Сочетание самостоятельности предприятия и государственного регулирования экономики

Отдельное самостоятельное предприятие с точки зрения си­стемного подхода можно рассматривать как экономическую систему. С позиций системного анализа система определяется как совокупность. взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образую­щих комплексное целое. Рассматривая предприятие как экономи­ческую систему, можно показать, что предприятие является веро­ятностной, самоорганизующейся системой. Можно сказать, что самостоятельное предприятие в условиях самофинансирования мо­жет успешно развиваться в соответствии с выбранной целью.

В свою очередь экономика любой страны представляет собой сверхсложную систему, в которой экономические системы-пред­приятия являются элементами. В роли управляющего элемента в последнем случае выступает государство. Оно представляет собой властную структуру, устанавливающую «правила игры» на рынке и своими обязательными предписаниями воздействующую на ус­ловия функционирования предприятий.

Общепризнанно, что существуют высшие национально-госу­дарственные интересы, а следовательно, сама природа и цель су­ществования государства заключаются в том, чтобы быть гарантом и защитником национальных интересов. Из этого следует непре­ложное правило, что любая производственная система, т.е. любое предприятие, корпорация или акционерное общество, должна вы­полнить требование обеспечения соответствия своей деятельности национальным интересам.

За государством всегда сохраняются такие классические функ­ции, как:

• защита прав собственности;

• обеспечение свободы предпринимательства и стимулирова­ние деловой активности;

• обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной среде;

• регулирование денежного обращения и обеспечение устой­чивости национальной валюты;

• регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками;

• контроль и регулирование внешнеэкономической деятель­ности;

• обеспечение экономической безопасности страны и т.д.

Ни одна из этих функций не утрачивает своей роли с развитием рыночных отношений. Однако методы и способы осуществления государством этих функций могут претерпевать изменения, к тому же они различаются в зависимости от страны. Главное в регулирую шей и стимулирующей роли государства - это создание условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного исполь­зования экономического потенциала субъектов хозяйствования.

Возвращаясь к экономической системе, к взаимоотношениям государства и предприятия, можно отметить, что государство изы­мает часть результата деятельности системы в виде налогов. Но если изъятие систематически будет превышать допустимый предел, то система может прекратить свое существование — разориться.

Рыночная экономика сформировалась как целостная система, охватывающая все общественное производство. Отличительными чертами рыночной экономики выступают частная собственность и личная свобода всех участников экономической деятельности. Но если рыночный механизм экономики свободной конкуренции решал все фундаментальные задачи экономического развития стра­ны через рынок и цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы раз­вития национальной экономики.

Эволюция данного типа хозяйства позволяет сегодня выделить многообразие моделей рыночной экономики, складывающихся на основе одной и той же формы хозяйствования и даже при одном и том же техническом базисе. Так, можно выделить модель рыноч­ной экономики США, Франции, Англии, Японии и других стран, которые существенно отличаются друг от друга. Однако все со­временные рыночные модели — это модели более высокого уровня в сравнении с рыночной экономикой свободной конкуренции, — модели организованного рынка, которые развиваются и функцио­нируют в условиях различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.

Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отно­шениям безальтернативен. Рыночная система на примере развитых стран продемонстрировала свои безусловные преимущества. Пред­ставляя собой многосложную систему связей, она наиболее адек­ватна свойствам людей, их творческому потенциалу. Через систему связей бесчисленные индивидуальные свободно выбранные прио­ритеты учитываются, суммируются и взаимоуравновешиваются. Через нее принимаются решения, что и сколько должно произво­диться, как эффективно организовать производство и как распре­делить результаты труда между участниками общественного про­изводства. Механизм управления экономическими и социальными процессами формируется через интересы и мотивы поведения людей, непосредственное выявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен, который обе­спечивает регулирование происходящих экономических процессов через согласование спроса и предложения. Образующиеся разли­чия в прибыльности или убыточности того или иного производства регулируют распределение ресурсов по видам производства.

Однако сколь очевидны безусловные преимущества рыночной экономики, столь же очевидными являются и ее недостатки, кото­рые обусловливают объективную необходимость государственно­го вмешательства в экономику:

• неспособность обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения;

I тенденция к угасанию конкуренции — главного контрольного и двигательного механизма;

неравномерное распределение денежных доходов;

• неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с про­изводством и потребление определенных товаров и услуг;

• несовершенный механизм обеспечения занятости населения, поддержания уровня цен;

I полное равнодушие к проблемам малоимущих и слабозащи­щенных слоев населения.

Следует отметить, что государственное регулирование эконо­мики возможно лишь при наличии определенных объективных предпосылок — достижения определенного уровня экономиче­ского развития системы и концентрации производства и капитала. Однако эти возможности превращаются в объективную необходи­мость в странах с рыночной экономикой лишь в силу перечисленных выше обстоятельств. И государство заботится о функционирова­нии рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, содействует предпринимателям, защищает их ин­тересы, помогает им завоевывать рынки и приобретать ресурсы.

Все перечисленные аргументы подтверждают объективную не­обходимость государственного регулирования экономики в усло­виях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку пе­риод. Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, стороны, интересами собственников (и это, по сути, главный аргу­мент, ограничивающий масштабы государственного вмешатель­ства), с другой — возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той или иной меры его воздействия. Совпадение интересов государства с инте­ресами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.

Глубина проникновения государственного регулирования в со­циально-экономические процессы, различная комбинация форм и методов регулирования и являются отличительными чертами многообразных моделей современной рыночной экономики.

Государственное регулирование экономики — это целенаправ­ленная деятельность государства в лице соответствующих, законо­дательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономиче­ских и социальных задач соответствующего этапа развития эконо­мики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Государственное регулирование экономики следует представлять как систему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования, организационные структуры управления, правовые нормы и акты.

По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность всю сово­купность методов, с определенной степенью условности, можно разделить на административно-распорядительные и экономиче­ские, на прямые и косвенные.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, раз­решения и предупреждения. Они, как правило, носят обязатель­ный характер и оформляются в виде законодательных актов, рас­поряжений, постановлений и т.д. К ним, например, можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контро­лируемых государством ресурсов, урегулирование возникающих социальных проблем, проблем Экономические методы влияния государства на хозяйственную деятельность реализуются через систему экономических регулято­ров, которые можно разделить на три группы:

налоги, налоговые льготы, амортизационные отчисления, цены, льготное кредитование;

финансовые средства государства (инвестиции из бюджета, субсидии, дотации);

государственные ограничения (лицензии, квоты, государ­ственные заказы).

Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект (например, через приказ, распоряжение или прямое финансирова­ние {централизованные инвестиции), финансовую поддержку (до­тации) и т.д.). Косвенные методы оказывают свое воздействие опо­средованно (например, через налоги, кредитование).

В условиях функционирующей рыночной экономики объекта­ми регулирования, как правило, являются;

• хозяйственная конъюнктура, суть регулирования которой состоит в стимулировании спроса на товары и услуга во время кризисов и депресий;

• структура народного хозяйства (соотношение между отдель­ными секторами экономики, отраслями и регионами);

• условия накопления капитала, которые соответствуют эко­номическим интересам субъектов хозяйствования;

• занятость, где государственное регулирование направлено на поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы;

• денежное обращение, где основным направлением государ­ственного регулирования является борьба c инфляцией;

• платежный баланс, характеризующий экономическое здоро­вье страны;

• цены, отражающие состояние экономики;

• условия конкуренции;

• социальные отношения и социальное обеспечение;

• окружающая среда;

• внешнеэкономические связи.

Все перечисленные объекты регулирования существенно отли­чаются друг от друга и носят различный характер. Они также имеют различные иерархические уровни: уровень предприятия, региона, отрасли промышленности, экономики в целом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: