Уровни научных исследований

В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретический и

эмпирический.

Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием

логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются,

обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других

форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются и обобщаются. При этом

постигается их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание

с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является

подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема,

гипотеза и теория.

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы

решения которой неизвестны или известны не полностью.

Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли

на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, нестандартные задачи; 3) их

решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути

решения проблемы неизвестны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их

решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине,

которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и

характере внутренних и внешних связей структурных

элементов.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям;

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или

эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться

некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий. Большей

объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее

количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений,

субъективистских наслоений.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов,

характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных

зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и закономерностях развития

объекта исследования.

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний,

которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.

Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мысли тельной

деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет

происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи,

причинные и иные зависимости и т.д.

4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, доказаны.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию

различают социальные, математические, физические, химические, психологические,

этические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы

теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части

действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов

доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной

теория.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: