Методология научного исследования

Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного

оформления научного труда, осуществляется весьма индивидуально. Но все же можно

назвать общие методологические подходы к его проведению.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность

изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к

объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е.

применения исторического подхода.

Изучать в научном смысле - это вести поисковые исследования, как бы

заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные

достижения науки и техники, - вот важнейшие факторы научного исследования.

Изучать в научном смысле - это быть научно объективным. Нельзя отбрасывать

факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое

применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому

исследователю. Новые научные факты и открытия из-за того, что их значение плохо

раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на

практике.

Развитие идеи до стадии решения задачи обычно совершается как плановый

процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только

плановое, хорошо оснащенное современными техническими средствами научное

исследование позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в

природе. В дальнейшем процесс целевой обработки первоначального замысла

продолжается. В него вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается

намеченная схема исследования.

Любое научное исследование проводится соответствующими приемами и

способами и по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и

правил называют методологией. В литературе под этим понятием подразумевается

совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке,

политике и т.д.) и учение о научном методе познания.

Каждая наука имеет свою методологию. Так, например, ученые экономисты

рассматривают методологию как применение системы логических приемов и

специальных методов исследования явлений.

Следует заметить, что понятие «методология» несколько уже понятия «научное

познание», поскольку последнее не ограничивается исследованием форм и методов

познания, а изучает вопросы сущности объекта и субъекта познания, критерии его

истинности, границы познавательной деятельности.

В конечном счете, ученые под методологией научного познания понимают учение о

методах (методе) познания, т.е. о системе правил, способов и приемов,

предназначенных для успешного решения познавательных задач.

Методология, как общая теория метода, формировалась в связи с необходимостью

обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в

философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально

проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод

Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р.

Декарта, диалектический метод Г.Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод

Э.Гуссерля и т.д. Поэтому методология (и по сей день) тесно связана философией -

особенно с такими ее разделами (философскими дисциплинами), как гносеология

(теория познания) и диалектика.

Методология в определенном смысле «шире» диалектики, так к она изучает не

только всеобщий (как последняя), но другие уровни методологического знания, а

также их взаимосвязь, модификации и т.п.

Тесная связь методологии с диалектикой не означает тождественности этих

понятий и того, что материалистическая диалектика выступает как философская

методология науки. Материалистическая диалектика и одна из форм диалектики, а последняя - один из элементов (уровней) философской методологии наряду с

метафизикой, феноменологией, герменевтикой и др.

Методология в определенном смысле уже теории познания, так как последняя не

ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы

природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания,

возможности и границы познания, критерии его истинности и т.д. С другой стороны, методология «шире» гносеологии, как ее интересуют не только методы познания, но и всех других форм человеческой деятельности.

Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой

(формальной), которая основное внимание уделяет изучению структуры готового,

«ставшего» знания, описанию его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: