Томас Мюнцер с мечом Гедеона

Средние века. – М., 1989. – Вып. 52. – С. 341–342.

ТОМАС МЮНЦЕР – ГРАФУ АЛЬБРЕХТУ МАНСФЕЛЬДСКОМУ

Франкенхаузен, 12 мая 1525 г.

Брату Альбрехту Мансфельдскому для наставления его на путь истинный.

Страх и трепет да будут в каждом, кто творит зло (послание к римлянам, гл. 2)[7]. Мне жаль, что ты столь преднамеренно используешь во зло послание Павла. Ты хотел бы этим всемерно упрочить злодейские власти, словно папа, который самих Петра и Павла превратил в каких-то тюремщиков. Уж не думаешь ли ты, что Господь Бог не может во гневе своем побудить свой неразумный народ свергнуть тиранов (Осия, гл. 13 и гл. 8).

Разве не говорит мать Христа, пророчествуя от Духа Святого, про тебя и про таких, как ты: «Низложил Господь сильных с престола, а униженных (которых ты презираешь) возвысил»? (Лука, гл. 1).

А может быть, тебе в твоей лютеровской кашице да в виттенбергском супчике и не удастся найти того, что мощно пророчит Иезекииль в главе 37? Видно, ты в твоем Мартиновом дерьме никак не распробуешь, что же говорит Иезекииль дальше, в главе 39, – как Господь потребовал от всех птиц небесных, чтобы пожирали они плоть князей, а от зверей неразумных – чтобы пили они кровь больших Гансов[8], как описано в Апокалипсисе, главы 18 и 19.

Да неужели ты и впрямь считаешь, что Господь не возложил на свой народ больше, чем на вас, тиранов?

Ты хочешь под именем Христовым быть язычником, Павлом же прикрыться. Но тебе необходимо преградить путь, а тогда сообрази, как тебе держаться.

Если ты захочешь признать, что Господь дал власть общине (Даниил, гл. 7)[9], и если ты явишься пред нами и засвидетельствуешь свою веру, то мы охотно признаем тебя и будем считать одним из братьев общины. Если же нет, мы не станем возиться с твоим пустым глупым кривлянием, но будем сражаться против тебя как против злейшего врага христианской веры, а потому сообрази, как тебе держаться.

Писано во Франкенхаузене, в пятницу после Дня отпущения,

год 1525.

Томас Мюнцер с мечем Гедеона

Там же. – С. 342–343.

СТАТЕЙНОЕ ПИСЬМО

Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки Богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства. Потому программа и план этого христианского объединения заключаются в том, чтобы с помощью Бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития, что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли Бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергните, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас – наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются Божьи заповеди.

Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения с ними – ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им пищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им ничего. Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а, наоборот, препятствуют им. Пусть им будет отказано в допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в их распоряжении. И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми.

Ввиду того, что всякое предательство, гнет и вред исходят и распространяются из замков, монастырей и поповских церквей они с настоящего времени объявляются пребывающими в светском отлучении. Там же, где дворянство, монахи и попы, добровольно отказывавшиеся от монастырей или церквей, пожелают направиться в обыкновенные дома, как другие чужие люди, и вступить в это объединение, они должны быть дружески и добродетельно приняты вместе с своим имуществом и добром, и после того им должно полагаться без ущерба, с доверием и уважением, все, что по общественному праву им следует...

И все те, которые будут оказывать поддержку и заботу и предоставлять приют врагам настоящего христианского братства, должны быть таким же дружеским путем побуждены к отказу от такого поведения. Если же они не пойдут на это, то пусть они без всяких дальнейших переговоров будут признаны пребывающими в светском отлучении.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказ-кина. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 3. – С. 126–128.

ПИСЬМО МЮНЦЕРА МАНСФЕЛЬДСКИМ РУДОКОПАМ

...Дорогие братья, как долго вы спите!... Если не хотите пострадать во имя Божие, то пострадаете во имя дьявола. Опасайтесь этого. Не унывайте, будьте бодры. Не льстите безумным мечтателям и безбожным злодеям. Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель. Вся Германия, Франция и Италия уже поднялись. Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть. На Святой неделе разрушено четыре монастырских церкви в Фульде. Крестьяне Клетгау, Гегау и Шварцвальда восстали в числе 30 тыс., и рать их прибывает с каждым днем. Я боюсь только, чтобы глупых людей не увлекли фальшивыми договорами, в которых они не разглядят злого умысла... Итак, за дело! Пора, злодеи струсили, как псы. Возбуждайте ваших братьев к согласию и уговаривайте их снаряжаться. Давно, слишком давно пора, скорей же, скорей, за дело, за дело! Не поддавайтесь, если даже враги будут обращаться к вам с добрым словом. Не трогайтесь бедствиями безбожников. Они будут молить вас и плакать перед вами, как дети, но не жалейте их. Сам Бог приказал так через Моисея (Второзаконие, 7). Нам он открыл то же. Возбуждайте села и города, в особенности же горняков-подмастерьев и других славных ребят. Мы не должны больше спать. Смотрите, пока я писал эти слова, ко мне пришло известие из Зальца, что народ хотел выбросить из замка...герцога Георга за то, что он замышлял тайно погубить троих. Крестьяне Эйхфельда справились со своими дворянами, они не хотят жить их милостью. Со всех сторон перед вами много примеров, принимайтесь же за дело, пора, Балтазар и Бартель! Крумпф, Фельтен и Бишоф, беритесь каждый за свою работу. Передайте это письмо вашим товарищам-горнорабочим. Хотел бы так наставить всех братьев, чтобы их мужество было тверже всех замков безбожных злодеев во всей стране. За дело, за дело! Железо горячо, куйте его!

Пусть ваши мечи не остывают от теплой крови! Пока злодеи живы, вы не освободитесь от человеческого страха. Вам нельзя говорить о Боге, покуда вами управляют. Итак, за дело, пока время еще не ушло. Вами предводительствует Бог, следуйте за ним...

Писано в Мюльгаузене в 1525 г.

Томас Мюнцер, божий воин против безбожных

Там же. С. 115–116.

ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ

Есть много нехристей, которые теперь на собраниях крестьянства находят случай хулить Евангелие, говоря: «Вот плод нового Евангелия: никого не слушаться, во всех местах поднимать восстания, чиня насилие, сбегаться толпами и собираться в отряды, реформировать, искоренять, может быть, даже избивать духовные и светские власти».

Всем этим безбожным хулителям отвечают написанные ниже статьи. Они, во-первых, снимают со слова Божьего этот позор; во-вторых, дают христианское оправдание непослушанию и даже восстанию всех крестьян.

Во-первых, Евангелие не есть причина восстаний и бунтов, потому что оно есть речь о Христе, обещанном мессии, которого слово и жизнь учат только любви, миру, терпению, единству, так что все верующие в этого Христа становятся полны любви, мира, терпения, единства. И раз сущность всех крестьянских статей (как ясно видно дальше) направлена к тому, чтобы понять это Евангелие и жить согласно с ним, то как же могут нехристи называть Евангелие причиною восстания и ослушания...

Во-вторых, следует ясно, что крестьяне в своих статьях, желающие себе такого Евангелия для поучения в жизни, не могут называться ослушниками и бунтовщиками. Но если Бог пожелает услышать крестьян, горячо молящих о том, чтоб жить по его слову, кто осмелится порицать Божью волю, кто вступится в его суд, кто воспрепятствует его величию? Ведь услышал он вопль детей Израиля и освободил их от руки фараона, не может ли он и сегодня спасти своих? Да, он спасет и скоро. Поэтому, читатель-христианин, прочти со тщанием следующие ниже статьи и тогда суди.

Теперь следуют статьи.

Статья первая

Во-первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение – иметь впредь право и силу всею общиною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя. Этот выборный священник должен проповедовать нам Святое Евангелие, чистое и ясное, без всякого человеческого добавления, учения и веления, одну лишь истинную веру. А буде представится случай просить Бога о милости, пусть священник укрепит и утвердит нас в этом истинно законном стремлении. Ведь если в нас не будет насаждена Божья благодать, мы навсегда останемся лишь плотью и кровью, в чем нет никакой пользы, ибо ясно стоит в писании, чтомы можем прийти к Богу только через истинную веру и можем спастись только через его милосердие. Вот почему такой настоятель и священник необходим и таковое наше требование согласно с Писанием.

Статья вторая

Во-вторых, хотя справедливая десятина[10], установленная в Ветхом Завете, с Новым Заветом потеряла силу, тем не менее мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается. Ведь раз ее надлежит давать Богу и его людям, то она подобает священнику, раз он возвещает правильное слово Божье. Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное содержание священнику, избранному всею общиною, ему и его близким, по приговору общины. А что останется лишку – отдать бедным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины. Что останется сверх того – беречь на тот случай, когда приходится нести походную службу во имя страны, дабы не налагать на бедного человека еще новой земской подати.

А если окажется, что одна или несколько деревень сами продали десятину по какой-либо нужде, то могущий доказать, как он получил десятину от целой деревни, не должен лишиться ее без вознаграждения: мы хотим подобающим образом войти с ним в соглашение по обстоятельствам дела, чтобы выкупить у него десятину в подобающий срок. Но если кто у деревни не купил десятины, а его предки сами по себе ее присвоили, то мы ему не должны ничего и впредь не желаем давать ничего, но, как сказано выше, будем содержать на нее своего выборного священника, а остаток сохраним или раздадим нуждающимся, как учит Святое Писание, будут ли то клирики или миряне.

Малой же десятины мы не хотим давать вовсе, потому что Господь Бог создал скот для человека беспошлинным. Ее мы считаем неподобающею, придуманною людьми десятиною и потому не хотим больше давать ее.

Статья третья

В-третьих, до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех – как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует Писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными.

Не то, чтобы мы хотели быть безусловно свободными, не желали иметь никакой власти. Этому нас Бог не учит. Мы должны жить по закону, а не по свободному плотскому измышлению: мы обязаны любить Бога и познавать его и в своих ближних, поступая с ними так, как хотели бы, чтобы и с нами поступали, и как сам Бог на прощанье заповедал нам на Тайной вечери. Но, желая жить по его заповеди, разве указывает нам этот Завет, чтобы мы были непослушны власти? И не только власти, но чтобы мы смирялись перед всеми и чтобы мы соответственно во всех подобающих и христианских делах с готовностью оказывали повиновение своим выборным и поставленным от Бога властям.

Мы не сомневаемся, что вы, как истинные и подлинные христиане, с.готовностью отпустите нас из личной крепости или же докажете нам по Евангелию, что мы должны быть крепостными.

Статья четвертая

В-четвертых, до сих пор было в обычае, что деревенский человек не был вправе ловить дичь, птицу или рыбу в текучей воде. Это кажется нам совсем не подобающим и не братским, а своекорыстным и несоответственным слову Божию. Также в некоторых местностях власть содержит дичь нам во зло и в большой вред, а мы должны сносить, чтобы неразумные звери бесполезно пожирали наше достояние, чему Бог предоставил расти на пользу человеку, и, сверх того, молчать, что тоже есть против Бога и против ближнего. Ибо когда Господь Бог сотворил человека, он дал ему власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде. Посему наше желание таково: если кто имеет воду и может доказать достаточными письменными документами, что воду он купил с ведома крестьян, то мы не желаем брать ее у него силою, но тут во имя братской любви нужно войти в христианское соображение. Кто же не может представить достаточного доказательства, тот должен подобающим образом предоставить пользование общине.

Статья пятая

В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши Господа присвоили исключительно себе все леса... И когда деревенский человек в чем-либо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение: леса, освоенные, но не купленные мирянами или клириками, должны снова перейти в руки всей общины. Община подобающим образом распоряжается, чтобы каждый по нужде мог брать себе безвозмездно в дом для топлива, а также, когда понадобится плотничать, однако с ведома выбранных на то общиною людей. А если не окажется леса, кроме купленного правильно, то следует войти с собственником в братское и христианское соглашение. Если же добро с самого начала было [неправильно] присвоено, а потом было [правильно] продано, то нужно войти в соглашение по обстоятельствам дела, сообразно братской любви и Святому Писанию.

Статья шестая

В-шестых, мы терпим большое отягощение от барщин, которые растут и умножаются со дня на день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно, но милостиво рассмотрели бы, как служили наши отцы, однако все по точному смыслу слова Божьего.

Статья седьмая

В-седьмых, впредь мы не хотим позволять господину отягощать нас дальше, но как господин подобающим образом сдает крестьянину [землю], так последний и должен владеть ею на основании соглашения господина с крестьянами. Сверх сего господин не должен ни к чему принуждать, ни к каким дворовым или иным службам, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений пользоваться землею. Однако если господину необходимо потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую плату.

Статья восьмая

В-восьмых, мы – все те, у кого есть земля, – отягощены тем, что эта самая земля не может окупить оброка и что на такой земле крестьяне теряют и губят свое собственное достояние. Пусть господа велят осмотреть эти самые земли людям почтенным и установят оброк по справедливости, так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работник достоин платы своей.

Статья девятая

В-девятых, мы чрезмерно отягощены большими штрафами, ибо постоянно вводят новые постановления и наказывают нас, не соображаясь с делом, а по вражде или угодливости. Наше мнение таково: наказывать нас по старым писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу.

Статья десятая

В-десятых, мы отягощены тем, что некоторые присвоили себе принадлежащие общине луга, а также и пашни. Эти земли мы хотим снова вернуть в наше общее пользование, разве что они были куплены честно. Если же это приобретено нечестно, то нужно войти в братское соглашение, по обстоятельствам дела.

Статья одиннадцатая

В-одиннадцатых, обычай, называемый посмертным побором[11], мы хотим отменить совершенно. Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести и правды у вдовы и сирот отнимали их достояние так постыдно, как это происходило во многих местах и во многих видах. И те, которые должны были бы защищать и охранять нас, обдирали бы и обчищали нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и все остальное. Этого Бог больше не потерпит, это должно быть устранено совершенно. Никто впредь не должен в таком случае давать ничего – ни много, ни мало.

