ее членов. Появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности. Появляется чувство «МЫ», в отличие от «ОНИ», т.е. другие группы.

Корпорация – (от лат. «объединение, сообщество»)это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп.
Корпорация начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой – и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма.

Коллектив – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности.
Коллектив – это пик, вершина развития группы; это группа самого высшего уровня развития.

3. Уровни развития группы

Уровень развития группы - это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается в пределах континуума - начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня.

В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Так, Е. С. Кузьмин выделяет три уровня:

1. Номинальная группа.

2. Кооперация.

3. Коллектив.

Н. Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа:

1. Диффузная группа.

2. Ассоциация.

3. Корпорация.

4. Коллектив.

Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней;

1. Конгломерат

2. Номинальная группа

3. Ассоциация

4. Кооператив

5. Автономия

6. Коллектив

4. Групповые эффекты

Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.

Существуют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе.

Человек - существо общественное и его реакция на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.


Сейчас читают про: