В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и
эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием
логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются,
обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других
форм мышления.
Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются и обобщаются. При этом
постигается их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание
с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является
подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема,
гипотеза и теория.
Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы
решения которой неизвестны или известны не полностью.
Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли
на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их
|
|
решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути
решения проблемы неизвестны.
Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их
решения.
Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине,
которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и
характере внутренних и внешних связей структурных
элементов.
Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям;
1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или
эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться
некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей
объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее
количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений,
субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов,
характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных
зависимостях.
Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития
объекта исследования.
Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний,
|
|
которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Она обладает следующими свойствами:
1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мысли тельной
деятельности.
2. Теория - это целостная система достоверных знаний.
3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет
происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи,
причинные и иные зависимости и т.д.
4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны.
Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию
различают социальные, математические, физические, химические, психологические,
этические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.
В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы
теории:
1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);
2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части
действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;
3) логику теории - совокупность определенных правил и способов
доказывания;
4) философские установки и социальные ценности;
5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной
теория.