Общее решение

В-двенадцатых, вот наше решение и окончательное мнение. Если здесь дана одна статья или больше статей, несогласных со словом Божьим, чего мы не думаем, и нам укажут их несоответствие слову Божьему, мы отступимся от них, если нам объяснят это на основании писания. Если даже теперь признают некоторые наши статьи, а после окажется, что они были неправильны, то пусть они сейчас же будут мертвы и устранены, пусть не имеют больше силы. Точно так же, если по Писанию окажется у нас еще ряд статей о делах, которые идут против Бога и отягощают ближнего, то мы твердо настоим на них, вводя их в наши постановления, пользуясь христианским учением и обычаем. Потому мы просим Господа Бога, который может нам дать это, а больше никто. Мир христов да будет со всеми нами.

Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказ-кина. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 3. – С. 122–126.

МЕММИНГЕНСКАЯ ПЕТИЦИЯ

Засим определены статьи, представленные почтенными подданными, крестьянами и зависимыми людьми города Меммингена, которые в прошлую пятницу предстали перед Советом.

Всемогущий, вечный, благой Бог да дарует нам свою божескую благодать и милость, чтобы мы могли прийти к правильному, истинному познанию его божеской воли и так относились друг к другу, чтобы в конце концов получить венец блаженства. Аминь.

Дальновидные, почтенные, мудрые, милостивые, дорогие Господа! Почтенный Совет хорошо знает, как мы последнюю пятницу, в день апостола Матфея [24 февраля], явились перед вашею почтенною мудростью и пожелали получить согласное со смыслом и содержанием слова Божьего решение относительно некоторых статей, которые нам кажутся не соответствующими этому Божьему слову и т. д. Сообразно тому почтенный Совет дал нам дружеский, добрый и христианский ответ: записать-де и нам наши статьи, тяготы, и тогда почтенный Совет милостиво рассмотрит их по смыслу Божьего слова. Потому мы и изложили здесь некоторые статьи, как следует ниже:

Во-первых, наше смиреннейшее и величайшее прошение и желание – впредь самим намечать и выбирать себе священника, который бы чисто и ясно, по истинному разумению, без всякого человеческого добавления, измышления и веления, возвещал и проповедовал нам божеское, и всемогущее, живое слово и св. Евангелие, что есть пища души нашей. Такого священника мы готовы снабжать подобающим содержанием и прокормом. А где такой священник будет вести себя неподобно, чтобы мы могли ему опять дать отставку и на его место выбрать другого, но всегда с ведома всей общины. Ибо без возвещения слова Божьего мы не можем достигнуть спасения, как указывает нам апостол Павел, и т. д.

Во-вторых, хотя мы до сих пор строго обязывались давать десятину, однако мы полагаем, что впредь не должны давать десятины, потому что Новый Завет не обязывает нас к тому. Зато священника мы готовы снабдить прожитием.

В-третьих, до сих пор считалось в обычае, что нас, людей бедных, считали вашей собственностью, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос своею драгою кровью освободил и искупил нас всех, пастуха точно так же, как и императора. Но чтоб мы вообще не хотели иметь никакой власти, такого мнения у нас нет. Напротив, во всех подобающих и приличествующих случаях мы хотим с готовностью оказывать повиновение всякой поставленной от Бога власти. Мы также не сомневаемся, что вы, как христианские господа, с готовностью отпустите нас из крепости, и т. д.

В-четвертых, до сих пор было в обычае, что бедный человек не был вправе ловить или стрелять дичь; точно так же на рыбу в текучей воде у нас не было дозволения. Это нам кажется совсем несправедливым и несоответственным слову Божью.

Когда Господь Бог сотворил человека, он дал ему власть над рыбою в воде, над птицею в воздухе и над всеми зверьми на земле и т. д. Наше желание не относится к тому случаю, когда кто имеет купленную, и притом без злого умысла, воду; тут во имя братской любви нужно бы войти в христианское соображение и т. д.

В-пятых, вот наше смиренное прошение и желание. Так как мы давно уже сильно отягощены службами, которые растут со дня на день, то мы желаем, чтобы милостиво вникли в то, как служили наши родители, однако по смыслу слова Божьего, и т. д.

В-шестых, мы не желаем впредь быть отягощаемы побором при допуске, но как кому сдана земля за подобающий ценз, так чтобы он со своими потомками и пользовался такой землей без дальнейшего обременения и т. д.

В-седьмых, некоторые деревни обременены большими штрафами. Мы желаем, чтобы штрафы оставались по старине и т. д.

В-восьмых, наше смиренное прошение и желание, чтоб некоторым деревням, которые не столь давно были отягощены в использовании пашни, лугов и других угодий, которые прежде принадлежали общине, чтобы им их вернули, и т. д.

В-девятых, вот наша прилежная просьба. Когда мы уплатим господину земли его ценз, то чтобы мы потом со своим имуществом могли создавать себе прибыль, продавая его, где нам полезно и удобно, без помехи от господина. Когда же всемогущий Бог покарает нас, так что случится неурожай или градобитие, чтобы тогда господин убавил ценз по обстоятельствам дела, и т. д.

В-десятых, вот наше всеподданнейшее прошение и желание. Так как некоторые наши имения отягощены столь сильно, что мы отчасти не можем на них благополучно оставаться, то мы смиренно желаем, чтобы в этом было предпринято уменьшение и т. д.

В заключение, вот наше последнее мнение и желание. Если мы выставили здесь одну или больше статей, не согласных со словом Божьим, чего мы не думаем, то эти статьи не должны иметь для нас силы. Точно так же, если уже признают наши статьи и после, на основании слова Божьего, они ясно окажутся неправильными, мы вовсе не хотим иметь их. Сверх того, если мы и после найдем одну или больше статей, противных слову Божьему, то наше желание неизменно представлять и предъявлять их почтенному Совету, потому что такое действие одинаково благодетельно и для вас, наши милостивые господа, и для нас, ибо Христос говорит: «Кто нарушит одну из этих малейших заповедей и научит тому людей, тот станет наименьшим в царстве небесном» и т. д. Мы же обращаемся к вам, как к своим христианским властям, в несомненной надежде, что ваша христианская мудрость наставит нас в этом лучше и согласнее с христианскою верою, нежели мы можем достигнуть сами. Предоставляя себя этим вашей милости, мы просим принять уверенность в наших верноподданнических чувствах к вашей почтенной мудрости и т. д.

ОТВЕТЫ СОВЕТА:

Засим следует ответ почтенного Совета Меммингена на жалобные статьи его подданных, крестьян.

В ответ на первую статью Совет готов в принадлежащих ему приходах поставить своим подданным христианских священников, где в них есть недостаток, как только он сможет получить их; Совет окажет свою помощь, поскольку подданные захотят удовлетвориться этим. Но что касается Ворингена и других приходов, где назначение священника не принадлежит Совету, то Совет ради своих подданных охотно готов серьезно переговорить с местными священниками по поводу их недостатков, а если священник не пожелает считаться с этим, Совет готов написать об этом господину той земли, чтобы он дал своим подданным другого священника или разрешил им выбрать священника самим,и т. д.

В ответ на вторую статью, о десятине, господа советники считают за благо, чтобы крестьянство и подданные повременили со статьей о десятине, пока все крестьянство не войдет в соглашение со всеми чинами Союза[12]. И что крестьяне получат от других своих господ, то самое советники готовы немедленно дать и своим подданным.

