Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники

Киники. Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген.

Философия эпикуреизма. Школа эпикуреизма возникла от имени её основателя – Эпикура. Высшим благом Эпикур признавал удовольствие, которое он понимал как отсутствие страдания. Удовольствие должно быть подчинено благоразумию. Умение сочетать разумное и приятное даётся человеку не легко, поэтому душевное равновесие или спокойствие души (атараксия) достигается в ходе долгого обучения. Человек должен быть свободен от страха перед природой и смертью, избегать отрицательных страстей и ненависти.

Философия стоицизма. Школа стоиков была основана Зеноном Китионским. Он проводил собрания школы в греческом городе Стоя, откуда и произошло название «стоицизм». Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Все равны перед природой, поэтому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. В учении стоиков развит момент смирения с судьбой. Человек должен подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не находится в его власти.

Философия скептицизма. Скептики отвергали само познание как таковое. Если воздержаться от всяких суждений о вещах, то можно достичь устойчивого и невозмутимого покоя. В этом они видели высшую ступень блаженства.Доводы против правильности как чувственного восприятия, так и разумного познания, скептики объединили в десять тезисов. В первом тезисе подвергаются сомнению положения о действительности различия физиологической структуры видов животных. Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения. Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные состояния воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон). Пятый тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие. В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов. Седьмой тезис указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи. Восьмой опирается на тот факт, что определение взаимоотношений между вещами является относительным. Девятый тезис отражает тот факт, что «привычные и непривычные вещи» вызывают различные чувства. Десятый тезис поддерживает убеждение в том, что ничего нельзя утверждать позитивно — ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

Философия неоплатонизма. Неоплатонизм в определенной мере проявляется в отказе от рационализма предшествующего философского мышления. Представителем неоплатонизма является Плотин. Он считал, что основой всего существующего является сверхчувственный божественный принцип, который является непознаваемым. Все остальное, что существует в мире, производно от этого истинного бытия. Природа сотворена так, что через материю проникает божественный принцип. Плотин создает градацию существования. На вершинах этой градации стоит божественный принцип, далее — божественная душа, а ниже всего — природа.

Душа является определенным переходом от божественного к материальному. Душа — это нечто чуждое материальному и телесному. Данное понимание души отличается от понимания эпикурейцев, греческих и римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом органически. Она является частью общей души. Телесное должно быть преодолено. В этом состоит смысл учения об этике. Принцип добра соединен с божественным разумом или душой. Зло связано с материальным чувственным миром. Истинным познанием является познание божественного принципа, который не может быть познан чувственным или рациональным путем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: