Отдельное самостоятельное предприятие с точки зрения системного подхода можно рассматривать как экономическую систему. С позиций системного анализа система определяется как совокупность. взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих комплексное целое. Рассматривая предприятие как экономическую систему, можно показать, что предприятие является вероятностной, самоорганизующейся системой. Можно сказать, что самостоятельное предприятие в условиях самофинансирования может успешно развиваться в соответствии с выбранной целью.
В свою очередь экономика любой страны представляет собой сверхсложную систему, в которой экономические системы-предприятия являются элементами. В роли управляющего элемента в последнем случае выступает государство. Оно представляет собой властную структуру, устанавливающую «правила игры» на рынке и своими обязательными предписаниями воздействующую на условия функционирования предприятий.
Общепризнанно, что существуют высшие национально-государственные интересы, а следовательно, сама природа и цель существования государства заключаются в том, чтобы быть гарантом и защитником национальных интересов. Из этого следует непреложное правило, что любая производственная система, т.е. любое предприятие, корпорация или акционерное общество, должна выполнить требование обеспечения соответствия своей деятельности национальным интересам.
|
|
За государством всегда сохраняются такие классические функции, как:
• защита прав собственности;
• обеспечение свободы предпринимательства и стимулирование деловой активности;
• обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной среде;
• регулирование денежного обращения и обеспечение устойчивости национальной валюты;
• регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками;
• контроль и регулирование внешнеэкономической деятельности;
• обеспечение экономической безопасности страны и т.д.
Ни одна из этих функций не утрачивает своей роли с развитием рыночных отношений. Однако методы и способы осуществления государством этих функций могут претерпевать изменения, к тому же они различаются в зависимости от страны. Главное в регулирую шей и стимулирующей роли государства - это создание условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования.
Возвращаясь к экономической системе, к взаимоотношениям государства и предприятия, можно отметить, что государство изымает часть результата деятельности системы в виде налогов. Но если изъятие систематически будет превышать допустимый предел, то система может прекратить свое существование — разориться.
|
|
Рыночная экономика сформировалась как целостная система, охватывающая все общественное производство. Отличительными чертами рыночной экономики выступают частная собственность и личная свобода всех участников экономической деятельности. Но если рыночный механизм экономики свободной конкуренции решал все фундаментальные задачи экономического развития страны через рынок и цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.
Эволюция данного типа хозяйства позволяет сегодня выделить многообразие моделей рыночной экономики, складывающихся на основе одной и той же формы хозяйствования и даже при одном и том же техническом базисе. Так, можно выделить модель рыночной экономики США, Франции, Англии, Японии и других стран, которые существенно отличаются друг от друга. Однако все современные рыночные модели — это модели более высокого уровня в сравнении с рыночной экономикой свободной конкуренции, — модели организованного рынка, которые развиваются и функционируют в условиях различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.
Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям безальтернативен. Рыночная система на примере развитых стран продемонстрировала свои безусловные преимущества. Представляя собой многосложную систему связей, она наиболее адекватна свойствам людей, их творческому потенциалу. Через систему связей бесчисленные индивидуальные свободно выбранные приоритеты учитываются, суммируются и взаимоуравновешиваются. Через нее принимаются решения, что и сколько должно производиться, как эффективно организовать производство и как распределить результаты труда между участниками общественного производства. Механизм управления экономическими и социальными процессами формируется через интересы и мотивы поведения людей, непосредственное выявление индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения. Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен, который обеспечивает регулирование происходящих экономических процессов через согласование спроса и предложения. Образующиеся различия в прибыльности или убыточности того или иного производства регулируют распределение ресурсов по видам производства.
Однако сколь очевидны безусловные преимущества рыночной экономики, столь же очевидными являются и ее недостатки, которые обусловливают объективную необходимость государственного вмешательства в экономику:
• неспособность обеспечить оптимальное функционирование экономики с общественной точки зрения;
I тенденция к угасанию конкуренции — главного контрольного и двигательного механизма;
неравномерное распределение денежных доходов;
• неспособность учета всех выгод и издержек, связанных с производством и потребление определенных товаров и услуг;
• несовершенный механизм обеспечения занятости населения, поддержания уровня цен;
I полное равнодушие к проблемам малоимущих и слабозащищенных слоев населения.
Следует отметить, что государственное регулирование экономики возможно лишь при наличии определенных объективных предпосылок — достижения определенного уровня экономического развития системы и концентрации производства и капитала. Однако эти возможности превращаются в объективную необходимость в странах с рыночной экономикой лишь в силу перечисленных выше обстоятельств. И государство заботится о функционировании рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, содействует предпринимателям, защищает их интересы, помогает им завоевывать рынки и приобретать ресурсы.
|
|
Все перечисленные аргументы подтверждают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период. Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, стороны, интересами собственников (и это, по сути, главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства), с другой — возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той или иной меры его воздействия. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.
Глубина проникновения государственного регулирования в социально-экономические процессы, различная комбинация форм и методов регулирования и являются отличительными чертами многообразных моделей современной рыночной экономики.
Государственное регулирование экономики — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих, законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Государственное регулирование экономики следует представлять как систему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования, организационные структуры управления, правовые нормы и акты.
По форме участия государства в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность всю совокупность методов, с определенной степенью условности, можно разделить на административно-распорядительные и экономические, на прямые и косвенные.
|
|
Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. К ним, например, можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, урегулирование возникающих социальных проблем, проблем Экономические методы влияния государства на хозяйственную деятельность реализуются через систему экономических регуляторов, которые можно разделить на три группы:
• налоги, налоговые льготы, амортизационные отчисления, цены, льготное кредитование;
• финансовые средства государства (инвестиции из бюджета, субсидии, дотации);
• государственные ограничения (лицензии, квоты, государственные заказы).
Прямые методы непосредственно воздействуют на субъект (например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование {централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.). Косвенные методы оказывают свое воздействие опосредованно (например, через налоги, кредитование).
В условиях функционирующей рыночной экономики объектами регулирования, как правило, являются;
• хозяйственная конъюнктура, суть регулирования которой состоит в стимулировании спроса на товары и услуга во время кризисов и депресий;
• структура народного хозяйства (соотношение между отдельными секторами экономики, отраслями и регионами);
• условия накопления капитала, которые соответствуют экономическим интересам субъектов хозяйствования;
• занятость, где государственное регулирование направлено на поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы;
• денежное обращение, где основным направлением государственного регулирования является борьба c инфляцией;
• платежный баланс, характеризующий экономическое здоровье страны;
• цены, отражающие состояние экономики;
• условия конкуренции;
• социальные отношения и социальное обеспечение;
• окружающая среда;
• внешнеэкономические связи.
Все перечисленные объекты регулирования существенно отличаются друг от друга и носят различный характер. Они также имеют различные иерархические уровни: уровень предприятия, региона, отрасли промышленности, экономики в целом.