В ответ на третью статью о личной крепости, хотя господа советники купили своих людей за значительную сумму денег и личная крепость не мешает христианину при спасении души, однако, чтобы подданные могли видеть и знать добрую волю Совета, советники готовы освободить своих подданных и считать свободными от личной крепости всех, кто принадлежит Совету, но чтобы за это они ежегодно давали господам советникам достаточные охранные деньги и не брали себе никакого другого покровителя, потому что они находятся во власти Совета; чтобы они не привлекали к себе никого, кто бы не был свободен; точно так же, чтобы подданные Совета, мужчины и женщины, не вступали в брак с крепостными, но только со свободными, и вообще оказывали послушание Совету, как своей власти, во всех подобающих вещах – податях, конных службах, приказах и запретах. А когда кто уплатит, что должен, то может идти куда хочет, без помехи от Совета.

В-четвертых, господа советники охотно соглашаются, чтобы их подданные, насколько идет лес и власть Совета, но не далее, могли по нужде ловить и стрелять зверя и птицу, особенно встречая их на своей земле. При этом, однако, они не должны употреблять настоящего охотничьего оружия и силков, но должны предоставить это право исключительно господам. Кроме того, когда подданные таким образом выследят дичь и захотят поймать либо пристрелить ее, они должны остерегаться, чтобы никому не причинить вреда на его земле.

Касательно свободной воды Совет хочет, чтобы впредь в купленной воде, текучей и стоячей, никто не ловил рыбу. Но какие воды прежде были свободными и общими, должны и впредь быть свободны, и всякому должно быть позволено ловить рыбу наметкою, но не каким-либо другим орудием; также в один раз нельзя наловить больше рыбы, чем сколько кто может сам съесть в своем доме, а остального не дарить и не продавать; также чтобы воды и заводи не вычерпывались и не запружались, чтобы заливные луга и берега не портились и не срывались и чтобы простому человеку через это не причинялось большого ущерба.

В-пятых, относительно служб подданные Совета по большей части не должны очень жаловаться, ибо на них эти самые службы были возложены другими господами раньше, чем их купил Совет. Потому эту статью им не следует выставлять в том смысле, будто бы их так отяготил Совет. Тем не менее, где его подданным приходится слишком тяжело и они доложат это Совету в отдельности и будут выслушаны договоры, там Совет отнесется к ним милостиво.

В-шестых, что касается побора при допуске, то господа советники не хотят впредь брать его, но зато не будут сдавать никакого двора дольше чем на год. Если же кто не внесет своего ценза или не будет держать в порядке своего двора, то Совет может, буде ему угодно, либо снова сдать его на год, либо передать другому. Итак, кто не дает по-прежнему платежа при допуске, тот может каждый год вновь брать свой двор, как указывает настоящая статья.

Относительно штрафов лесных воля господ советников, чтобы в заповедном и общинном лесу штраф был одинаковый и чтобы штраф за каждое дерево был установлен в один гульден. Кроме того, Совет во всякое время готов своим подданным дать лес, сколько нужно для топки, городьбы и стройки. О других штрафах господа советники думают, что при установленных теперь штрафах, которые отчасти определены по собственному желанию и прошению подданных, и для большего мира справедливо избегать перемен.

Далее, где общины были отягощены насчет лесов, лугов, пашен или другого чего-либо, там подданные могут доложить это Совету в отдельности. Тогда Совет поручит нескольким советникам произвести личный осмотр и получит сведения, где у общины отнято что-нибудь и не было ли ей дано взамен что-нибудь другое. И когда Совет разберет это, он поступит, как обязан поступать.

Относительно девятой статьи Совет не знает, чтобы он мешал своим подданным продавать свое имущество после того, как они уплатили ценз. Где и как это случалось, пусть покажут ясно и разумно, и Совет в этом деле будет держаться справедливости. Так и насчет градобития Совет по осмотре ущерба озаботится о христианской сбавке ценза.

В-десятых, которые имения считаются отягощенными, те Совет прикажет осмотреть и, сообразно тому, что найдет, сделает подобающее распоряжение.

Во всем этом Совет удерживает за собой право в том смысле: если он просмотрел здесь что-либо противное слову Божьему или справедливости или чего он вообще не имеет силы сделать, то он предоставляет себе это уменьшить, увеличить или совершенно устранить, точно так же, как этого пожелали его подданные в своих статьях.

Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время / Под ред. В.П. Волгина. – М.; Л.: Госиздат, 1929. – С. 139–145.

ОБЪЯСНЕНИЕ ДВЕНАДЦАТИ СТАТЕЙ

Мы, начальники, совет и все собрание всеобщего христианского отряда Оденвальда и долины Неккара, заявляем. После того как не только мы, но и многие другие христианские собрания по велению Божию порешили уничтожить бывшие доселе великие недостатки... к нам стали приходить вести о многообразных заблуждениях, раздорах и недоразумениях, которые возникают у простого народа и... порождают частое непослушание подданных и... могут случиться даже убийства и другие бедствия. Чтобы предупредить все это и устроить наше доброе, верное поведение, мы сочинили объяснение указанных выше Двенадцати Статей...

Во-первых.

Итак, каждая община должна иметь силу и власть выбирать священника или пастора, который бы верно проповедовал и изъяснял народу слово Божье, а также отличался добрыми нравами и христианским поведением, всякий раз как потребует нужда, а также смещать его, если бы он стал неподобно вести себя.

Во-вторых.

Итак, каждый город и каждый поселок должен верно собирать десятину вина, зерна и всякого хлеба и складывать в том поселке, на который она падает, впредь до окончательного решения всеобщей реформации. Малая десятина должна быть отменена совсем.

В-третьих.

Личная крепость должна быть отменена совсем и не иметь больше силы и применения.

В-четвертых.

Каждый горожанин или крестьянин в городах и деревнях должен иметь право ловить, стрелять и всячески уничтожать дичь на своей земле, приносить ее домой как свое добро, а также есть, как кому будет угодно.

Также, впредь до общей реформации, воды и реки духовных, которые до сих пор были заповеданы и запрещены под угрозою казни, должны быть открыты и стать свободны для каждого, разве только докажут достаточными доводами, что вода была куплена или сдана за плату.

В-пятых.

Что касается леса, то рощами и лесами должны заведовать – в городах бюргермейстеры и советы, в деревнях староста и суд, чтобы каждый не смел рубить по собственному усмотрению. В каждом поселке совет или суд должен поставить из среды общины людей для указаний, где можно рубить, и их надо слушаться под опасением установленного наказания. Также под опасением определенного наказания нельзя выгонять скот на засеку или на молодую поросль и опустошать или рубить лес без приказа поставленных на то людей. Но всякий безвредный скот может пастись во всех лесах марки. А где один поселок гоняет скот на землю другого, – это ему нужно позволить, но чтобы взамен и другому поселку можно было без помехи выгонять таким же образом.

В-шестых.

Итак, эта статья касательно барщины остается впредь до решения начатой реформации.

В-седьмых.

Итак, эта статья об имениях и о барщинных работах, которые на них увеличились, должна также оставаться в силе впредь до решения реформации.

В-восьмых.

Итак, эта статья о цензе должна оставаться впредь до решения реформации.

В-девятых.

Что касается отягощения штрафами, то по праву надо каждого наказывать, смотря по проступку, как это велось исстари, впредь до реформации, чтобы тогда улучшить, уменьшить или увеличить.

В-десятых.

Что касается присвоенных лугов и пашен, то впредь до реформации все должно оставаться как есть, а во время реформации от каждого поселка должен быть доклад о недостатках в существующих правах на угодья.

В-одиннадцатых.

Посмертный побор, согласно со статьей, с настоящего времени должен быть отменен и мертв, и впредь никто не обязан давать ничего. Точно так же побор при допуске должен быть отложен впредь до реформации и дальнейшего решения.

В-двенадцатых.

Увеличение и уменьшение статей остается при установленном в Двенадцати Статьях содержании.

Далее решено:

Чтобы никто не грабил без приказа и не подбивал уйти в отряд. А кто нарушит это, должен подвергнуться казни.

Цензы и долги впредь до реформации должны вноситься и уплачиваться без противоречия.

Луга, пашни, сады и имения, принадлежащие духовной и светской власти, должны быть огорожены и содержаться ото всех в целости, как было до сих пор. В особенности имения, принадлежавшие доселе духовным, должны быть взяты светскою властью каждого поселка в верные руки и охраняться.

Никто не должен несправедливо, по собственному бесчинству, обижать другого, будь то духовного или светского, но всякий, в любом поселке, должен всякому ищущему правосудия во всем помогать добиться правого суда и возмездия.

Во всех городах, деревнях и поселках все подданные должны быть послушны своим предержащим властям и не уклоняться от наказаний за свои проступки. А где от одного или нескольких окажется ослушание, там совет и суд должны каждого подвергнуть подобающему и заслуженному наказанию и при содействии послушных подавить дерзкое бесчинство. Если же кто будет противиться власти, составлять шайки или оказывать им помощь, то нужно заявить начальникам и советникам всего Светлого отряда, и те должны подвергнуть виновных подобающей и суровой казни.

Затем мы строго приказываем под угрозою наказания, чтобы все, принадлежащие к нашему братству или соединению, придерживались этого порядка впредь до дальнейшего разъяснения; чтобы все города, деревни и поселки, где есть установленные должностные лица, советники, судьи и власти, удерживали от всех проступков и преступлений установленными карами, причем и мы будем соблюдать это. Пусть каждый этим руководствуется. Дано и припечатано нашей общей печатью в Аморбахе в пятницу, что после обретения креста господнего [то есть 5 мая] в год 1525.

Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время / Под ред. В.П. Волгина. – М.; Л.: Госиздат, 1929. – С. 160–162.

Занятие 2

Крестьянская война во Франконии

(2 часа)

План занятия

1. Франконский город в Крестьянской войне 1525 г.

2. «Гейльброннская программа» и ее содержание:

а) внешняя критика источника;

б) реформационные требования;

в) социально-экономические требования;

г) политические требования;

3. Отношение бюргерства к требованиям крестьян.

Методические рекомендации

На втором занятии рассматривается ход Крестьянской войны во Франконии. Основной задачей этого занятия является изучение на франконском материале роли бюргерства в Крестьянской войне. В ходе занятия выявляются причины активности франконского бюргерства, анализируется содержание «Гейльброннской программы» радикального бюргерства и отношение бюргерства к крестьянским требования. Изучение содержания «Гейльброннской программы» имеет большое значение для оценки характера Крестьянской войны в целом. Многие ее положения используются исследователями в качестве доводов в пользу того, что Крестьянская война в германских землях была раннебуржуазной революцией. В связи с этим на данный аспект следует обратить особое внимание.

1 вопрос. В первую очередь целесообразно остановиться на специфике социально-экономического и политического развития франконского города. Это поможет понять, в связи с чем именно во Франконии бюргерство было особенно активным и почему именно в этом регионе появляется «программа» радикального бюргерства. Особенно полезно при подготовке этого вопроса познакомиться с указанной в списке литературы статьей В.А.Ермолаева «Франконский город в Крестьянской войне 1525 г.».

2 вопрос. При подготовке к ответу на этот вопрос целесообразно сосредоточиться на анализе текста источника – «Гейльброннской программы». Этот проект реформ был написан в начале мая 1525 г. в кругу бюргерской оппозиции Венделя Гиплера. Программным документом в полном смысле этого слова «Гейльброннская программа» стать не успела. Планируемый руководителями движения во Франконии так называемый «Гейльброннский парламент», на котором должен был обсуждаться этот документ, не был собран по причине поражения восставших. Давая внешнюю критику источника, следует остановиться на обстоятельствах появления «Гейброннской программы», ее авторстве (роли Венделя Гиплера и Фридриха Вейганда), истории текста, оценке этого документа в исторической литературе.

Анализируя содержание «Гейльброннской программы», целесообразно сгруппировать ее статьи следующим образом:

1) по характеру требований –

n реформационные (антиклерикальные) требования;

n экономические требования;

n политические требования;

2) по социальной направленности –

n статьи, отражавшие бюргерские интересы;

n статьи, отражавшие интересы низшего дворянства (рыцарской оппозиции);

n статьи, отражавшие интересы крестьян (следует обратить внимание на возможность различной интерпретации отрывка из третьей статьи: «Далее, чтобы всегда можно было выкупить всякий ценз с земли, считая по 20 пфеннигов за 1 пфенниг»).

Продумайте ответы на следующие вопросы:

n Была ли «Гейльброннская программа» попыткой создания единой платформы для различных социальных слоев или это была сугубо бюргерская программа?

n Следует ли оценивать требования, направленные на защиту мелкой собственности и мелкого производства от крупных купеческих компаний, как реакционные (см. 12-ю статью)?

n Осуществление каких требований программы могло объективно способствовать буржуазному развитию Германии?

n Свидетельствует ли содержание «Гейльброннской программы» в пользу того, что Крестьянская война в германских землях была раннебуржуазной революцией?

3 вопрос. Особо следует остановиться на отношении бюргерства к требованиям крестьян. Традиционной для марксистской историографии была оценка позиции бюргерства по отношению к крестьянам минимум как непоследовательной, максимум как «предательской». Однако внимательное прочтение всего комплекса документов открывает возможность и для иного подхода к решению этой проблемы. Значительным своеобразием в трактовке этой проблемы отличается позиция В.А. Ермолаева. Его монография «Гейльброннская программа: Программа радикального бюргерства в Крестьянской войне 1525 г.» (Саратов, 1981) может быть чрезвычайно полезна не только при подготовке данного вопроса, но и при рассмотрении всего комплекса проблем, связанных с изучением «Гейльброннской программы».

При подготовке к ответу на третий вопрос необходимо использовать следующие документы: «Объяснение двенадцати статей» (этот документ возник в том же кругу ранее «Гейльброннской программы» и содержал крестьянские требования, урезанные под воздействием горожан) и так называемое «Дополнение к Гейльброннской программе» (в действительности не столько «дополнение», сколько пересказ в более сжатой форме требований этой программы и требований «Двенадцать статей»; не случайно в книге В.А. Ермолаева этот документ фигурирует под названием «Статьи Вейганда»). Познакомившись с содержанием «Статей Вейганда», следует задуматься над тем, справедливо ли обвиняют горожан в игнорировании крестьянских требований на том основании, что эти требования отсутствуют в тексте «Гейльброннской программы». О взаимоотношениях горожан и крестьян во время Крестьянской войны имеются свидетельства в хрониках Томаса Цвейфеля и Лоренца Фриса. Позиция патрицианской верхушки немецкого города отражена в ответах городских властей на «Меммингенскую петицию». Тщательный анализ документов поможет выявить действительное отношение горожан к крестьянским требованиям, избежать категоричных выводов и составить непредвзятое представление о взаимоотношениях крестьян и горожан во время Крестьянской войны.

Источники

Гейльброннская программа // Ермолаев В.А. Гейльброннская программа: Программа радикального немецкого бюргерства в Крестьянской войне 1525 года. Саратов, 1986. С. 201–209.

Крестьянская война 1525 г. во Франконии: Сб. документов / Сост.
В.А. Ермолаев. Саратов, 1968/69. Вып. 1–2.

Практикум по истории средних веков для студентов-заочников исторических факультетов педагогических институтов / Сост. М.Л. Абрамсон,
С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. М., 1967. С. 196–224; 2-е изд. М., 1971. С. 237–273; М., 1981. Ч. II. С. 83–112.

Практикум по истории средних веков: Позднее средневековье: Методические рекомендации, источники / Сост. Ю.И. Писарев, С.А. Фараджева,
Г.И. Цыпурина, Н.В. Симонова. Москва, 1993. С. 61–152.

Хрестоматия по истории средних веков: Пособие для преподавателей средней школы / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. М., 1950. Т. 3. С. 75–137.

Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время / Под ред. В.П. Волгина. М.; Л., 1929. С. 38–77, 101–119, 121–165.

Рекомендуемая литература

Ермолаев В.А. Франконский город в Крестьянской войне 1525 г. // Средние века. 1954. Вып. V.

Ермолаев В.А. «Реформация императора Сигизмунда» в освещении западногерманского историка // Средние века. 1965. Вып. 28.

Ермолаев В.А. Гейльброннская программа: Программа радикального немецкого бюргерства в Крестьянской войне 1525 года. Саратов, 1986.

Лившиц Г.М. Реформационное движение в Чехии и Германии. Минск, 1978.

Майер В.Е. Роль ростовщического капитала в немецкой деревне XIV–XVI вв. // Проблемы генезиса капитализма: К Международному конгрессу экономической истории в Ленинграде в 1970 г.: Сб. статей. М., 1970.

Майер В.Е. Деревня и город в Германии в XIV–XVI вв.: Развитие производительных сил. Л., 1979.

Микешин A.A. Гейльброннская программа в отечественной историографии // Германская история эпохи Реформации: Исследования и документы. Вологда, 1993.

Микешин A.A. Гейльброннская программа в освещении западных историков-немарксистов // Античность и средневековье Европы: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1994.

Микешин A.A. Гейльброннская программа и цвинглианская реформация // Проблемы эволюции общественного строя и международных отношений в истории западноевропейской цивилизации. Вологда. 1997.

Некрасов Ю.К. О роли торгово-ростовщического капитала в горнорудной промышленности германских земель XVI в. // Проблемы экономического и политического развития стран Европы в античную эпоху и средние века. М., 1975.

Некрасов Ю.К. О роли городов в событиях Крестьянской войны в Германии (по материалам хронистики XVI в.) // Вестник МГУ. Истор. сер. 1977. № 4.

Некрасов Ю.К. Города и крестьяне Южной Германии во время Крестьянской войны (осень 1524 – лето 1525 гг.) // Средневековый город. Саратов, 1978. Вып. 5; 1981. Вып. 6.

Некрасов Ю.К. Об отношении радикально-бюргерской оппозиции к Крестьянской войне // Социальные отношения и политическая борьба в средневековой Германии (XI–XVI вв.). Вологда, 1985.

Некрасов Ю.К. Реформация и Крестьянская война в германских землях XVI в. как раннебуржуазная революция: Историография, причины и предпосылки революции. Вологда, 1984.

Некрасов Ю.К. Города и бюргерство в Крестьянской войне в Германии (на примере Швабии) // Германская история эпохи Реформации: Исследования и документы. Вологда, 1993.

Некрасов Ю.К. Реформа или революция? Реформация и Крестьянская война в германских землях XVI века. Вологда, 1998.

Павленко В.Г. О происхождении и сущности «Хайльбронской программы» // Ученые записки КемГПИ. Ист.-фил. факультет. Кафедра всеобщей истории. Кемерово, 1968. Вып. 16.

Савина Н.В. Купеческие компании и общественное движение в Германии в первой трети XVI в. // Социальная природа средневекового бюргерства XIII–XVII вв. М., 1979.

Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962.

Смирин М.М. К истории раннего капитализма в германских землях (XV –XVI вв.). М., 1969.

Стоклицкая-Терешкович В.В. Немецкий город в эпоху Крестьянской войны // Вестник МГУ. Сер. обществ. наук. 1950. Вып. 2.

Циммерман В. История Крестьянской войны в Германии. М., 1937. Т. 1–2.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7.

СОЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА В КРЕСТЬЯНСКОМ ЛАГЕРЕ
В ИЗЛОЖЕНИИ ЛОРЕНЦА ФРИСА

Бюргеры Вюрцбурга... знали... что маркграф[13] также вооружается [против крестьян] и [и это вызвало у них немалый испуг] что крестьяне открыто говорили: «Так как они должны быть братьями между собою, то было бы справедливо, чтобы это произошло сейчас же, и богатый поделился бы с бедным, в особенности те, кто добыл свое богатство торговлей или иным путем от бедных людей...». Такие же разговоры можно было слышать от некоторых жителей деревни, так что иной зажиточный человек, до сих пор с большим удовольствием и сочувствием смотревший на действия крестьян, пока они его не затрагивали, почесывал затылок и начинал думать о том, какой тяжелый конец может иметь дело.

...Теперь богатые бюргеры начали раскаиваться; они очень хотели бы, чтобы вино снова очутилось в бочках. Но они зашли уже так далеко, что не могли вернуться назад, а должны были идти напролом. Но чтобы все же сохранить свое положение перед простой чернью, которая, по их мнению (и на самом деле так), не может жить без постоянной власти, они раздумывали так и сяк, какие найти средства и пути, чтобы снова установить власть, и усиленно вели переговоры с командирами, советниками и прочими лицами из крестьянского войска так, что был назначен на [воскресенье] Экзауди[14] ландтаг в Швейнфурте, чтобы обсудить вопрос об установлении новой власти и управления...

Крестьянская война 1525 года во Франконии. Сборник документов / Сост.
В.А. Ермолаев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1968. – Вып. 1. – С. 35–36.

ГЕЙЛЬБРОННСКАЯ ПРОГРАММА

(Из «Хроники» Лоренца Фриса)

Какого вида устройство или реформацию нужно принять и установить на пользу и благо всех братьев-христиан:

Во-первых, чтобы все духовные, как Бог повелел и заповедал им в XXVIII главе Матфея, были реформированы и получали содержание согласно с их действительными потребностями, а не взирая на их породу и происхождение, высокий или низкий чин и корень.

К этой статье четыре декларации.

Первая касается важных господ, как-то: епископы, пробсты[15], деканы[16], каноники и тому подобные.

Далее, чтобы все монашествующие, как иноки, инокини, нолльгарды[17], тевтонские рыцари и другие тому подобные, которые с очевидностью опознаны как хищные волки в духовной личине, были реформированы согласно велению Божьему, как написано в Бытии и в XIX главе Матфея.

Далее, чтобы каждая община достала себе хороших пастырей, которые бы старались пасти своих овец только словом Божьим, основанным на Писании; чтобы община могла ставить и смещать их.

Далее, чтобы все священники и избранные лица на службе Божьей показывали пример людям, подобно тому, как это делал наш спаситель Христос. Содержать их должно честно, но с таким расчетом, чтобы остаток шел на бедных, нуждающихся людей и на общую пользу.

Во-вторых, должны быть реформированы все светские князья, графы, господа, рыцари и дворяне, чтобы бедный человек не был отягощен ими так сильно, свыше христианской свободы.

К этой статье тоже четыре декларации. Во-первых, чтобы низшим против князей и господ, бедным против богатых оказывалось равное, скорое и действительное правосудие.

Далее, чтобы все, имеющие лен от Священной империи и ее членов, начиная от князей и кончая дворянами, получали честное содержание, – каждый сообразно своему рождению. Зато они должны верно служить Священной Римской империи, охранять послушных и благочестивых, вдов и сирот, наказывать непослушных и злых.

Далее, чтобы все ленники честно служили единому римскому императору, как указано в писании, более, нежели другим своим ленным господам, светским князьям империи, для христианского мира и умножения империи; чтобы они без дальнейшего отягощения охраняли бедных подданных; чтобы они любому человеку оказывали помощь, совет и правый суд, дабы никто не жаловался на бесправие.

Далее, чтобы все князья, графы, рыцари, дворяне, служилые – все равно, получили ли они лен от империи и имперских князей или нет, – должны вести себя по-божески, по-братски, по-христиански, честно, чтобы никто не терпел от них несправедливых отягощений. Они должны также посильно и верно охранять и защищать слово и право Божье от всякого насилия, чтобы оно не уничтожалось нарочно, как это случалось до сих пор.

В-третьих, все без исключения города, коммуны и общины в Священной империи должны быть реформированы и утверждены по божескому и естественному праву, согласно с христианской свободой.

Далее, чтобы против этого никто не вводил ни старой, ни новой человеческой выдумки ради своекорыстия, но чтобы бедному помогали так же, как богатому, и чтобы поддерживалось братское единение.

Далее, чтобы можно было выкупить всякий ценз с земли, считая по 20 пфеннигов за 1 пфенниг[18].

Далее, чтобы купцам было безопасное передвижение и чтобы на продажу любого товара был установлен порядок, которого бы и держались при торговле, чтобы преуспевала и множилась общая польза.

В-четвертых, никаких докторов[19], духовных или светских, нельзя допускать ни заседать, ни говорить, ни давать советы, ни действовать в каком бы то ни было княжеском совете и в каком бы то ни было суде, но их нужно устранить совершенно так, чтобы они от человеческих законов обратились к божественному Писанию и в качестве лиц искусных были призваны проповедовать, ибо от их деяний разоряется много народа...

Далее, так как доктора суть не наследственные служители права, но наемные холопы, которые из корысти чинят проволочки и неспешно подают советы и служат, то ни в каком суде они не должны заседать, постановлять или произносить приговор. Далее, так как ясно как день, что через корысть докторов обе стороны часто терпят проволочку лет на десять и больше, то докторов нужно звать пасынками, а не законными наследниками права. Потому никого из них нельзя допускать ни в какой суд.

Далее, если, однако, какой-либо государь или город пожелают иметь одного или несколько докторов, то не сажать их в совет, но употреблять их лишь для совещания. Таким образом, у этих советчиков остается возможность применить разум и мудрость на умягчение, или усиление, или закрепление решения, поскольку Бог обещал каждому справедливому человеку способность познать справедливость.

В-пятых, хорошо бы было, чтобы никто из духовных, будь он высокого или низкого чина, не принимался в Совет империи.или другого светского князя, господина или коммуны, ибо это им запрещено, как ясно видно в Писании.

Причина та, что через светскую мудрость и жизнь они затемняются в Духе Божьем, становятся ленивы и пренебрегают Божьею службою. А больше всего надо опасаться, что их обольстят светские почести, так что они потеряют Божью благодать, если только она была у них...

В шестых, хорошо было бы, чтобы в империи было устранено все светское право, которое употреблялось до сих пор, и утверждено было право божеское и естественное, как указано выше и ниже; тогда бедняк имел бы столько же доступа к праву, сколько самый главный или самый богатый.

Пусть императорский камергерихт[20] в Священной империи германской нации состоит из 16 храбрых, честных, безупречных мужей – именно: 2 от князей, 2 от графов и господ, 2 от рыцарства, 3 от имперских городов, 3 от княжеских городов, 4 от всех коммун в империи. Они должны будут выбрать себе [в председатели] имперского камеррихтера из графов или господ. И из числа этих 16 лиц истец и ответчик должны выбирать себе ходатая и советника по своему делу. Взятые в камергерихт лица до этого должны, по крайней мере, 10 лет заседать и действовать в суде...

В-седьмых, хорошо было бы устранить все имевшие доселе место пошлины[21], проводные поборы, пошлины со съестных припасов и другие подати и отягощения, за исключением самого необходимого, дабы простой человек не терпел бы от корысти.

Причина: так много развелось пошлины у духовных и светских князей, графов, господ, рыцарей, дворян, прелатов и городов, что этим затруднены все купеческие сделки, и простой человек все дороже и дороже покупает даже розничный товар.

Далее, необходимые пошлины на поддержание общеполезных нужд – мостов, дорог, путей – должны продолжаться, а остаток от них должен откладываться на общую пользу.

В-восьмых, все дороги в немецком народе должны содержаться свободно и без принуждения, без насилий и проводных поборов, без всякого исключения, ибо князья и господа держат их на правах лена от Римской империи. А если в области какого-нибудь князя или господина кто-нибудь потерпит ущерб или у него будет отнято его имущество, то пусть этот самый князь или господин вполне за это заплатит и возместит убыток.

Далее, должна быть отменена всякая пошлина с вина, пива и меда, разве что-либо из этого будет оставлено по причине основательной.

В-девятых, должны быть устранены помоги и другие податные новшества. Исключение: римскому императору[22] должна быть оставлена его подать, которая взимается раз в 10 лет, как подтвердил и Бог в главе XXII Матфея.

В-десятых, вся золотая и серебряная монета должна быть переплавлена и приведена к одному зерну и весу, однако без ущерба для вольностей и прав каждого.

И чтобы всякое горное дело было сделано свободным, будь то золото или серебро, ртуть, медь, свинец или что иное, без всякого исключения. Кроме того, необходимость требует, чтобы вся добыча золота, серебра, свинца и меди принималась имперскою камерою и покупалась за постоянную плату.

Далее, появилось много новых господ, чеканящих свою монету, отчего старая хорошая монета пропала, и распространилась в большом количестве малоценная монета. Хорошо бы выяснить право и давность этого чекана, и что не находит себе основания в вольностях и старых правах, то отменить, а исстари чеканивших свою монету, убедившись в необходимости, допустить; но они должны сообразоваться с имперской монетой, как она будет установлена и в смысле монетного дохода и в смысле чекана; на одной стороне должен быть имперский орел, на другой – герб чеканящего монету господина.

Далее, было бы достаточно иметь во всей империи 20 или 21 чеканщика. Они должны были бы под присягою и под страхом сожжения чеканить по всей империи золото и серебро одного зерна и веса, чтобы простой человек не терпел обмана в монете. И чтобы такие монетные дворы были установлены сообразно с положением страны и торговыми оборотами.

Далее упомянутые монетные дворы должны быть расположены в следующих странах и границах: Австрия, Бавария, Швабия, Франкония, верхнее течение Рейна.

В-одиннадцатых, нужно обратить внимание на большие потери бедных при покупках и продажах. В империи должна быть введена одна мера, один локоть, один воз, одинаковый вес, одна длина для сукна, бумазеи и всех других товаров. Отсюда следует, что все пряности и другое, что продается на центнер, будут иметь одинаковый вес. Но какие пряности или подобные товары продаются на фунты, те должны иметь вес города Труа[23].

В-двенадцатых, чтобы компании, как Фуггеры, Гехштетеры, Вельзеры и т. п., были отменены, ибо от их произвола богатые и бедные одинаково терпят отягощение во всех товарах.

Составляется ли компания или кто торгует один, в торговле нельзя иметь больше 10000 гульденов. А у кого окажется больше, у того отнять в казну основной капитал и излишек наполовину.

Далее, купец, который сверх 10000 гульденов имеет избыток в деньгах, может, кому хочет, давать всякие ссуды и помогать по-евангельски.

Далее, если купец, сверх своего вложенного в торговые дела капитала, имеет избыток в деньгах, то он может отдать их совету своего города и в год брать 4 гульдена со 100. А господа советники могут ссужать их бедным людям под обеспечение и брать 5 гульденов со 100, и бедному, и способному при этом можно будет кормиться.

Далее, чтобы всякие монетные разменные сделки были запрещены и устранены под угрозою тяжелого наказания.

Далее, чтобы было установлено соглашение между большими оптовиками и торговцами, чтобы более бедным осталась разница и они могли бы кормиться.

Далее, чтобы мелкие торговцы в городах, которые продают всякого рода товар и мелочи, были разделены и чтобы каждому разрешался только один товар.

В заключение, чтобы были устранены всякие союзы князей, господ и городов, и чтобы всюду соблюдался только императорский мир, без всяких проводных поборов и иных отягощений», и всякие частные распоряжения, установленные с этой целью, должны быть устранены и никогда не должны устанавливаться впредь под угрозою потери всех вольностей, ленов и регалий.

Также пусть все в империи, даже иностранцы из других королевств, странствуют свободно и безопасно, верхом, в повозке, водою, пешком и не принуждаются ни к каким проводным поборам и ни к какому личному или имущественному отягощению, на преуспеяние бедному человеку и общей пользе. Аминь.

Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время / Под ред. В.П. Волгина. – М.; Л., Госиздат, 1929. – С. 150–156.

ДОПОЛНЕНИЕ К «ГЕЙЛЬБРОННСКОЙ ПРОГРАММЕ»

(из «Хроники» Лоренца Фриса)

«Слово Божье безвозбранно проповедовать и провозглашать; отменить все, что противно сему, и [ввести] то, что до сих пор запрещалось так называемым духовенством.

Все духовные дома[24] должны быть употреблены на пользу общую.

Не должно быть более нищих; всякий нуждающийся христианин должен снабжаться по праву.

Все ныне живущие духовные должны быть снабжены до конца их дней прокормом и прибытком с их доходных статей, но с таким расчетом, чтобы никто не имел более 100 гульденов, а епископ – не более 1000; все, что сверх сего, а также сокровища и ценности церковные идут в общую кассу в распоряжение светских властей и на пользу общественную.

Чтобы теперь и впредь наряжались и давались бы нам духовные лица и наставники по слову Божьему.

Чтобы в послушание императорскому величеству и светской власти, в чем мы охотно пребываем, установлен был суд равный, безволокитный, правильный, чтобы в нем решались дела князей, господ, городов и дворян, а также апелляции бедных людей. Сии земские суды, а также имперский камергерихт должны состоять не из мотов, франтов, гуляк и объедал, а из людей прилежных, чтобы беднякам не было излишних расходов и волокиты.

Чтобы установленные таким образом земские суды, а также камергерихты имели бы каждый своего фискала[25], к которому бедные люди обращались бы в случаях нарушения закона, насилия и несправедливости и который карал бы эти деяния в силу должности.

Чтобы повсюду назначен был капитан с несколькими, смотря по надобности, рыцарями, которые поддерживали бы в данной местности императорский суд и мир, исполняли бы приговоры, а также блюли бы дела императора, князей и всей империи. Все это должно в полной мере оплачиваться из доходов духовных поместий, и таким образом низшее дворянство будет кормиться, а крестьянин и солдат вернутся к работе...

Согласны мы последовать всяким наследованным правам, большой десятине, аренде, чину и службам князей, господ, городов и дворянства, но просим принять во внимание малую десятину и отменить ее.

Пошлины вообще отменить, но для содержания дорог, путей и мостов оставлять необходимое в должной умеренности.

Отменить всякое крепостничество. Чтобы всякому человеку дичь и птица на его земле были бы свободны. Кто же их хочет держать и оберегать, пусть делает это без вреда другим.

Все текучие воды тоже должны быть свободными. Но что получено по наследству или по договору, пусть остается по пошлине.

Чтобы все пошлины и взимания с вина, хлеба, мяса и других съестных припасов были отменены как в городах, так и в деревнях.

Чтобы посмертный побор отпал совсем, а деньги за допуск взимались бы с умеренностью.

Чтобы все десятые деньги и особые договоры были отменены.

Чтобы светским князьям, господам, городам и дворянству ущерб их от утраты всяких пошлин, поборов и взиманий был должным образом возмещен из духовных владений, но без вреда для расходов по суду и по общеимперским нуждам, а также без вреда для поддержания порядка.

Чтобы купеческие компании и всякое фукерство[26] были бы отставлены.

Чтобы создана была общеимперская монета, как недавно определило и новое имперское постановление.

Чтобы всякие меры и вес во всех землях были бы одинаковыми по объему и виду.

А для утверждения всего этого, а также всего того, что отсюда вытекает на пользу и нужды христианского порядка и его поддержки, мы просим немедля создать особое имперское учреждение – 12 человек от благородных, 12 от имперских городов, 12 от простого люда и 7 христианских пастырей или проповедников, – и чтобы они обязались и поклялись не расходиться, пока не примут большинством постановлений по всем статьям.

А также чтобы назначены были люди, которые отныне поведут и исполнят дела государства и христианства, но без всякой бесполезной пышности, великих издержек и затяжек, как то бывало до сих пор».

Статьи эти не больно отличаются от вышеприведенных, но несколько сдержаннее и мягче, без сомнения, с той целью, чтобы побудить дворянство и города тем скорее примкнуть к мнению крестьян.

Хрестоматия по социально-экономической истории Европы в новое и новейшее время / Под ред. В.П. Волгина. – М.;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: